Смоленская и Минская области подпишут договор о сотрудничестве
В Минске нет автомобильных пробок, на каждом шагу новостройки. На улицах идеальная чистота. И ещё нет попрошаек, бомжей. Это сразу отметили участники пресс-тура для представителей российских региональных средств массовой информации, посетившие столицу Республики Беларусь в последние дни сентября. В числе журналистов, приглашённых посольством этой страны, оказался и специальный корреспондент «Смоленской газеты». Сегодня мы публикуем его интервью с председателем Минского горисполкома Николаем ЛАДУТЬКО. Думается, оно будет полезно и поучительно для новой власти города-героя Смоленска. Учтём и то, что уже этой осенью состоится подписание договора о социально-экономическом сотрудничестве Смоленской и Минской областей.- Николай Александрович, расскажите, пожалуйста, о системе работы транспорта и связи в Минске.
- К числу отраслей, работу которых в последние годы сопровождают самые заметные достижения, относится общественный транспорт. Достаточно сказать, что подвижной состав городского транспорта полностью обновлён. При этом его выпуск осуществляют белорусские предприятия – Минский автомобильный завод (автобусы) и «Белкоммунмаш» (электротранспорт), которыми только за последние три года поставлены 771 автобус, 674 троллейбуса и 84 трамвая. Сегодня уже более 80% троллейбусов и 60% городских автобусов являются низкопольными. Таким образом, помимо новизны перевозящей пассажиров техники, её отличает соответствие европейским требованиям к конструкции – низкий уровень пола салона (принципиальная новизна не стала препятствием на пути освоения массового выпуска), также в августе этого года город получил автобусы «МАЗ» с двигателями уровня «Евро-4». А Минский автозавод уже на нескольких прошедших автосалонах представлял сочленённый автобус, оборудованный двигателем «Евро-5». Трамвай был успешно освоен на «Белкоммунмаше». Кстати, в эти дни белорусский трамвайный вагон отмечает десятилетний юбилей. Первый вагон, изготовленный на «Белкоммунмаше», стал перевозить жителей и гостей города осенью 2000 года. А уже весной 2008 года он полностью заменил 126 трамваев Рижского вагонного завода. В прошлом году предприятие начало сборку самых современных трамваев – низкопольных шестиосных. Для обеспечения плавности хода вагонов ведётся широкая реконструкция трамвайного полотна. А это двенадцать с лишним километров за последние четыре года.
Но главным в организации работы отрасли считаю всё-таки не замену автобусов, троллейбусов и трамваев, а тот факт, что вывод из эксплуатации устаревших марок позволяет за счёт удобств проезда для пассажиров сохранить популярность общественного транспорта. То есть мы стремимся обеспечить соответствие города хорошо известным сегодня требованиям устойчивости развития. Тесно связан с этим вопрос соблюдения расписания движения, ритмичности работы на линии в целом. Для этого внедряется современная система диспетчерского управления. В июне открылся единый диспетчерский центр управления движением наземных видов городского транспорта.
Представление о строительстве метрополитена легко составить по темпам его проходки – один километр в год. Два года уже ведётся активное строительство важного участка первой линии метро в один из самых населённых жилых районов города – юго-запад, где проживает свыше 300 тысяч человек. После его открытия в 2012 году общая длина минской подземки превысит 35 километров, а количество станций достигнет 28.
- Каковы векторы жилищной политики?
- Жилищный фонд Минска ежегодно увеличивается и составляет по состоянию на 1 января этого года 36,8 миллиона квадратных метров общей площади, что соответствует 19,9 кв. м общей площади на одного жителя. Важнейшей характеристикой жилищной проблемы является количество семей, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий. На начало года количество таких семей в городе составляло 270 тысяч 290 граждан (семей), что составляет 34% от общего числа семей, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Беларусь. На конец августа в Минске введено в эксплуатацию 450 тысяч 920 кв. м общей площади жилья. В том числе 341 тыс. 643 кв. м жилья в многоквартирных жилых домах для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Продолжается работа по формированию жилищно-строительных кооперативов. Администрациям районов города и столичным предприятиям и организациям за восемь месяцев текущего года выделено 4 тыс. 504 квартиры в домах ЖСПК. Основным источником финансирования жилищного строительства в городе являются средства населения и кредиты банков, общая доля которых составляет 80-86%. В списки для льготного кредитования включены 6 тыс. 365 семей граждан, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одноразовые безвозмездные субсидии начислены 1168 семьям. Для обеспечения всех граждан, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Минске необходимо построить 9 млн. 585 тысяч кв. м. В этой связи в дальнейшем развитие строительства комфортного и доступного жилья для населения Минска будет обеспечиваться совокупностью экономических и социальных условий, связанных как с развитием жилищного строительства и всего строительного комплекса, так и с общим состоянием экономики страны.
- Какова эффективность работы реального сектора экономики?
