Такая разная память о войне
В начале ноября ветерану уголовно-исполнительной системы Смоленской области Светлане Ивановне КЛЮЕВОЙ исполнилось 85. Она родилась за два года до начала Великой Отечественной войны, жизнь оказалась непростой, полной своих печальных и радостных совпадений. Много лет назад в день своего рождения она похоронила любимую маму, а в этом году именинница отмечала двойной праздник: ровно в свой юбилей Светлана Ивановна во второй раз стала прабабушкой!
Падать духом и скучать дома нашей героине некогда: не позволяет родительское воспитание и первый учитель в жизни – жестокая война. И сегодня своим оптимизмом, жизнелюбием и секретами душевной молодости Светлана Ивановна готова по-прежнему удивлять и искренне делиться с каждым, кто заглянул к ней в гости.
Женский коллектив – лучший коллектив
Пятиклассница Светлана вместе с родителями переехала в посёлок Горный Сафоновского района в далёком 1952 году. Она родилась в Баку, жила в Харькове и на Западной Украине, затем в Ульяновской области, на Волге и даже в Восточном Казахстане, но лучшие детские и молодые годы Светланы Ивановны прошли здесь, на Смоленщине. Тут она встретила свою первую и единственную любовь – супруга Михаила Андреевича, здесь же родилась и выросла их дочь Лариса.
Наша собеседница вспоминает, как после школы мечтала преподавать французский язык. Уж больно красиво он звучит! Но не сложилось: свыше двух десятилетий женщина отработала в сфере общественного питания, а затем более 16 лет – старшим бухгалтером бюджета в исправительной колонии № 3. В её послужном списке насчитывается около 30 поощрений и имеются такие почётные звания, как «Лучший бухгалтер», «Лучший наставник» и «Ветеран труда».
Со светлой грустью Светлана Ивановна вспоминает многих своих коллег. Говорит, работать было хоть и трудно, но всегда интересно. В её подчинении находились 16 девчонок, у каждой – свой нрав и характер, к каждой нужно особый подход подобрать да научить ладить друг с другом. А служебных дел, отчётов и справок по ревизии, где предстояло выверить каждую цифру и не ошибиться ни в одной, – горы! Но в свой адрес наша собеседница часто слышала добрые слова. Говорит, женский коллектив удалось сплотить, а это уже первый шаг на пути к успехам в работе. Светлана Ивановна не успевала следить, как пролетали трудовые будни, а если задерживалась на работе, дома всегда ждал и помогал муж.
«Нас воспитала война»
Отец нашей собеседницы был военным и после рождения Светланы решил уйти на «гражданку», выбрав мирную профессию тракториста. В семье уже подрастал старший сын Володя.
В 1940 году они все вместе переехали в Харьков, но толком обустроиться на новом месте не успели – началась война. В первые же дни отец ушёл на фронт, его не видели долгих пять лет. Дети остались с мамой и бабушкой.
– Лишь изредка мы получали от папы весточки и тогда понимали, где он находится сейчас, – вспоминает Светлана Ивановна. – Мама очень переживала, украдкой плакала, но виду не подавала. Отец прошёл Кёнигсберг, Польшу, дошёл до самой Германии. А мы… Мы – дети войны, выращенные прекрасными родителями, которым по плечу оказались все выпавшие на их долю испытания и житейские трудности. Но также нас воспитала и война. А она, совсем не ласковая и не добрая, как мама или бабушка, стала для нас хорошим учителем в жизни.
И эта война безжалостно шагала по большой стране. Фашисты бомбили города, бомбили Харьков, не щадили никого. Конечно, воспоминания трёхлетнего ребёнка обрывочны и в чём-то несвязны, но как забыть то, что не удаётся забыть? Вот и сейчас, глядя на то, что происходит на Украине, Светлана Ивановна говорит, что всё это уже видела. Как и многие из нас, она с замиранием сердца смотрит новости, молится за российских солдат, которые снова – спустя 80 лет – борются с нацизмом, защищают мирных людей.
Этот букет сирени из 42-го
В доме, где жила их семья, не было ничего – ни отопления, ни воды, ни электричества. Чтобы прокормить детей (а к тому времени в семье родилась младшая сестричка Валя), маме приходилось украдкой в городе обменивать кое-какие их вещи на хлеб и другую еду. Света с братом хвостиком ходили за мамой.
