Безопасность

Мошенники продолжают звонить смолянам

17 августа 2019 года в 19:01

Весной этого года сотрудники уголовного розыска задержали в Московском регионе пятерых подозреваемых в краже денег с платёжных карт. Злоумышленники тогда рассылали гражданам СМС-уведомления с текстом «Ваша карта заблокирована», указывая телефонный номер, на который необходимо перезвонить для разблокировки.

У тех, кто попался на их удочку, мошенники выпытывали персональные данные и реквизиты карт. Используя полученные сведения, они снимали деньги со счетов жертв через банкоматы. Но звонки с номеров, крайне похожих на номера банковских колл-центров, продолжаются. И Смоленская область – не исключение.

Так, жительнице Смоленска на мобильный телефон позвонил якобы сотрудник службы безопасности банка, сообщил, что с её счёта пытаются снять деньги, и под предлогом необходимости в отмене этой операции узнал реквизиты банковской карты. Через некоторое время женщина получила СМС-оповещения о списании всех денежных средств со счёта.

В июле аналогичная ситуация произошла с жительницей Починка, которая обратилась в местную часть отдела полиции с заявлением о хищении с карты 8 659 рублей. Ей позвонил неизвестный, представившись сотрудником службы безопасности банка, и обманным путём выведал одноразовый код, отправленный в СМС, который якобы был нужен для разблокировки карты. В результате женщина лишилась всех денег, находившихся на карте.

Так же лишился денежных средств с банковской карты в сумме 21 487 рублей ещё один житель Починка. Другие похожие случаи уже зарегистрированы в Смоленске, Сафонове, Рославльском и Гагаринском районах. Общий ущерб по ним составил более 200 тысяч рублей.

– По мнению экспертов, свыше 80% хищений денежных средств у россиян производится с использованием методов социальной инженерии – психологического воздействия с целью обмана. Мошенники добиваются того, что человек сам переводит им деньги или сообщает свои персональные данные, – комментирует заместитель управляющего Отделением Смоленск ГУ Банка России по ЦФО Юрий ГОЕВ. – Ухудшает ситуацию то, что злоумышленники получают определённую информацию о клиенте заранее из открытых источников, например из соцсетей, и пользуются этими знаниями при звонке, вызывая доверие жертвы.

Как же действуют мошенники? Они говорят быстро и уверенно, торопят жертву, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживлённого колл-центра. Чаще всего звонят в неудобное время, ночью или ранним утром, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. Испугавшись непоправимых последствий, человек называет данные, которые спрашивает злоумышленник. Это не всегда пин-код или секретный номер на обороте карты. Чаще злоумышленники просят назвать код из СМС, которая придёт на ваш телефон. Кроме того, злоумышленники, чтобы убедить клиента в безопасности, могут предложить, к примеру, не называть этот код, а набрать его в тоновом режиме через «автоматическую службу», которая запросит ввод полученных цифр.

Злоумышленники научились с помощью специального программного обеспечения подменять свои телефоны на официальные номера банков. Так и произошло с некоторыми потерпевшими от телефонных мошенников в Смоленской области.

Ваш банк действительно может звонить или рассылать информационные сообщения. Но при обращении к вам как к клиенту никогда не будет запрашивать конфиденциальные данные, коды и пароли, а в сообщениях будет указывать только официальный телефонный номер.

– Если вам звонят якобы из банка, требуют принять оперативно какое-либо решение или сообщить данные о себе, о вашей карте или код из СМС, то лучше положить трубку и перезвонить в свой банк по официальному номеру, набрав его вручную, – советует заместитель управляющего Отделением Смоленск ГУ Банка России по ЦФО Юрий ГОЕВ. – Даже если вам сообщают о подозрительной операции, торопиться не следует: банк действительно может её приостановить, но делает это в срок до двух дней, у вас будет время самостоятельно всё выяснить.

Единственное, что могут спросить в банке для идентификации вас как клиента, это кодовое слово. Но спросить его могут, только когда вы сами звоните в банк по официальному номеру, а не наоборот.

Если всё-таки вы стали жертвой мошеннических действий с платёжной картой, необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о случившемся, а информацию о факте обращения передать в свой банк. Это поможет в расследовании схожих преступлений и предотвратит их в дальнейшем.

Фото: pixabay.com

Игорь Красновский

В Велиже обезвредили боеприпасы времен Великой Отечественной войны
В Смоленске обсудили вопросы пропаганды знаний в области защиты населения от ЧС