Ничего серьёзного невозможно добиться, если ты не вкалываешь
Семейный альбом 2024

Ничего серьёзного невозможно добиться, если ты не вкалываешь

29 ноября 2024 года в 11:45

«Смоленская газета» продолжает публикацию интервью, подготовленных в рамках цикла «Семейный альбом. Новые страницы» – совместного проекта радиоканала «Смоленская весна» и Смоленской епархии. Наши собеседники – представители смоленских династий, с которыми мы говорим о семейных традициях, особенностях воспитания, любви к Богу и Отечеству, сохранении уважения и взаимопонимания в семьях, способах преодоления трудностей.

У нас в гостях братья Чурановы: Василий Сергеевич, Александр Сергеевич и Евгений Сергеевич. Фамилия Чурановых – уже своего рода бренд Смоленщины, который известен далеко за пределами региона. Проекты семьи – это не только что-то новое и интересное, но, как правило, масштабное и актуальное. И, конечно же, мы поговорили о семейных традициях, которые были заложены несколькими поколениями.

Династия инновационных предпринимателей

Вы проявляете себя в совершенно разных сферах деятельности. Перед началом разговора мы с вами попытались вашу династию обозначить какими-то терминами и пришли к общему мнению, что династию Чурановых мы назовём династией инновационных предпринимателей. Насколько это верно?

В. Ч.: – Что нас точно объединяет, и не только троих братьев, но ещё и наших родителей, это то, что мы все закончили Смоленский энергоинститут. Мы – с настоящим инженерным образованием. А как говорят в энергоинституте, если ты это образование получил, дальше можешь быть кем угодно. Техническое образование даёт в первую очередь голову, ум, инновации, а дальше каждый применяет это в своей сфере, там, где ему ближе. Поэтому – хотя мы так или иначе работаем в общем холдинге – каждый ведёт свою определённую линию, идёт своей дорогой, при этом объединяясь и сотрудничая друг с другом.

Вы по каким специальностям учились?

А. Ч.: – Мы с Васей учились на одной – «Автоматизированные системы обработки данных». А Женя учился...

Е. Ч.: – Я учился на специальности «Оптико-электронные приборы и системы».

А. Ч.: – Энергоинститут прививает как раз системное мышление, которое в итоге позволяет тебе работать в разных сферах, даёт умение структурировать информацию.

Насколько вы вовлечены в бизнес друг друга? В курсе ли вы каждую минуту, чем занимаются ваши братья?

В. Ч.: – У нас, знаете, своего рода семейный совет директоров. Операционно мы не влезаем в дела друг друга, но при этом, поскольку у нас, так сказать, общее бизнес-направление, мы поддерживаем друг друга, понимая, что если где-то там может не получиться, то получится здесь. Каждый друг на друга может рассчитывать, это такая своего рода диверсификация. При этом получается не ссориться, потому что мы не заходим на территорию друг друга, не учим друг друга, как принимать решения или делать бизнес.

А. Ч.: – Ещё у нас всех есть общее философское отношение к бизнесу. Для кого-то бизнес – это сугубо материальная история, и много случаев, когда родственники перегрызают друг другу горло за эти деньги. У нас с рождения этого нет. Для нас бизнес, деньги – это ресурсы для достижения каких-то более высоких целей. И мы очень хорошо, спокойно относимся к тому, что где-то потеряешь, где-то приобретёшь. Это классно, что мы в этом совпали. И у нас нет конфликтов на этот счёт. Мы знаем, что нам хочется чего-то большего, и мы идём к этому.

Если в бизнесе цель не деньги, не прибыль, то какая эта высшая цель? Ради чего всё делается?

В. Ч.: – В каждом бизнесе драйвит что-то своё. Например, у нас одно из направлений – цифровизация промышленных предприятий. Мы приходим на завод, подключаем станки к системе, которую мы сами сделали, и собираем информацию, как это оборудование работает, насколько эффективно. После чего даём менеджменту предприятия инструменты повышения эффективности. Знаете, какой процент загрузки оборудования в среднем на российских предприятиях? Примерно тридцать процентов. То есть, представляете, семьдесят процентов времени станки просто простаивают. Потенциал огромный.

Ноу-хау в Сколково

Давайте об этом вашем проекте поговорим подробнее...

В. Ч.: – Открывшийся недавно в Смоленске отраслевой центр компетенций по цифровизации промышленности возник с абсолютно простой идеи. Когда наш отец, Сергей Александрович, работал на заводе, он придумал, что со станков можно собирать определённые данные. Мы условно говорим, что станки сами рассказывают директору предприятия, чем они занимаются, минуя большое количество посредников на заводе. А если не занимаются, то рассказывают, почему они простаивают. И мы научились всю эту информацию собирать. Причём ноу-хау отца состоит именно в том, что он придумал, как с любого станка эту информацию получить. А я уже подключился к проекту чуть позже, когда нужно было эту идею оформить и активно выводить на рынок.

