Дороги

Есть у подвига крылья

29 июля 2009 года в 07:19
Наша первая встреча с Павлом Михайловичем Михайловым состоялась на окраине Холм-Жирковского. В яблоневом саду около ярко горевшей печурки хлопотал невысокий человек в выгоревшей, изрядно потёртой лётной куртке.
- С войны сохранилась, - пояснил, представляясь, Павел Михайлович. - Летал в ней ещё в Югославию, Грецию.
Собственно, и представляться ему было необязательно, Михайлова на Смоленщине хорошо знают: Герой Советского Союза, заслуженный пилот СССР и Югославии, первый советский лётчик, появившийся под звёздами Эллады.
Недалеко от Холм-Жирков его родная деревня, где прошло босоногое, полуголодное детство. В школу бегал в деревню Гришково, в прорехах худенькой одежонки гулял ветер. Благо при школе организовали интернат, подкармливали обедом, на ночь - киселём. После школы окончил Вяземский педтехникум, преподавал в начальных классах. Круто повернуло его судьбу Тамбовское училище лётчиков гражданской авиации. Как-то сразу полюбилось небо, неописуемое чувство полета. После училища стал инструктором учебной эскадрильи и с первого дня войны просился на фронт. Осенью 1942 года его направили в авиатранспортную дивизию.
- Повезло мне, - вспоминал Михайлов. - Летал сперва вторым пилотом с Григорием Тараном, ставшим Героем Советского Союза, учился мастерству у аса. Назначили командиром «Дугласа» с задачей летать в партизанские отряды через линию фронта. Доставляли оружие, боеприпасы, вывозили раненых. Довелось побывать у знаменитого Вершигоры, на Сандомирском направлении попали под ураганный огонь немецких зениток, осколками снаряда разбило компас, приборную доску, меня ранило в лицо, всё его залило кровью, но штурвал не выпустил из рук. Шрам на лице так и остался. Э, да сколько других опасных полётов было! Враг под крылом, партизанская площадка – пятачок, умудрись приземлиться на ней, а потом взлететь.
- А как вы попали в Грецию?
- То было особое задание. Наша авиагруппа базировалась на союзном англо-американском аэродроме на Апеннинском полуострове. Поручили доставить 11 представителей советской военной миссии в расположение греческих партизан, чтобы координировать их действия с нашими. Что пришлось преодолеть экипажу, пожалуй, лучше расскажет документ военного времени.
Михайлов подает рапорт, в котором говорится: «Полёт проводился через район усиленной зенитной обороны немцев. Точная характеристика посадочной площади отсутствовала. Почти весь маршрут был закрыт сплошной облачностью, и самолёт шёл над облаками. Несмотря на это, почти после двух часов полёта, снизившись по расчёту времени и пробив облачность, Михайлов сумел выйти точно на цель». Это был первый советский самолёт, опустившийся на территории Греции.
Павел Михайлович добавляет:
- Площадка была высоко в горах, у местечка Неврополис, неподалеку от города Кадрица. Только распахнул двери кабины, в небо взлетела белая ракета, на краю площадки стояли вооружённые солдаты и что-то кричали. Мы с полковником Поповым, возглавлявшим миссию, встревожились: не ловушка ли? Но переводчик успокоил: они кричат, что греческие партизаны, и приветствуют русских друзей. Когда мы стали выходить, троекратное «ура!» потрясло горы. Мы оказались в объятиях партизан соединения, которым командовал Тсомако. Сколько рук нам пришлось пожать, не сосчитать!
Более сорока раз экипаж Михайлова летал к партизанам в Сербию, Боснию, Словению, Хорватию, Черногорию, рискуя жизнью. На подлете к Соко-Бане отчетливо увидели огни костров. Фары осветили подход к посадочному «Т», и вдруг бортрадист закричал: «Командир, не садись! Давай газ! Газ!» Оказалось, что в стороне от площадки он заметил сигнал тревоги. Каратели захватили аэродром. Самолёт взмыл вверх. Снизу открыли бешеную стрельбу, но было поздно, успели уйти. А груз доставили партизанам той же ночью на запасную площадку.
В другой весьма ответственный полет экипаж Михайлова доставил делегацию югославов во главе с Иосипом Броз Тито, летевшую, как выяснилось позднее, на встречу со Сталиным.
После войны Михайлов водил современные пассажирские самолёты в Берлин, Бухарест, Прагу, Софию, Белград, Хельсинки, Стокгольм. Пассажиром его лайнера однажды был Юрий Гагарин. Встретились в воздухе. «Вот здорово! - воскликнул Гагарин. - Земляки увиделись в небе над Смолен¬ской землей!»
Но время берёт своё. Ушёл на пенсию прославленный пилот. И потянула родная земля, лето проводил в Холм-Жирках, в доме с яблоневым садом, с крохотными грядками. Тишина. И озеро в низинке с карасями, водились и крупные, один из них даже утянул на середину оставленную без присмотра удочку.
Михайлов - автор десяти книг о героях войны, мирного времени, о славных лётчиках, в том числе о своем боевом друге Герое Советского Союза Владимире Федоровиче Павлове, родом из деревни Попово Кардымовского района, о Тимофее Алексеевиче Ковалёве из деревни Никитино Смоленского района, также Герое Советского Союза.
Мы заходили с Павлом Михайловичем в Холм-Жирковскую среднюю школу, где собраны материалы о его жизни и подвигах, ветерана тепло приветствовали дети. Михайлов награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами «Знак Почёта», высшим югославским орденом «Партизанская звезда», пятью медалями, он занесен в энциклопедию Смоленской области... В 2005 году П.М. Михайлов умер.
На снимке: летчики Герои Советского Союза, награжденные югославскими орденами: В.Ф. Павлов, В.А. Шипилов, П.М. Михайлов.
Аркадий ГЛАЗКОВ
Герой жил рядом…
Критерий эффективности – наполнение бюджета

Другие новости по теме