Смолянка – редактор программы «Пусть говорят»
Выпускники филфака СмолГУ находят себе применение в разных областях. Журналистика – надёжный берег для филолога, готового работать не только со словом, но и с людьми. Но и тут, как говорится, «каждый выбирает для себя». Моя однокурсница Полина АВЕТИКОВА выбрала телевидение. Сейчас она член редакторской группы, которая участвует в создании проекта «Пусть говорят».В Москву, к Малахову…
– Как получилось, что выпускница скромного провинциального вуза стала редактором рейтинговой программы "Пусть говорят"?
– После окончания СмолГУ у меня возникло стремление уехать и попробовать другой жизни. Идти по проторённому пути было скучно. Хотелось самой начать всё сначала и добиться успеха.
Приехав в Москву, я работала и училась на курсах переквалификации в Останкино, потом удалось устроиться на проект «Пусть говорят» секретарём на звонках, который принимает истории от зрителей. Начальство отметило мой ответственный подход к работе, и так я попала в одну из бригад младшим редактором.
– В чём заключается твоя работа? Как строятся отношения за кулисами программы?
– Все мои знакомые удивляются, что истории, которые они видят на экране, действительно реальные и герои программы не актёры, а простые люди, переживающие свою жизненную драму. Конечно, нужно набраться смелости, чтобы рассказать на всю страну свою историю, как правило, нелицеприятную. Но к нам и едут люди такого склада, готовые быть предельно откровенными. Да и за помощью реальной едут: к нам же и депутаты Госдумы приходят, и артисты, которые прямо в студии или после программы помогают деньгами, и юристы, и врачи, и учителя...
А работа моя состоит в том, чтобы найти яркие, многоплановые истории, отыскать их героев и пригласить на программу. Конечно, это нелегко, и очень много препятствий: и житейских (не с кем ребёнка оставить), и бюрократических (не отпускают с работы или грозят увольнением). Но на то мы и профессионалы, чтобы, решив все проблемы, привезти героя в студию за полчаса до эфира. Да, и такое бывает, прямо с корабля на бал.
А случается, что из-за обледенения взлётной полосы самолёт с нашими героями не вылетает. Срывается съёмка программы, и все труды, денные и нощные, идут насмарку.
До начала съёмок с человеком работает редактор. Он его приглашает на программу, готовит к съёмке, чтобы тот полностью раскрылся. Старший редактор выпускает героя в студию, подготавливает его, чтобы человек не боялся большой студии, аудитории, камер, ведущего, сел на назначенное ему место, наконец.
– Совпадает ли «телевизионная ипостась» Андрея Малахова с жизненной?
– Экранный образ Андрея Малахова – это не только программа «Пусть говорят». Он ведёт «Детектор лжи», «Евровидение», «Золотой граммофон». Могу сказать, что Андрей глубоко переживает за всех героев, которые приезжают на его проекты. Ведь едут именно к Малахову, а не к какому-то редактору из Москвы. Я была свидетелем, как люди подходили к нему прямо за кулисами и просили помочь. Андрей – чуткий и безотказный человек.
Герои бывают разные
– Какой выпуск программы запомнился больше всего? Кто был самым интересным героем?
– Каждый человек запоминается какой-то своей индивидуальной чертой, кого-то одного выделить не могу.
Часто вспоминается мать Чумазика (этот больной человек был ославлен и осмеян на просторах Инета). Как она плакала, когда в студии перед ней за всю страну извинялись люди, которые поиздевались вдоволь над её сыном.
Чумазик
В 2004 году в Интернете распространился видеоролик, в котором один из курских рабочих рассказывает о забастовке свеклоприёмного пункта. На заднем плане появляется странного вида шатающийся человек с очень грязным лицом и со всеми признаками сильного алкогольного опьянения.
Данный персонаж, которого сразу окрестили Чумазиком, впоследствии появился в огромном количестве юмористических фотожаб и коллажей, распространяемых на блогах, форумах, имиджбордах.
Впоследствии выяснилось, что Чумазик проживает под Курском с матерью, его настоящее имя — Юрий Анатольевич Татаренков, ему 37 лет, он с детства болен церебральным параличом, у него нарушена координация движений, и он практически не может говорить. В известном ролике он был вовсе не пьян, а лицо его было испачкано из-за того, что он из-за своего недуга часто падает на землю.
В Рунете был объявлен сбор средств в пользу Юрия Татаренкова. Предложения помочь Чумазику материально посыпались со всей страны, в основном с мотивировкой: «Мы не знали, нам стыдно». На часть этих денег Юре были куплены подарки — одежда, DVD-плейер и мультфильмы.
Обыкновенное чудо
– Одна из самых незабываемых передач была, конечно, про любовь. Его звали Эльбрус, её – Надежда. У нас на программе они увиделись после 40 лет разлуки. Сейчас они пенсионеры, а когда они в первый раз встретились и полюбили друг друга, им было чуть больше 20.
Оказывается, он искал её все эти годы, надеялся и верил. Их развела жизнь. Он объехал полмира по дипломатическим делам, она вернулась в свой городок после учёбы.
Не передать словами, как он волновался, когда приехал в телецентр. Она переживала не меньше. До программы мы каждого из них отпаивали корвалолом, чтобы они не потеряли сознания. До съёмок Эльбрус и Надежда не виделись: мы их развели по разным гримёркам.
Когда она вышла к нему в студию, он не смотрел на неё минут десять. Обнимал, целовал, но не смотрел. В студии сделал ей предложение. Это было волшебно, все редакторы плакали.
Однако жизнь внесла свои прозаические коррективы. Эльбрус прилетел в Москву из Германии. А Надежда живёт в Подмосковье. Российской пенсионерке крайне проблематично получить вид на жительство в Германии. Возникли и другие проблемы. И однажды телефон Эльбруса перестал отвечать. Так теперь мы и не знаем, осуществилась ли сказка в жизни или нет. Но хотя бы на короткий миг мы поверили в чудо.
Немного о цинизме
– Работает ли в Останкино ещё кто-либо из смолян?
– Больше никто, с кем бы я ни общалась, не признался, что он смолянин. Но в Останкино очень много людей работает, наверняка среди них есть и наши земляки. Просто я с ними незнакома.
– Как относятся телевизионщики и ты лично к скандальной репутации ток-шоу вроде "Пусть говорят" или "Детектор лжи"?
– Моё отношение исключительно деловое. Да, переживаешь за людей, да, выматываешься, да, пропускаешь каждую историю через себя (иначе никак нельзя: люди чувствуют безразличие). Новая неделя – новая история, и каждый раз я обязана выложиться по полной. Мы как врачи: со временем становимся циниками.