Мы зашли тогда в Сколково, были там одними из первых резидентов. Показали этот проект большому количеству заводов. Тема понравилась. Потом показали Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он поддержал. Сейчас мы, пожалуй, лучшие в стране эксперты по цифровизации в машиностроении.

До пандемии продавали наши решения в двенадцать-тринадцать стран: Сингапур, Малайзия, Южная Корея, Западная и Восточная Европа. Сейчас работаем с Индией и ещё с рядом дружественных стран. Но в основном на сегодня это, конечно, Россия, потому что машиностроение в данный момент – самый быстро растущий сегмент промышленности. И там нужно проводить цифровизацию, повышать эффективность работы оборудования. Для нашей промышленности это шанс перейти на новый качественный уровень. И я считаю, что перед нами открылось окно возможностей, чтобы применить наши технологии на пользу стране.

У нашего отца в связи с этим мечта, чтобы жизнь в стране улучшилась.

Настолько цели глобальные?

В. Ч.: – Да. Человек, который заработал денег, у которого есть семья, дети все выросли, ему это очень интересно. Вот он сейчас самый, наверное, старший сотрудник у нас в компании, но при этом всех тормошит, раскачивает и сетует, почему мы так медленно движемся.

Бывают такие ситуации, когда вы обдумываете какой-то вопрос, а потом говорите: нет, пойдём к отцу, он сейчас нам всё разложит, всё расскажет?

В. Ч.: – Я могу сказать по себе, потому что я с ним работаю непосредственно: именно так это и происходит. Когда мне нужно что-то обсудить, я понимаю, что самая сильная вещь, которую я могу сделать, – это поговорить с отцом. У меня ни с кем, как с ним, не появляется так много новых идей и решений, которые в итоге всегда оказываются правильными.

О физиках, лириках и написанных книгах

А как вы в принципе относитесь к разделению людей на физиков и лириков, на технарей и гуманитариев?

Е. Ч.: – Мы принимаем это и учимся работать и с теми, и с другими. Поэтому в том числе какая-то инновационная сила нашего рода или нас троих – это способность объединять вокруг себя людей разных направлений: от физиков до лириков, от инженеров до художников и дизайнеров.

В вашей жизни есть кусочки лирики? Может быть, увлечения, хобби, которые диаметрально противоположны вашему жёсткому инженерному уму?

А. Ч.: – Наверное, путешествия. Это то, что можно отнести к лирике. Сейчас это моя профессиональная сфера деятельности, которая балансирует тяжёлое промышленное IT, которым занимаются Вася и Женя.

Путешествие для нас... Например, родители сейчас в путешествии, мы уезжаем через два дня в путешествие. Дети наши тоже очень часто путешествуют, потому что сейчас для нас это больше, чем отдых. Мы уже давно не называем путешествия отдыхом и не ездим лежать на пляже. Для нас путешествие – это развитие. Развитие себя как личности, развитие бизнеса, потому что огромное количество идей привезено из путешествий. Недавно у меня вышла книга, в которой я рассказываю о том, что путешествия – это в первую очередь инвестиции в себя. Ничто, на мой взгляд, так не развивает, как путешествия. Вот это может быть та самая лирическая часть нашей жизни.

Александр, книги пишете только вы в семье?

А. Ч.: – Первым, кто из нас это сделал, был Вася. А в этом году и Женя выдал свою первую книгу.

В. Ч.: – Возможно, мы перешли в ту стадию, когда уже хочется делиться своим опытом. И сейчас понимаем, что, собственно, этот труд оценён, уже достаточно большие тиражи напечатаны, книги продаются. Это приятно.

Евгений, ваши советы начинающим писателям. С чего нужно начать?

Е. Ч.: – Я не могу дать совет тем, кто пишет художественную прозу или стихи. Моя книга всё-таки про бизнес, про маркетинг, про то, как делать сайты для бизнеса. На эти темы написаны тысячи книг, но большинство из них писали таким языком, который предприниматели просто не понимали. И мне было важно отразить вопросы, которые возникают в голове у предпринимателей, изложив их понятным языком – как действует, как думает предприниматель для того, чтобы, например, запустить сайт своей компании.

Безусловно, книг про маркетинг огромное количество, из них много действительно классных книг. Но мне хотелось поделиться именно своим опытом.

Василий, ваша книга о чём?

В. Ч.: – Я хочу дополнить Женю. С чего начать, когда ты уже действительно чувствуешь, что можешь чем-то поделиться? Начни просто писать статьи на популярные ресурсы и получай обратную связь от людей. Пойми, нравится ли тебе сам процесс, нравится ли людям то, что ты пишешь. А уж потом можно эти материалы собрать в книгу. Я примерно так и начинал.

