Династия двигателей
«Смоленская газета» продолжает публикацию интервью, подготовленных в рамках цикла «Семейный альбом. Новые страницы» – совместного проекта радиоканала «Смоленская весна» и Смоленской епархии. Наши собеседники – представители смоленских династий, с которыми мы говорим о семейных традициях, особенностях воспитания, любви к Богу и Отечеству, сохранении уважения и взаимопонимания в семьях, способах преодоления трудностей. И сегодня разговор с хорошо известной на Смоленщине семьёй Мажар. В семье сразу три доктора наук: доктор педагогических наук Николай Евгеньевич Мажар, доктор географических наук Лариса Юрьевна Мажар и их дочь, доктор педагогических наук Елизавета Николаевна Мажар.
– Какая атмосфера в семье докторов наук? Семья учёных – это какая-то особая среда или это такие же семьи, как и у всех?
Н. М.: – Я думаю, это точно такие же семьи, как и у всех, но есть свои особенности. Может показаться, что когда в семье три доктора наук, то идут постоянные дискуссии. Нет, у нас всё спокойно, всё уравновешенно. Но удивительно одно: каждый остаётся при своём мнении. Более того, мы все – люди очень деятельные, и каждый всегда реализует себя, своё «я».
– Договориться невозможно?
Н. М.: – Нет, договариваемся. Потому что есть понимание того, что важно, что не важно. Надо учитывать интересы каждого. Идём навстречу друг другу, трудимся, общаемся и не ругаемся. Мы всегда дружны.
– Есть династии врачей, есть – педагогов. Вы свою династию как бы назвали? Вы династия кого?
Н. М.: – Династия двигателей. Это если говорить не о профессии, а об образе жизни. Мы все постоянно в движении – сделать это, это, это. У нас все семейные встречи начинаются с перечисления того, что нужно сделать завтра.
Л. М.: – Я позволю себе не совсем согласиться с дражайшим супругом. Всё-таки я склоняюсь к тому, что нашу династию можно оценить как династию педагогов. И Николай Евгеньевич заложил основы династии, потому что фактически с пятнадцати лет он в педагогической среде: после окончания восьмого класса поступил в педагогическое училище и с тех пор не сворачивает с этого пути. И что бы у нас ни происходило в жизни – наша встреча, наша свадьба, дальнейшее развитие нашей семьи, – всё так или иначе связано с педагогической деятельностью.
Мы и познакомились в Московском государственном педагогическом институте имени Ленина. И вся наша жизнь связана с педагогической средой. От этого никуда не денешься.
– В Москве как оказались?
Н. М.: – Я родом из Черновицкой области. Выпускник сельской школы, окончил Черновицкое педагогическое училище. После службы в армии через подготовительное отделение поступил в МГПИ имени Ленина.
Школьником я много читал и считаю, что именно книги направили меня на такой путь – путь педагога. Я знал, что пойду в педагогическое училище. Позже, проходя службу в армии, твёрдо решил стать педагогом, причём воспитателем детского сада. И, соответственно, после армии писал заявление во все пединституты, где есть дошкольные отделения. Но приходили ответы: «На дошкольные отделения мужчин не берём».
– Получается, все институты отказали, а самый лучший, Московский педагогический, вас взял?
Н. М.: – А как можно было отказать, если я пошёл подавать документы в форме старшего сержанта, как положено. Шёл целенаправленно. И хотя заканчивал сельскую школу, в институте стал ленинским стипендиатом – стипендия сто рублей, это было хорошо в то время.
Л. М.: – А я родилась в небольшом городке Малоярославец в Калужской области. Школу заканчивала в городе Белоусово, была влюблена в географию и уже с седьмого класса понимала, что буду географом. Судьба привела меня в тот же Московский государственный педагогический институт, на географический факультет. Жили в одном общежитии на улице Космонавтов в районе ВДНХ, познакомились на втором курсе. И самое интересное: буквально через две недели после нашего знакомства Николай Евгеньевич подал заявление на регистрацию брака, предварительно спросив благословения у моих родителей.
– Лариса Юрьевна, представим, Николая Евгеньевича сейчас здесь нет. Серьёзный был парень?
Л. М.: – Очень серьёзный, очень. Мы познакомились, когда я на своём факультете была председателем студенческого совета в общежитии, а Николай Евгеньевич был заместителем секретаря комсомольской организации всего педагогического института, членом партийного комитета.