– В один из таких дней за нами увязался немец, – рассказывает Светлана Ивановна. – Сначала по-хорошему уговаривал маму, мол, отдай девочку (то есть меня), увезу её в Германию, там у меня дом. Но какая мать может отдать своего ребёнка?! Затем начал угрожать, преследовал до самого порога. Я была спокойна, ну зачем маме отдавать меня этому незнакомому мужику? Лишь потом, спустя годы, по-другому взглянув на многие вещи, я поняла, как страшно было маме, молодой женщине, и на что был способен тот человек. Всё закончилось хорошо: бойкой бабушке удалось уболтать немца, и он от нас отстал.
В начале лета 42-го оставаться дальше в Харькове было невозможно. Под бесконечными бомбёжками и угрозой подступавшего голода семья бежала в Западную Украину, на родину отца.
Очередной переезд, времени на сбор вещей не оставалось. И вот маленькая Светочка вместе с родными неудобно сидит на полу, на какой-то тонкой и грязной подстилке, в переполненном вагоне душного товарного поезда. Вокруг летают полчища назойливых мух. Воздух пропитан пылью и непонятным, затхлым запахом. А в руках у девочки настоящий букет сирени – ароматный, невероятно красивый и будто волшебный!
Светлана Ивановна, кстати, и по сей день большая любительница цветов. На её огороде они, самых разных видов и сортов, растут с ранней весны и до поздней осени. Но ту сирень из 1942 года она запомнила навсегда. Её перед отправлением поезда нарвала мама, чтоб дети отмахивались от надоедливых насекомых. Света маму, конечно, послушала и старалась отбиваться от них, что было сил, но потом решила – пускай лучше её покусают эти самые мухи, а она будет любоваться букетом!
За всё спасибо Богу
На новом месте в Западной Украине жизнь закипела. В небольшой каморке они сложили сносную печку, соседи принесли дров. Летом мама работала в местном колхозе на заготовке сахарной свёклы и пропадала в полях с самого утра и до темноты. Зимой вязала и продавала вещи в соседнем городке.
А дети – дети войны! – старались что было сил помочь уставшей маме. За главного в доме оставался семилетний Володя, а девочки следили за хозяйством. Пока брат совершал вылазки в лес за хворостом, Светлана, например, рубила дрова. Да как рубила! Шрам от удара топором на пальце ноги остался ей на память на всю жизнь. В другой раз малышка пошла на родник за чистой водой и, не удержав тяжёлый кувшин, нырнула с головой в речку. К счастью, спасла её соседка, вовремя разглядевшая у берега не по годам самостоятельную девчушку.
– Но жить стало немного легче, – вспоминает наша героиня. – Мы помогали друг другу, не боясь никакой работы, дружили с соседя
ми. Мама старалась радовать нас хоть на праздники чем-то вкусненьким. А много ли нам, детям, тогда надо было? Помню, как в первый раз мы попробовали белый хлеб! Мама привезла целую буханку из города, как мы радовались тогда! Наверное, за всю мою жизнь ничего вкуснее я не ела! А чай с мятой и сахарным песком? Это был настоящий праздник! У нас не было посуды, стола, но мама налила кипяток в большую миску, поставила её на табуретку, бросила в воду мятных листочков, посыпала туда сахарку. И мы хлебали этот чай ложками…
Отец вернулся с фронта после окончания войны. На новом месте – в Смоленской области – у семьи началась новая жизнь. На танцах в местном клубе Светлана Ивановна познакомилась с будущим мужем. Вместе они прожили 47 лет.
Две страшные потери – сначала смерть мамы, а затем, спустя много лет, и любимого супруга – не сломили сильную женщину. Она радуется каждому новому дню, с удовольствием занимается дачей, выращивает цветы и, конечно, сирень, а своё утешение Светлана Ивановна нашла в правнуках и часто благодарит Бога за то, что даже в самые тяжёлые времена она всегда чувствовала его защиту и поддержку.
Варвара КОРОЛЁВА
Фото: пресс-служба УФСИН России по Смоленской области