Моя книга называется «Бизнес на конвейере, или Как построить прибыльное агентство в кризис». Подходы и принципы, которые мы в бизнесе реализовывали, и легли в основу книги. Мне тоже хотелось зафиксировать свой опыт и передать его другим. И знаете, когда пишешь книгу, то кажется, что излагаешь свой опыт, но на самом деле до многих вещей доходишь в процессе написания. Это такой процесс рефлексии, который тебе помогает самому расти. И это тоже одна из причин, почему стоит вообще этим заниматься.

Как выбирать окружение и подбирать кадры

Насколько в нынешней среде предпринимателей место жительства определяет успешность? Обязательно ли иметь офис в Москва-Сити, ездить на «Майбахе» и так далее?

А. Ч.: – Окружение во многом определяет успех. Это я говорю часто. Окружение сокращает твой путь к успеху. Потому что одно дело, когда ты находишься где-то в регионе и вокруг тебя просто фактически мало людей, чего-то желающих добиться в жизни, меньше их концентрация. Важно постепенно нарабатывать для себя соответствующее окружение. Не обязательно эти люди будут жить рядом с тобой, сейчас такие времена, что взаимодействовать можно на больших расстояниях, – но точно это окружение надо искать.

Есть такая теория, связанная с нетворкингом, что в свою жизнь человек не может запустить больше, чем 100–150 человек. То есть в голове не хватит «ячеек» для того, чтобы поддерживать большее количество связей. А некоторые люди начинают забивать себе эти «ячейки» странным людьми. Что тебе дают эти люди? Поэтому нужно очень серьёзно относиться к своему окружению. Если ты забил его непонятно кем, то шансов в жизни у тебя на самом деле очень мало. Я вообще считаю, что мы сейчас живём в экономике отношений. Отношения очень многое решают.

Я всем молодым ребятам сейчас советую начинать работать ещё в студенчестве. Потому что многие начинают расслабляться, а потом удивляются, почему их в двадцать два года никто не берёт на работу. Надо себя пробовать, учиться работать. Потому что сейчас работа – это не просто твои навыки и умение что-то делать. В первую очередь это способность выстраивать отношения в коллективе, умение работать в команде.

Люди, которые приходят к нам в компании, разделяя наши ценности, максимально быстро растут в карьерном плане. Они максимально эффективны, с ними получается выстраивать действительно долгосрочные отношения, получать крутые результаты.

И многие удивляются, что вообще в Смоленске, например, находится компания «Комбат-тура», которая организует туры с известными людьми по всему миру, что открыт Центр цифровизации. Даже WebCanape, компания, которая делает сайты и занимается маркетингом для клиентов со всей России и не только, тоже находится в Смоленске. Нам важно, чтобы люди, приходящие к нам в компании, знали о нас и понимали, что мы ждём тех, кому интересны наши ценности. Самые нужные люди приходят не за деньгами, а чтобы вместе с нами, скажу громко, менять мир. А наши компании действительно это делают.

А кто востребован прямо сейчас, если навскидку? Какие специальности?

А. Ч.: – Всегда нехватка хороших специалистов в отделах продаж – как линейных продавцов, так и руководителей отделов. Всегда нехватка хороших специалистов из маркетинга. Менеджеров проектов, то есть людей, которые умеют выстраивать отношения, умеют конструктивно, системно управлять проектами. Готовы брать ответственность на себя, это важно. Мы достаточно сильно доверяем людям и ждём от них проактивной позиции, на какой бы должности эти люди ни были. Те, кто это понимает и готов работать в такой среде, быстро выделяются среди остальных и растут – и по деньгам, и по должности, и по полномочиям. И даже если у нас нет конкретной вакансии, но мы видим, что человек интересный, хороший, готовый, мы всегда найдём ему место. Мы понимаем, что сейчас люди – это самая главная ценность, и команда получает результат только тогда, когда она слаженно и круто работает.

Среди востребованных не прозвучали айтишники. Евгений, рынок насытился и уже хватит этих айтишников?

Е. Ч.: – Слово «айтишник» сейчас приобрело, скажем так, своеобразное значение: это все подряд, кто умеет включать компьютер. Если мы говорим о людях с инженерным складом ума, о программистах, о тех, кто умеет выстраивать системы, умеет продумать продукты, настроить бизнес-процессы, то таких, к сожалению, сейчас не так много, как хотелось бы. Не везде этому учат, хотя всё больше и больше появляется таких курсов, где этому можно учиться. К нам в WebCanape, например, как правило, приходят студенты. И первое место работы у многих – это наша компания. У нас много сделано, чтобы приходили молодые ребята и учились. И я лично горжусь многими из наших, как я говорю, выпускников, которые сейчас работают в известных больших компаниях. Горжусь тем, что эти люди начали работать у нас, и они тоже гордятся тем, что WebCanape в своё время стало их первой ступенькой.