На втором курсе в зимние каникулы мы поженились. Николай Евгеньевич учился на втором курсе педагогического факультета, я – на втором курсе географического факультета. А уже через девять месяцев, как положено, в октябре, у нас, у третьекурсников, родилась дочь Лиза.
Е. М.: – Поэтому могу гордо сказать, что я коренная москвичка. Хочу вернуться к вашему вопросу о династии. Вот папа сразу обозначил, что наша династия – двигатели, а мама говорит, что педагоги. Мне кажется, что можно сказать, простите за несколько громкое слово, что мы – созидатели. Потому что, по сути, вся деятельность нашей семьи направлена на созидание. Создание чего-то нового, конструктивного.
Это, например, основание первого негосударственного университета на Смоленщине – Смоленского гуманитарного университета. Я не представляю вообще, как родители могли в девяностые годы, в тех условиях, создать такой мощный вуз.
Главное в деле – хорошая команда
– Николай Евгеньевич, тяжело было?
Н. М.: – Интересно было. Мы не замечали трудностей, не считали, что это невозможно. Ставили себе цели и достигали их. Когда есть хорошая команда, то нерешаемых задач нет. А у нас была очень хорошая команда преподавателей и сотрудников университета. Мы тогда взялись за целое большое направление, которое позволило в те времена не только обеспечить работой и, соответственно, зарплатой преподавателей, но и удержать на плаву всю систему высшего образования в стране.
Мы всё делали для этого: собрали лучшие кадры и лучшую библиотеку, лучшие технические средства обучения, запустили первый интернет в Смоленске.
Л. М.: – Вы знаете, всё так сложилось с Божией помощью, и об этом нельзя не сказать сегодня. В 1992 году, когда университет презентовали в зале Смоленской областной филармонии, не кто иной, как нынешний Патриарх Московский и всея Руси, а в те годы митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, благословил коллектив и студентов нового вуза.
Впоследствии Владыка много раз встречался с нашим коллективом, со студентами. В 2004 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл стал почётным профессором номер один Смоленского гуманитарного университета. Об этом он даже написал в своей книге «Слово пастыря». Так что с Божией помощью действительно мы продвигались достаточно быстро, и в 2003 году первым из всех вузов Смоленска именно наше негосударственное учебное заведение получило статус классического университета. Можно сказать, что Смоленск университетским городом в полном понимании этого слова сделал Смоленский гуманитарный университет.
– Как давалось решение об организации такого крупного учебного заведения? В семье шли обсуждения, все ли были единодушны?
Л. М.: – После того как мы отработали по распределению в Красноярском пединституте, потом прошли аспирантуру в Москве, защитили кандидатские диссертации, мы по распределению Министерства образования приехали в Смоленск.
Николая Евгеньевича через некоторое время направили в докторантуру от Смоленского государственного педагогического института. И как раз на этот период пришёлся развал Советского Союза, и началось движение, связанное с негосударственными учебными заведениями. И аспиранты, и докторанты под руководством крупнейшего российского учёного Виталия Александровича Сластёнина приняли решение создавать негосударственные вузы в регионах России. Для того, чтобы сказать новое слово в российском высшем образовании. Идея пришла из Москвы, и на первых порах мы были Смоленским филиалом Московского открытого социального университета.
Когда Николай Евгеньевич приехал и рассказал об этой идее в общежитии…
– А вы жили в общежитии?
Л. М.: – Мы жили в общежитии на улице Бакунина, дом номер семь. Жили там долго, до 1997 года, по-моему.
– То есть в 92-м у вас уже был свой университет, а вы до 1997-го жили в общежитии?
Н. М.: – Да, и были очень счастливы.
Л. М.: – Там такая великолепная среда была. В общежитии проживали доценты, профессора педагогического института, и у нас была возможность для общения. Так что обсуждали мы идею всенародно. Очень много было скептических взглядов, но Николай Евгеньевич так горел этой мыслью, что не поддержать его было просто невозможно. Он очень быстро собрал вокруг себя команду единомышленников. Единомышленником стала и наша дочь-школьница, которая поступила через несколько лет в Смоленский гуманитарный университет. И дело пошло.
В университете многое было впервые
– Елизавета Николаевна, видя жизнь педагогов, зная их трудности, вы решаетесь идти по стопам родителей. Ваша мотивация?
