О культуре, профессии и семье. Часть 2
«Смоленская газета» продолжает публикацию интервью, подготовленных в рамках цикла «Семейный альбом. Новые страницы» – совместного проекта радиоканала «Смоленская весна» и Смоленской епархии. Наши собеседники – представители смоленских династий, с которыми мы говорим о семейных традициях, особенностях воспитания, любви к Богу и Отечеству, сохранении уважения и взаимопонимания в семьях, способах преодоления трудностей. Сегодня мы продолжаем беседу с семьёй Кузнецовых – Мариной Юрьевной и её дочерью Дарьей Шабровой, начатую в номере «Смоленской газеты» от 2 октября. Марина Юрьевна – художественный руководитель Дома культуры «Шарм», хорошо известного в Смоленске учреждения культуры, Дарья работает там же менеджером.
Дельные советы от молодёжи
– Марина Юрьевна, как распределяются мероприятия между менеджерами?
М. К.: – Я хотела бы пояснить: слово «менеджер» может ввести в заблуждение. Просто так называется должность. По сути, эти люди – культорганизаторы, ведущие мероприятий. Очень творческие люди. Можно сказать, менеджеры по работе с населением. Непосвящённые как говорят: «Что вы там делаете? Господи, рот открыла, провела мероприятие, рот закрыла, всё». На самом деле это очень тяжело.
И здесь ситуация такая. У нас три менеджера – Даша, Лиза и Юра. Они разные по фактуре, и, соответственно, когда готовим мероприятия, то выбираем того, кто больше под это мероприятие подойдёт – фактурно, по тембру голоса.
– Бывают ли от молодёжи дельные советы?
Д. Ш.: – Мне, с точки зрения молодого специалиста, хочется сделать что-то чуть по-другому, чем хочет художественный руководитель. Хочется донести, на мой взгляд, хорошие идеи, которые могут действительно понравиться зрителям.
М. К.: – Конечно, бывают очень дельные советы. И я к ним прислушиваюсь, но всё равно определённое давление с моей стороны есть.
Д. Ш.: – Я очень благодарна, что ко многим нашим идеям, советам прислушиваются. Если у нас, к примеру, есть идеи по поводу больших мероприятий, мы идём с ребятами, объясняем, почему мы хотим сделать, зачем, для чего, и на наши идеи уже по-другому начинают смотреть. К молодым специалистам у нас прислушиваются. И это очень хорошо, я считаю.
Истоки творчества и коллективы ДК «Шарм»
– Марина Юрьевна, вы давно занимаетесь своим любимым делом, организовали и провели сотни мероприятий. Как ваша творческая натура находит что-то новое, как не повторяться? Откуда столько идей? Что помогает?
М. К.: – Я не знаю. У меня бывает так, что не идёт вообще, никаких новых мыслей нет. Творческий процесс непредсказуем: бывает, сидишь – думаешь, думаешь, думаешь, и… ничего. Тогда просто отпускаем ситуацию, и всё само придёт. Обязательно будет вспышка. Это необъяснимо. Как стихи рождаются, как картины пишутся? Я не могу понять, откуда что берётся. У нас очень хорошая творческая команда. У кого-то появилась идея, кто-то её дополнил, обсудили, ещё что-то добавили. Давайте это, давайте вот это. Если бы у нас в Доме культуры ещё починили зал, мы бы тако-о-о-е делали...
– Руководство города обещает?
М. К.: – Процесс уже запущен, готовится документация. Надеемся, скоро и работы начнутся.
Сейчас основной зал закрыт, мероприятия проходят в танцевальном, а ведь у нас среди Дворцов культуры лучший зал в городе – очень большая глубокая сцена. И когда у тебя этот зал есть, но ты не можешь им воспользоваться, это очень тяжело. Естественно, и коллективы проседают от этого. У нас уже выросло поколение детей, которые не видели сцену.
Д. Ш.: – Но всё равно смоляне идут к нам, очень много народа идёт – потоком. Есть дети, которые занимаются и в двух, и в трёх кружках одновременно. Мы в первую очередь делаем так, чтобы людям нравилось приходить в «Шарм». У нас прекрасный состав педагогов – настоящие профессионалы своего дела. Прекрасные хореографические кружки, музыкальные, художественные.
