Жена полковника Бугаева
Полковник милиции в отставке Виктор Константинович Бугаев – человек достаточно известный в Смоленской области. Более 33 лет своей жизни он отдал службе в органах внутренних дел, за это время став настоящей легендой уголовного розыска и ярким примером офицера, который, не считаясь с личным временем и собственными интересами, отдавал всего себя во благо общего дела.
Но, как известно, за каждой крепостной стеной, как и за каждым полковником, стоит надёжный тыл. Жена полковника Бугаева, интеллигентная и скромная Людмила Петровна – та самая женщина, которая в пору трудовых подвигов супруга смогла на своих хрупких плечах вывезти всё: хлопоты по дому и хозяйству, заботу о двоих детях-подростках и, конечно, свою работу, которая в действительности не менее опасна и трудна, чем служба Виктора Константиновича. О своём призвании и верности выбранной профессии, отношении к сложной работе мужа она рассказала нашему корреспонденту.
12 января этого года Людмиле Петровне исполнилось 70 лет. По сей день она – главная медсестра филиала «Психиатрическая больница» ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России, а её пациенты – осуждённые преступники с различными отклонениями в психике. Как и многие старожилы системы, в ведомство она попала случайно, по совету сослуживца мужа, и, как думала изначально, ненадолго – лет эдак на десять, до наступления льготной пенсии.
– Но… привыкла, понравилось, задержалась, осталась, на пенсию не собираюсь! – так бойко и кратко, в несколько слов, наша собеседница охарактеризовала свой трудовой путь в ведомственной больнице. Путь длиной почти в 43 года...
Не душите в себе доброту!
В начале 70-х годов Людмила Петровна, коренная смолянка, с отличием окончила медицинское училище в областном центре. Учиться очень старалась, отец с матерью всегда говорили: «Раз взялась за дело, выполняй его хорошо до самого конца». На долгие годы эти слова стали девизом, а порой и спасательным кругом в жизни нашей собеседницы.
Прежде чем оказаться в рядах уголовно-исполнительной системы региона, Людмила Петровна около десяти лет отработала сначала медсестрой в Смоленской областной клинической больнице, затем – в процедурном кабинете одной из поликлиник города.
– В областной больнице мне очень нравилось, хотя, конечно, временами было тяжело, – вспоминает она. – Могли и на вторые сутки остаться, если требовалось. Порой перекусить не успевали или присесть! Ну а мы ничего страшного в этом не видели. Главное, от души помогали людям – больным, которым требовались наши забота и уход, старались выполнять их просьбы, помочь и делом, и добрым словом. Да и коллектив подобрался хороший, мы были друг за друга горой. И работать успевали, и на танцы сбегать, и театр посетить, участвовали во всех субботниках и демонстрациях. Потом появилась семья, дети – но все заботы были не в тягость, а в радость! Молодость, она ж такая! Трудностей не замечаешь.
Перейдя на работу в уголовно-исполнительную систему Смоленской области, Людмила Петровна с головой окунулась в иную жизнь. Медицинскую помощь теперь приходилось оказывать не совсем обычным пациентам.
– До 1989 года наше учреждение являлось спецбольницей для лиц, совершивших преступления, но по решению суда эти люди освобождались от отбывания наказания в колониях и помещались на принудительное лечение сюда к нам, так как имели различные психические отклонения, – объясняет наша героиня. – Сейчас это межобластная психбольница для лечения и реабилитации осуждённых.
Поначалу, конечно, молодой медсестре было страшно и тяжело работать с таким спецконтингентом. Всё-таки их пациенты – это люди, за плечами которых совершённые тяжкие и особо тяжкие преступления, это грабители, насильники, убийцы и даже «воры в законе». По-матерински жалко было лишь малолеток, по глупости угодивших за решётку.
Людмила Петровна вспоминает, что на первых порах бывали моменты отчаяния, когда казалось, что всё, наступил предел, пора увольняться, хватит того, что у мужа та ещё работа, нервная и напряжённая… Что спасало в такие мгновения? Наша собеседница отвечает просто: спасала любовь к избранной профессии и верность порученному делу, которое, по совету родителей, в любых условиях нужно выполнять хорошо до самого конца… Тогда ещё молодая женщина даже представить не могла, что спустя годы за заслуги в развитии пенитенциарной медицины России ей будет вручена одна из самых почётных наград ведомства – медаль имени Фёдора Гааза.
Вспоминая былые годы работы, наша собеседница отмечает, что на новом месте ей пришлось себя перестраивать и чётко соблюдать имеющиеся инструкции. Если раньше по своей душевой доброте она по первому зову старалась помочь больному и выполнить его пожелания, то тут научилась вежливо и сухо отвечать пациенту «нет» на те просьбы, что выходят за рамки установленных в учреждении правил.
– Ко всем больным я отношусь одинаково ровно, строго и без предвзятости, – продолжает наша собеседница. – За это они меня и уважают. Знают, что предупреждать за нарушения или простить могу максимум один-два раза, а затем доложу руководству. С осуждёнными надо быть честными, держать своё слово и не давать слабины. Сказала «прощу» – значит, надо простить. Сказала «доложу» – значит, иду и докладываю врачу! По-другому здесь никак! «Хуже зэка нету человека» – эти слова мне сказал один из осуждённых, и я запомнила их на всю жизнь. Но, знаете, за все эти годы я поняла главное: где бы и с кем бы вы ни работали в жизни, не стоит в себе душить доброту. Обычную человеческую доброту по отношению к окружающим, которой порой так не хватает каждому из нас.
С любимыми не расставайтесь
Особенно нелегко, по словам Людмилы Петровны, было смириться с напряжённой работой супруга. Если Виктор Константинович возвращался со службы до девяти часов вечера, в семье наступал чуть ли не праздник – дети, сын и дочь, не отходили от отца. Но чаще один из главных сыщиков Смоленской области задерживался и появлялся дома ближе к ночи. И мог уйти той же ночью на очередное оперативное задание.
Служебный чемодан мужа Людмила Петровна никогда не разбирала. Исправно, в боевой готовности, он всегда стоял у входной двери и ждал своего часа. После поступления сигнала о срочном сборе сотрудников жена полковника Бугаева вновь и вновь отравляла мужа «отдавать долг Родине», неизменно провожая долгим взглядом у окна.
И, конечно, очень переживала, когда муж уходил в ночь. Он мог вернуться домой и через сутки, и через двое, просидев всё это время в засаде где-нибудь на окраине города, или прийти, сам того не заметив, с распоротым рукавом пальто. Людмила Петровна понимала: очередной жулик с ножом в руках намеревался доказать, что он сильнее, и оказать сопротивление милиционеру.
Но от всяческих подробностей своей службы Виктор Константинович старался оберегать супругу и, в свою очередь, тоже всегда переживал, когда жена уходила на работу. Несмотря на то что в помощниках у медперсонала больницы были и есть крепкие санитары, ситуации могут быть всякие. Наверное, в этом – в постоянной заботе и переживании за свою вторую половинку – и кроется секрет их крепкого и счастливого брака.
Вместе они прожили 47 лет. Виктора Константиновича не стало в июне 2023 года. Верная спутница полковника Бугаева уверена: расставание с любимым человеком всегда предполагает впереди их новую встречу. Ну а своё утешение сейчас она находит в детях, внуках и, конечно, в любимой работе.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Фото: из архива Людмилы БУГАЕВОЙ, Варвара КОРОЛЁВА
Варвара Королёва