Главные ценности нашей семьи – взаимовыручка и поддержка
«Смоленская газета» продолжает публикацию интервью, подготовленных врамках цикла «Семейный альбом. Новые страницы» – совместного проекта радиоканала «Смоленская весна» и Смоленской епархии. Наши собеседники – представители смоленских династий, с которыми мы говорим о семейных традициях, особенностях воспитания, любви к Богу и Отечеству, сохранении уважения и взаимопонимания в семьях, способах преодоления трудностей. Сегодня мы беседуем с семьёй Галины Ивановны КОВАЛЁВОЙ, основательницей «Агентства оценки Ковалёвой и Компании». В разговоре принимают участие её супруг Сергей Яковлевич ГОРБАЧЁВ и племянник Сергей Викторович НОВОЖИЛОВ.
Жизнь можно начать сначала
– Галина Ивановна, давайте начнём не с семейных страниц. Расскажите нам о своём агентстве оценки, чтобы мы имели представление, где ваша семья трудится. Чем вы конкретно занимаетесь?
Г. К.: – Наше агентство оценки на рынке экспертных и оценочных услуг уже двадцать девятый год. Если говорить простыми словами, мы занимаемся оценкой любого имущества «от А до Я».
– Как вы решились в девяностые годы открыть своё дело в такой непростой и, прямо скажем, проблемной сфере?
Г. К.: – Начинали мы с оценочной деятельности. Развивались, и наши клиенты начали интересоваться, почему бы нам не заняться новыми направлениями. В то время постановкой на кадастровый учёт, межеванием занимались государственные структуры, но как только произошли изменения в законодательстве и дали возможность негосударственным компаниям заняться этой деятельностью, мы одни из первых пошли в эти направления.
А начиналось всё в 1994 году, когда я ушла из администрации города Десногорска, как я называю, на вольные хлеба – в торгово-коммерческую структуру. Но торговлю я не люблю, и когда началась приватизация, стала заниматься оформлением земельных участков, другой недвижимости.
И мне на глаза как-то случайно попалось объявление, что в Смоленске проводится семинар по оценке недвижимости. Я подумала, какое интересное направление – новое, требует постоянного развития, постоянного обучения. Съездила на этот семинар, потом окончила курсы в Москве. И когда на федеральном уровне было принято решение привлечь к переоценке основных фондов предприятий независимых оценщиков, я была готова – оказалась в нужное время в нужном месте. Это и стало началом нашей деятельности.
– Галина Ивановна, вы с юных лет были такой активной? Это же нужно отвагу иметь, чтобы броситься вот так в незнакомое дело...
Г. К.: – Это у меня, наверное, в крови. Я всегда и везде была на передовых позициях: возглавляла различные общественные организации – пионерские, комсомольские, партийные. Прошла большую профсоюзную школу. А трудовую деятельность начинала на сахарном заводе в Киргизии. На Смоленщину мы переехали как добровольные переселенцы, и здесь у меня в сорок лет жизнь началась снова. И теперь я точно знаю, что жизнь можно начать снова.
Родственников не выделяем
– Говорят, что вести бизнес с родственниками – это тупиковый путь. Все отговаривают: никогда не ведите бизнес с родственниками, не берите их себе в компанию. У вас вот наглядный пример успешной работы в окружении самых ближайших родственников. Как вы прокомментируете это?
Г. К.: – Я где-то согласна с подобными высказываниями, потому что мы, например, как судебные эксперты сталкиваемся с такими случаями, когда родные люди не на жизнь, а на смерть делят имущество. Но это для нас что-то неудобоваримое, я даже не могу представить такую ситуацию.
– Сергей Яковлевич, насколько комфортно работать с близкими людьми? Это плюс или минус?
С. Г.: – В принципе, нормально. Никаких проблем нет.
Г. К.: – Муж первым из родственников пришёл в компанию. Окончил институт сервиса, получил образование, потом сдал экзамены, прошёл повышение квалификации и стал экспертом-техником и оценщиком по движимому имуществу.
Вторым в компанию пришёл сын. Я его взяла, но сказала: «Вот тебе минимальный оклад, заработаешь больше – значит, заработаешь». То есть принцип моей работы с родственниками – не выделять их ни материально, ни морально. У нас в коллективе двадцать два человека, а родственников работает семеро. И я к ним отношусь очень строго.
С. Н.: – В том, что нам удаётся дистанцировать рабочие и личные отношения, большая заслуга Галины Ивановны. Она изначально позиционировала себя как руководитель, который не будет смотреть на родственные связи. И если, условно говоря, человек провинился, то он будет наказан по всей строгости вне зависимости от родства. Когда переносишь родственные отношения в бизнес, это зачастую мешает. Но могу сказать, что семейные компании в России – довольно частое явление. Мы, например, влились во всероссийский проект при Торгово-промышленной палате, посвящённый семейному бизнесу. И побывав в этом году в Орловской области на одном из семейных форумов, я понял, что семейных компаний очень много.