- Нынешний год характеризуется ростом показателей финансово-хозяйственной деятельности реального сектора экономики. За пятилетку в полтора раза приросли объёмы производства и в два раза возросли объёмы экспорта. По итогам семи месяцев достигнут и превышен уровень 2009 года по следующим финансово-хозяйственным показателям: рентабельность продукции, товаров, работ, услуг, составившая по итогам прошлого года 13%, за семь месяцев 2010 года составила 13,2%. Темп роста выручки от реализации вырос со 103,5% в декабре до 119,6% в июле этого года. Основным условием получения прибыли организациями является превышение темпов роста выручки от реализации товаров, работ и услуг над темпами роста себестоимости. Нынче наблюдаются положительные изменения. Темп роста выручки опередил темп роста себестоимости почти на 3%.
- Довольны ли вы инвестиционной политикой?
- Одним из приоритетов в городе является привлечение иностранных инвестиций. В этой связи наибольший интерес представляют прямые иностранные инвестиции, поскольку они не увеличивают государственный долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора – финансовый, производственный, интеллектуальный. Уже реализован ряд крупнейших строительных инвестиционных проектов. Построены культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена», бизнес-центр «Столица», многозальный кинотеатр «Беларусь», студенческий комплекс, культурно-деловой центр «Дом Москвы», возведено значительное количество бизнес-центров, гипермаркетов и других крупных торговых объектов. Только за первое полугодие 2010 года привлечено более 508 млн. долларов США, или на 42,6% больше прошлогоднего, что может свидетельствовать о деловой активности иностранных инвесторов. В Беларуси имеется развитое инвестиционное законодательство, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности, её государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. В настоящее время уже реализуется около 50 проектов с объёмом иностранных инвестиций более 6 млрд. долларов США. Самым крупным проектом является строительство делового центра «Минск-Сити».
- Расскажите, пожалуйста, о свободной экономической зоне «Минск».
- Она располагается на земельных участках общей площадью 1700 гектаров. Резидентами свободной экономической зоны являются 90 предприятий. За 12 лет они задействовали около 500 тыс. кв. м ранее неиспользуемых и неэффективно используемых площадей. Построены современные производства. Заявлено к реализации инвестиций около одного миллиарда долларов США. Создано около восьми тысяч новых рабочих мест. В начале сентября площадь «Минска» увеличена на 118 гектаров. Это позволит построить ещё порядка 289 тыс. кв. м производственных площадей, создать дополнительно от пяти до семи тысяч рабочих мест, привлечь инвестиций более 300 млн. долларов США. Включение дополнительной территории в границы этой свободной экономической зоны позволит обеспечить частичную занятость населения города Смолевичи и района в рамках реализуемой градостроительной концепции его развития в качестве города-спутника столицы. Здесь будет построено порядка 1,3 млн. кв. м жилья на 45 тысяч населения, а также посёлок индивидуальной застройки на три – три с половиной тысячи семей на площади 600 гектаров на территории Кургана Славы. Нынче сформированы и приняты к реализации крупные инвестиционные проекты по созданию транспортно-логистического комплекса «Прилесье», инвестор - иранская компания «Кейсон», логистического парка с использованием инфраструктуры национального аэропорта Минска, инвестор - группа бельгий¬ских компаний, а также логистического центра аутсорсинга ИП «БЛТ-Логистик».
- А как обстоят дела с демографией, заработной платой, пенсиями, занятостью населения?
- Особое внимание в городе уделяется повышению заработной платы как главного, базового источника доходов. За последние пять лет зарплата увеличилась фактически в два раза. По результатам работы организаций столицы номинальная среднемесячная заработная плата за август в 2010 году составила 547,2 доллара США. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года она возросла на 16,2%. Задолженности по выплате заработной платы у предприятий города нет. Средний размер пенсии по возрасту в Минске в сентябре этого года составил 190 долларов, что на 35% больше, чем год назад. Несмотря на влияние мирового экономического кризиса, в столице удалось не допустить всплеска безработицы, сохранить контролируемую и стабильную обстановку в сфере занятости населения. В результате принятых мер общая численность занятых в экономике Минска увеличилась по сравнению с 2006 годом более чем на 70 тысяч человек. С начала этого года в экономике города было создано почти 25 тысяч рабочих мест. Каждое пятое новое в республике рабочее место создано в Минске. Из них более 70% - в сфере услуг. Продолжается работа по адаптации городской среды для независимого проживания инвалидов. Минчанам с ограниченными возможностями предоставляются транспортные услуги специализированным автотранспортом социальной службы. В городе сохраняется положительный естественный прирост населения в связи с ростом рождаемости – 11,5%, стабилизирован уровень смертности – 9,8%. Только в этом году работы по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и строительству проводятся более чем на 90 объектах здравоохранения в 65 учреждениях здравоохранения. На данные работы нынче выделено более 100 млн. долларов.
- Спасибо за интервью, Николай Александрович. Ждём вас в городе-герое Смоленске.