Уроки русского в эпистолярном жанре
Совсем недавно были подведены итоги VIII Всероссийского конкурса «Лучший урок письма». Приятно отметить, что в нынешний год – Год учителя – наша землячка, учитель русского языка и литературы Барановской средней школы Сафоновского района Ирина Николаевна Кучерявенко заняла в этом конкурсе второе место в номинации «Лучшая методическая разработка проведения «Урока письма».Всероссийский конкурс «Лучший урок письма», который организует ФГУП «Почта России», позволяет возродить русские традиции эпистолярного жанра, обратить внимание школьников и студентов на ценности родного языка, а также дать возможность преподавателям русского языка проявить себя в разработке новых методик проведения уроков.
В нынешнем году в конкурсе приняли участие более 160 тысяч школьников, учащихся средних профессиональных учебных заведений, студентов вузов, а также около полутора тысяч преподавателей и учителей из 82 регионов России. Традиционно в конкурсе принимают участие смоленские учителя. И, конечно, областное почтовое ведомство проводит свой региональный конкурс той же тематики.
При оценке методических разработок проведения урока написания писем учитывались оригинальность, доступность, возможность внедрения в программу внешкольных занятий предложенного материала.
Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоится с 14 по 16 октября в Москве.
Мы прибыли в Барановскую школу прямо посреди уроков, поэтому вначале поразила непривычная для школы тишина. И только когда прозвенел звонок с урока, послышались ребячьи голоса, и топот ног, и всё остальное, что сопутствует школьной перемене. И, наконец, строгий учительский голос: «Иванов, звонок прозвенел, почему не в классе?» - возвестил, что перемена закончилась.
С Ириной Николаевной, занявшей второе место во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма», мы встретились в её методическом (он же рабочий) кабинете. Она не только преподаватель, а ещё и классный руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Свой предмет преподаёт в 5-м, 7-м, 9-м и 11-м классах. Скорее, не преподаёт (слово-то уж больно сухое), а учит детей правильному русскому языку, в первую очередь – общению на нём. Наверное, ей, учителю малокомплектной школы, легче, чем иным коллегам: в классах всего по нескольку человек. В полной школе учитель ориентируется на среднего ученика (отличника или хорошиста, но всё равно среднего). А здесь сама обстановка заставляет индивидуально работать с каждым. А ведь все разные… И ученикам сложнее: каждый как на ладони. Зато и подготовка выпускников довольно высокая. Вот в этом году из четырёх выпускников трое поступили в вузы, одна девочка – в медколледж.
Всё в Ирине Николаевне притягивает: доброжелательная улыбка, открытость в разговоре, мудрость опытного учителя (29 лет в Барановской школе, её же и окончила в своё время), эрудиция и начитанность (литературу не только преподаёт, но и любит книги, до сих пор читает с увлечением, как в детстве). Приятно, вольно течёт разговор. Так и хочется опять в школу, на урок русского.
- Ирина Николаевна, с чего всё началось и как работается в сельской школе?
- Началось всё с окончания факультета русского языка и литературы Смоленского педагогического института имени Карла Маркса и с преподавания своего предмета в деревенских школах нашего Сафоновского района. Сейчас – в родной школе. (По тому, как говорит она о школе, чувствуется, что школа для неё – второй дом. А может быть, и первый. Здесь ей знакомо всё, до каждой мелочи. Коллектив в школе небольшой: 14 учителей и 64 ученика. И это не самая маленькая школа в районе)
- Не боитесь, что школу закроют?
- Нет. Глава района Вячеслав Ефимович Балалаев за последние пять лет ни одну малокомплектную сельскую школу закрыть не позволил (школы не будет – деревня исчезнет). Поддерживает нас. В районе постоянно конкурсы проводятся, «Выпускник года» например. Многие наши выпускники становились победителями. Неоднократно получали дипломы и премии имени Юрия Алексеевича Гагарина. Поддержка нашей сельской администрации тоже ощутима. Недавно помогли деньгами на новый спортинвентарь. Живём активно, интересно. Например, в прошлом году наш одиннадцатиклассник Стас Кухаенков по обмену уехал в американский колледж учиться. По обмену же в прошлом учебном году у нас финн учился Отто Карки. Хорошо учился. И в коллектив сверстников влился без проблем. Простой, неприхотливый мальчишка.
- Ирина Николаевна, вы в подобных всероссийских конкурсах раньше участвовали?
- Нет, не довелось. Давно думала попробовать свои силы. Сейчас удалось. И сразу такой высокий результат – второе место. Здесь спасибо надо ученикам сказать, их письма тоже участвовали. И родителям: без их помощи ничего бы не получилось. Победа в конкурсе – большая заслуга родителей. Готовились к конкурсу тщательно. Писали письма бабушке, брату… Чего греха таить, сегодня мы и сами писать отвыкли, и дети не пишут. Всё больше мобильники да Интернет. Вообще мне нравится экспериментировать, применять новые формы обучения. У детей интерес проявляется. Грамотное написание письма для школьника – нелёгкая, но интересная задача. Мы даже конверты разучились надписывать. Или, например, применение этикетных слов. «Пожалуйста», «спасибо» и так далее. Детям нравятся такие формы занятий. А если ещё и приз получаешь… Сестра Стаса Кухаенкова (который в Америке) Катя получила приз от смоленской почты. Она писала письмо ветерану Великой Отечественной войны.
На VIII Всероссийский конкурс отправили четыре письма учеников разных классов. Мы не ожидали, что сразу будет такая высокая награда. Хочется сказать спасибо и коллегам за поддержку, доброжелательное отношение.
- Что дают учителям и ученикам подготовка и участие в подобных конкурсах?
- Дети учатся правильно писать. Это главное. Учатся общению. Это ведь один из методов обучения русскому языку. Где, как не в письме, можно найти применение этикетным словам? А для учителя это своеобразное повышение квалификации. Это и учёба. Сколько всего пришлось прочитать, отработать при подготовке к конкурсу. Учебные пособия, журнальные публикации.
- Ирина Николаевна, судя по всему, вы оптимист и любитель всего нового, нестандартного. Но новое – это не всегда благодарность. Не боитесь ответственности?
- По поводу оптимизма. Да, я всегда верю в лучшее. Люблю экспериментировать. Люблю придумывать новые формы работы. Хочу, чтобы детям было интересно. Ответственности боюсь. Нет, не ответственности, боюсь плохо сделать своё дело. Боюсь отрицательного результата. Боюсь навредить школе.
- Два слова о ваших увлечениях.
- Люблю книги, литературу. Люблю почитать Шолохова, Достоевского, другую литературу. Люблю выращивать цветы.
От учителя Ирины Кучерявенко веет такой увлечённостью своим делом, что хочется учиться у неё русскому языку. К тому же и фамилия у меня подходящая…