Г. К.: – Мне часто задают вопрос, как нам удаётся совмещать родственные отношения с производственными. Я отвечаю, что у нас таких проблем нет, вот честное слово. Во-первых, у нас очень открытое распределение заказов, то есть каждый может посмотреть, кто над чем работает и на какой финансовый объём. Все понимают, как поделили определённый заказ, как распределили зарплату. Во-вторых, у нас есть положение об оплате труда и внутренний распорядок. Мы работаем на своих локальных документах.
Надо отметить, что даже при повышении квалификации мы не выделяем родственников. У нас принято, что любое повышение квалификации, вплоть до второго высшего образования, сотрудники получают за счёт средств компании.
С. Н.: – У нас в коллективе никому даже мысль не может прийти о каком-то делении на семейных и остальных. Все прекрасно понимают: тот уровень отношений, который сложился, сформировался не за один, не за два, не за три года. Реально люди работают в компании десятки лет. Я, допустим, четырнадцать лет отработал. Пришел ещё студентом. Учился в колледже и летом приходил на практику, на какие-то мелкие работы. Потом отучился в Питере, по первому образованию я инженер, параллельно окончил университет по направлению «оценка недвижимости», затем получил образование по оценке бизнеса. Вернулся в Смоленск и устроился оценщиком.
Г. К.: – Сергей в прошлом году окончил ещё и магистратуру в Плехановке по программе «Экспертиза отчётов в оценке». Мы все постоянно учимся. Законодательные требования к оценочной деятельности очень велики.
С. Н.: – Трансформация нашей сферы, как и всех других, идёт семимильными шагами. Современные технологии, которые проникают в нашу деятельность, создают для нас как для оценщиков дополнительные виды объектов, которые можно оценивать. А новые объекты требуют новых знаний. Очень много сейчас споров как раз возникает и по товарным знакам, и по полезным моделям, по изобретениям, по интеллектуальной собственности.
Мы все друг за друга
– Сергей Яковлевич, к вам вопрос. Рабочие разговоры продолжаются дома, во внерабочее время?
С. Г.: – Нет. Работа есть работа, дом есть дом. Дома мы практически не обсуждаем рабочие проблемы.
Г. К.: – Вообще, мне с мужем повезло. Вот мы пришли с работы, да, у нас есть какие-то домашние общие дела, мы всё это сделали, поужинали, к примеру, приготовились на завтрашний день и разошлись. У каждого появляется своё личное пространство, и в этом пространстве каждый занимается тем, чем хочет. Я люблю, например, читать. Сергей Яковлевич увлекается историей, смотрит какие-то исторические передачи. И это нам помогает: мы не находимся постоянно в рабочем режиме и только о работе и говорим. Может быть, вначале, когда мы только начинали этот бизнес и очень много ездили вместе по всей области, такое было: сядешь в машину, эмоции переполняют, начинаешь общаться по рабочим вопросам. А сейчас, через много лет, мы уже спокойно к этому относимся.
– Если можно, расскажите о месте православия, веры в вашей семье...
Г. К.: – Без веры в душе вообще жить невозможно. Я не могу сказать, что мы строго исполняем все религиозные правила. Но зато очень много посещаем святых мест как паломники. Где бы мы ни были, всегда стараемся прийти в храм, написать записочку о здравии, об упокоении, потому что наши родители – и мои, и Серёжины – уже ушли в мир иной. И вспомнить их обязательно нужно, молитвы прочитать.
А великие праздники – Пасху, Рождество – стараемся по-семейному встретить. Такие наши семейные общие торжества – они очень тёплые и, конечно, сближают семью. Все семейные праздники мы очень ждём. Стараемся и на Новый год обязательно заехать ко всем родственникам.
С. Н.: – В нашей большой семье реально все друг за друга: один за всех и все за одного. В любой ситуации, какой бы она ни была. Тяжёлые моменты случаются в жизни у всех, и у нас в том числе. И мы в любом случае стараемся поддержать друг друга, подставить плечо. И на работе, и просто по жизни – если какая-то проблема возникает, коллективно пытаемся решить. Нет такого, что оставляем человека наедине с проблемой.
Г. К.: – Ко многим семейным традициям и правилам нас приучила, наверное, жизнь на Востоке, в Киргизии. То, что мы впитали в себя, даёт нам понимание, что мы родные, должны друг друга поддерживать, общаться. Мы не допускаем предательства в отношениях. У нас взаимовыручка и поддержка. Это для нас главные ценности нашей семьи.
Юрий СЕМЧЕНКОВ, Марина КНЯЖИНСКАЯ
Фото: предоставлено Галиной КОВАЛЁВОЙ
Материал выходит при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2024»