Е. М.: – Я изначально хотела пойти по стопам родителей, стать психологом. Но в конце десятого класса родители сказали, что, смотря в будущее, нужно изучать иностранный язык. Поэтому планы у меня кардинально изменились, я поступила на иняз и много раз с благодарностью вспоминала этот родительский совет. А что касается психологии, педагогики – если это твоё, оно от тебя не уйдёт. Поэтому я получила второе высшее образование по психологии и докторскую диссертацию писала по педагогике.
А ещё раньше, окончив университет, я стала там преподавать и поступила в аспирантуру по филологии в Московский государственный педагогический университет. У меня был уникальный руководитель, Марк Яковлевич Блох. Он не только доктор филологических наук, академик, он ещё и очень творческий человек, поэт, писал стихи под псевдонимом Марк Ленский. И он заразил меня этим творческим отношением к работе. Потому что, когда общаешься с людьми такого высокого уровня, начинаешь невольно прирастать от них знаниями, пониманиями, смыслами новыми.
Потом мне повезло занять серьёзную административную должность: Николай Евгеньевич доверил мне в двадцать пять лет стать деканом факультета иностранных языков.
Страшно было, конечно. Но, с другой стороны, была какая-то дерзость, потому что мы, например, первые в Смоленске стали активно использовать спутниковое телевидение, закупили аутентичные учебники, делали очень много новаторского. У нас было стремление максимально создать для ребят условия, чтобы они действительно заговорили. Не просто воспроизводили грамматические упражнения, а чтобы говорили и получали от этого удовольствие. И это, наверное, одна из главных характеристик университета: приходя в Смоленский гуманитарный университет, погружаясь в эту атмосферу, хотелось развиваться, хотелось раскрываться, творить, что-то предлагать.
Очень важна была всяческая поддержка со стороны университета, со стороны Николая Евгеньевича.
Н. М.: – За двадцать пять лет работы в университете мы подготовили в наших стенах сто пятьдесят кандидатов и докторов наук.
Л. М.: – Действительно, в университете многое было впервые. Впервые стали готовить юристов, переводчиков, географов, психологов с классическим университетским образованием, специалистов по защите информации, в сфере туризма. Многие-многие специальности высшего образования пришли в Смоленск через гуманитарный университет и потом уже стали развиваться в других вузах Смоленска. Так что наследие Смоленского гуманитарного университета, по сути дела, реализуется и продолжается во многих вузах.
– Семья как приняла решение дочки стать педагогом?
Н. М.: – Главное было не мешать.
Л. М.: – Мы приняли это решение с воодушевлением. Прекрасно понимали и чувствовали, куда мы идём и развиваемся. Так что полнейший консенсус в этом плане. Наша главная задача была помочь. Стоит ещё учесть, что к моменту окончания университета Лиза уже была молодой мамой. В 2000 году у неё появился старший сын Даниил, который сейчас работает немного в другой сфере: он артист театра и кино, служит в одном из театров Смоленска.
Е. М.: – В Смоленском камерном театре. Горжусь.
Н. М.: – Я ещё вот что хочу сказать. Мы работали в своё время. Но через двадцать пять лет работы нашего университета изменились условия: студентов стало меньше, потому что государственная система высшего образования поднялась на очень высокий уровень, получила значительную финансовую поддержку. И, соответственно, я понял, что в перспективе выпуск студентов будет штучным производством. Потому что студентов будет мало, а обеспечивать уровень нужно. А мы в то же время уже подготовили значительное число кандидатов наук, докторов наук – у них зарплата должна быть соответствующей. И стало понятно, что финансовая сторона дела нам не позволит дальше держаться на плаву. Например, только пятьсот тысяч рублей уходило на то, чтобы содержать своё здание. Соответственно, мы вынуждены были приостанавливать образовательную деятельность. Два года готовились к этому, и только когда поняли, что можно безболезненно перевести всех оставшихся студентов в другие вузы, мы это сделали. Всё прошло чисто, тихо, спокойно, без всяких забастовок, митингов. Все поняли ситуацию. И мы перевели своих ребят в другие вузы, за что благодарны руководству тех учебных заведений, которые приняли наших студентов.
Все студенты наши, а мы отследили их историю, окончили вузы, все получили высшее образование. Мы нашли людей, которые помогли нам – стали учредителями, а мы вышли из состава учредителей. Смоленский гуманитарный университет как юридическое лицо до сих пор существует. Он может получить лицензию на образовательную деятельность и продолжать работу. Но это уже не наша история.