К нам приходят и пожилые люди, очень много клубов по интересам… Те же самые садоводы. Их огромные ярмарки – это же просто потрясающе.
М. К.: – Театральные коллективы – театр-студия «Пирамида» и театр миниатюр «Комедианты». Взрослые коллективы вокальные – «Ермак» и «Братчина», два казачьих коллектива – очень востребованные.
Понятное дело, что всяк кулик своё болото хвалит, но у нас действительно очень интересные новогодние утренники. Мы сами пишем сценарии, подбираем персонажей. Каждый год делаем новогодние мини-мюзиклы: каждый персонаж выходит с песней, танцами, праздники всегда интерактивные, дети постоянно задействованы. У нас очень хороший костюмер, которая шьёт классные костюмы.
Д. Ш.: – Ей, конечно, отдельная благодарность.
– Даша, Марина Юрьевна рассказала нам, что у неё был момент отчаяния, она на какое-то время уходила из профессии. У вас были мысли бросить всё и пойти на другую работу?
Д. Ш.: – Вообще никогда. Даже если возникают какие-то проблемные моменты, я понимаю, насколько это моё. Даже когда устал, морально истощён, не хочешь никого видеть… Но выходишь на сцену… И это что-то потрясающее! В такие моменты я безумно счастлива. Я же помню, как у меня стоял вопрос после школы: куда мне поступать? Так как я окончила художественную школу, то думала, что буду художником либо архитектором. Но в силу определённых обстоятельств передумала и выбрала другую профессию – и ни о чём не жалею. Я люблю делать что-то для людей в первую очередь. Заметила: в нашей семье есть такая общая черта – делать добро.
Наша команда удивительна
– Марина Юрьевна, вы верите в особые гены творчества?
М. К.: – Я не знаю, гены это или что-то другое, как это назвать? Можно сказать, что Даша впитала любовь к творчеству даже не с молоком матери, а раньше. Когда я проводила новогодние ёлки, была Снегурочкой, то в тот момент не знала, что уже была беременна.
– Даша, вы на работе играете разные роли, оказываетесь в разных образах. Скажите, не возникали ли у вас артистические амбиции? Была ли у вас мысль о серьёзной актёрской карьере?
Д. Ш.: – Стоял такой вопрос. Когда я отучилась в колледже, то думала: может быть, поехать куда-нибудь, поступить на актёрский. Причём об этих мыслях не знает даже мама.
М. К.: – Для меня это прямо сейчас открытие.
Д. Ш.: – Но я всегда хотела остаться в Смоленске. И всегда маме об этом говорила. Для меня Смоленск такой родной, такой свой…
Я очень благодарна, что работаю с потрясающими людьми. Наша команда удивительная. Прекрасный менеджер Юра, окончил институт искусств. У него невероятные сценарии, он просто кладезь идей. Елизавета – невероятный человек, который вообще никак не был связан с культурой, по образованию социолог, работала в банке, она прекрасно читает стихи, прозу. И когда мы что-то обсуждаем, друг к другу прислушиваемся, у нас получаются очень хорошие мероприятия.
М. К.: – Мероприятия проводятся для всех: для совсем маленьких и пожилых, для инвалидов, для ветеранов, для детей из семей участников СВО. Мы очень тесно работаем со Смоленской епархией – совместно организуем и проводим рождественские праздники, семейные фестивали, посвящённые Дню семьи, любви и верности.
В последнее время в нашем городе стало проводиться очень много мероприятий, город меняется в лучшую сторону, но почему-то не все жители относятся к этому положительно. Друзья мои, давайте будем добрее, если мы хотим, чтобы наш город был красивым, культурным, современным. Областные, городские власти очень стараются, Смоленск сейчас действительно очень развивается.
– Дарья, как молодёжь воспринимает происходящие изменения, обращаете ли вы внимание на эти мероприятия, обсуждаете ли вы их?
Д. Ш.: – Да, конечно. На самом деле это огромный плюс для города. Очень хорошо, что в Смоленске стало намного больше мероприятий, открываются новые интересные локации – не только для взрослых, но и для молодёжи. Это круто! Если заинтересовать молодёжь, она будет активно участвовать в развитии города.
Юрий СЕМЧЕНКОВ, Марина КНЯЖИНСКАЯ
Фото: из архива семьи КУЗНЕЦОВЫХ
Материал выходит при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2024».