Если возвращаться к вопросу кадрового голода, действительно, он существует. Но он скорее появился в том числе из-за того, что не каждая компания способна донести свои ценности, объяснить, почему нужно работать именно в ней. И поэтому часть молодых ребят и девушек выбирают работу из дома, на фрилансе, нежели в родной смоленской компании.

Всё в жизни достаётся трудом

Братья будут первыми, кому вы позвоните в случае каких-то неприятностей, когда будет нужен совет и поддержка?

Е. Ч.: – Да.

В. Ч.: – Да, если говорить о самых близких людях, то братья будут первыми. Потому что родителей нужно беречь и не всегда хочется беспокоить без сильного повода. Но, в любом случае, у нас с родителями очень открытые отношения, и они, как правило, знают всё, что происходит.

А. Ч.: – Я хочу сказать, что, конечно, обстановка в семье очень влияет на успешность и работу. Важно соблюдать некий баланс: когда действительно много времени проводишь на работе, то дома хочется заряжаться от семьи, а для этого надо и отдавать в семью.

Расскажите про родителей, пожалуйста, как они вас воспитывали?

В. Ч.: – Я могу сказать, что специально нашим воспитанием никто не занимался. Мы просто росли в хорошем окружении, на примерах родителей и их друзей, которые хорошо общались, у которых не было скандалов, ссор, которые ездили на природу, в походы, которые просто радовались жизни и старались получать удовольствие от каждой минуты. Это и было наше основное воспитание.

А. Ч.: – Что можно добавить? Мы росли в обычной семье инженеров. Отец работал на заводе, мать работала на предприятии «Источники тока». У нас в роду нет никого, кто бы передал нам какое-то состояние или вообще хоть что-то. Всё, где мы жили и что ели, заработано родителями, их собственным трудом.

Недавно мы писали целую историю нашего рода и ушли вглубь на несколько поколений, пытаясь понять, почему сейчас мы есть те, кто мы есть. Это была достаточно интересная работа. У нас в роду врачи, учителя, то есть люди, которые привыкли зарабатывать деньги собственным трудом. И мы сейчас тоже сторонники такого видения. Мы понимаем, что ничего серьёзного невозможно добиться, если ты не вкалываешь. Понимание, что всё в жизни достаётся трудом, – это важный результат того, что нам показывали своим примером родители. Сейчас мы фактически трудоголики.

Е. Ч.: – Со стороны отца – его мать всю жизнь проработала врачом, его отец работал в органах и до последнего не уходил на пенсию и трудился во благо нашей страны. Со стороны матери – её родители были учителями. Дедушка уже после того, как ушёл из школы, до последнего работал конюхом. То же самое с нашими родителями. Нас, детей, трое, но при этом и отец, и мать постоянно работали, успевая ещё делать так, чтобы нам всем было хорошо.

В. Ч.: – У нас есть традиция каждые выходные собираться у родителей. Отец топит баню, мама готовит ужин, мы приезжаем и общаемся, делимся новостями.

Е. Ч.: – Ещё одна наша традиция, которая передалась нам от бабушки, дедушки и от мамы, – походы за грибами. Мы все с удовольствием выезжаем куда-то, иногда вместе, иногда порознь. Кроме того, у нас троих точно есть традиции, связанные с водными походами, путешествиями на байдарках. Собираемся по 50–60 человек, смоленских предпринимателей…

В. Ч.: – Уже и детей с собой берём. Каждую весну, иногда ещё даже снег не сошёл, мы идём на байдарках по области. Маршрут всегда разный, а компания плюс-минус одинаковая.

Е. Ч.: – У нас очень большая семья. У Васи и у Саши по трое детей, у меня ещё всё впереди, и на семейные праздники, мы всегда собираемся нашей большой семьёй. Я хочу сказать большое спасибо нашей маме. Она даже сегодня, уезжая на отдых, успела написать, что нужно сделать, что проконтролировать. Вот такой даже иногда гиперконтроль, он тоже помогает нам всем оставаться друг с другом в хороших отношениях и чувствовать себя хорошо. Мама – такой мозговой центр нашей семьи.

В. Ч.: – Мама нас научила быть в жизни аккуратными. Предпринимательско-авантюрные черты у нас скорее от папы, а мама, наоборот, учила нас делать два шага вперёд, один назад. И благодаря этому, наверное, в детстве, да и сейчас тоже, у нас получалось не оказываться в каких-то неприятных сложных историях.

А. Ч.: – Тут не только мама, но и жёны играют важную роль в нашей жизни. Поэтому их надо ценить и любить. Искренне любить.

Юрий СЕМЧЕНКОВ, Марина КНЯЖИНСКАЯ

Фото: из личного архива семьи ЧУРАНОВЫХ

Материал выходит при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2024»

Династия двигателей

Другие новости по теме