О воспитании и ролях в семье и профессии
– Елизавета Николаевна, чем вы сейчас занимаетесь?
Е. М.: – Как только закончил свою деятельность в системе высшего образования Смоленский гуманитарный университет, мы ушли в сферу дополнительного образования. И в 2018 году был основан Смоленский научно-образовательный центр, мы втроём являемся как раз учредителями этого центра. Работаем командой, у нас хорошие традиции. Когда нужно принять серьёзные решения, я сразу иду к родителям, потому что действительно у них огромный опыт и уже мудрость.
Это счастье, которое можно пожелать всем руководителям, чтобы рядом была надёжная, опытная команда доброжелателей. Родители всегда желают добра, поэтому даже их критика воспринимается очень конструктивно.
Л. М.: – У каждого из нас есть свой определённый функционал. Николай Евгеньевич является научным руководителем Смоленского научно-образовательного центра. Это на сайте обозначено, вместе с портретом, как положено. И Николай Евгеньевич у нас чётко и мудро указывает на некоторые глобальные вещи, которые мы можем не видеть в текучке. Я горжусь тем, что являюсь штатным сотрудником Смоленского научно-образовательного центра, главным научным сотрудником, заведующей лабораторией туристско-рекреационных исследований. То есть фактически занимаюсь своей географической, экспертной деятельностью. А Елизавета Николаевна как директор всё держит в своих руках.
Интересно получается по жизни: у нас время от времени меняются роли. В своё время Николай Евгеньевич был ректором, я была проректором, Лиза – деканом. Естественно, все наши усилия были нацелены на то, чтобы поддерживать и помогать главному человеку в нашей семье. Сейчас роли изменились, сейчас Лиза на острие активности. Поэтому наша задача – сосредоточиться и помочь ей решать свои задачи.
Но сейчас, уже являясь человеком пенсионного возраста, понимаешь, что жизнь – это не только работа. Растут внуки, у них своя жизнь, и важно собрать семью за одним столом, важно устраивать домашние обеды, поддерживать внуков, быть в курсе – насколько они позволяют быть в курсе – их проблем. И, по сути дела, теперь жизнь взрослой части семьи во многом зависит от детей, которые подрастают и которые тоже уже выбирают свою жизнь.
Н. М.: – В это время главное – не запрещать, а помогать, направлять. Дать возможность им реализоваться. Учесть наши замечания или не учесть – это их выбор. Но если уж тяжело, тогда надо помогать.
Л. М.: – Важно здесь не быть занудой.
– Лариса Юрьевна, а где грань между занудством и заботой?
Л. М.: – Вы знаете, эту грань невозможно, мне кажется, определить на ментальном уровне. Это можно только почувствовать сердцем. Как только ты понимаешь, что твои советы не нужны, просто сядь рядом, посиди, выслушай. И дай человеку определиться самостоятельно.
Важно не навязывать традиции
– Расскажите о православных традициях вашей семьи...
Л. М.: – Мы к этой теме подходим очень трепетно, учитывая то, что много лет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл нас поддерживал. Мы общались, советовались, получали благословение, в университете встречались на мероприятиях.
Мы люди воцерковлённые, это совершенно однозначно. Для нас церковные праздники – это светлые дни. И самым большим праздником для нас, конечно, является Пасха. Мы обязательно посещаем Пасхальное богослужение в храме и обязательно устраиваем праздник для всей семьи.
Важно, чтобы эти традиции младшему поколению не были навязаны, чтобы они воспринимали их органично, как традиции жизни всего нашего народа и нашей семьи в том числе.
Мы очень тесно общаемся со Смоленской епархией. Проекты совместные делаем – научные, туристские, экскурсионные.
Н. М.: – Было когда-то время, когда нельзя было в церковь ходить, но мы всё равно ходили, всё равно молились. Вера идёт с детства, с семьи. Насильно никого верить заставить нельзя. Дети сами с возрастом, в своё время, сделают выбор. Мы всегда с удовольствием, с радостью идём в церковь. Не так часто, к сожалению, как хотелось бы. Это для нас праздник.
Юрий СЕМЧЕНКОВ, Марина КНЯЖИНСКАЯ
Фото: из архива семьи МАЖАР
Материал выходит при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2024»