Стоять за правду или сидеть за взятку?
Существует мнение, что общество с лёгкостью исполняет только те законы, которые социально справедливы.Каждый из нас знает, что нельзя убивать или воровать. В ситуации, когда, кажется, без взятки не решишь ни один вопрос и не видишь альтернативы сложившейся системе отношений, возникает ощущение, что коррупция в России неискоренима. Так ли это на самом деле?
В последние дни в Смоленске только и разговоров, что о коррупции. Между тем за день до задержания мэра Эдуарда Качановского в Москве прошёл "круглый стол" на тему "Роль СМИ в противодействии коррупции", организованный аппаратом уполномоченного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО и Фондом развития информационной политики. Если бы мероприятие состоялось несколькими днями позже, скорее всего, смоленская делегация оказалась бы в центре внимания и итог заседания был бы иным. Тем не менее многие мысли, которые озвучили известные на всю страну борцы с коррупцией, не потеряют своей актуальности ещё долго.
Чтобы начать разговор о коррупции, нужно определиться с понятиями. Возьмём для примера ситуацию, когда человеку сделали операцию в больнице. Считать ли взяткой подарок врачу?
– О коррупции можно говорить в том случае, если пациент вместо подарка дарит врачу деньги, в особенности если это происходит до операции, – считает заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский. – Также мы можем считать взяткой слишком дорогой подарок, тем более если врач сам вынуждает подарить именно его. Если подношения требует не конкретный человек, а сама система отношений, то преступления нет, а коррупция есть.
Владимир Львович рассказал о том, что в Уголовном кодексе РФ нет понятия "коррупция". Признаки подобных преступлений содержат многие статьи УК, однако законы написаны так, что найти в них лазейку не составляет большого труда. Напрямую нарушить законодательство практически невозможно, даже при всём желании. Нормы есть, но доказать виновность весьма проблематично. "Придумай, как дать", как будто говорит нам закон. Взяточники, пойманные за руку, отделываются смешными наказаниями, но ещё чаще подобные дела легко разваливаются в суде. У нас давно научились использовать цепочки посредников, и закон пока не может с этим справиться. Максимум, что можно вменить сообщнику, – мошенничество, ведь по закону он не имел возможности повлиять на процесс, за который брал деньги. В то же время "заказчик" остаётся вне досягаемости правосудия.
– Законы нужно писать таким образом, чтобы люди их исполняли, – уверен Владимир Римский. – Ведь мы не живём по закону. Мы живём так, как диктует нам социальный институт, наше окружение. И если есть противоречия, приходится нарушать закон. Россияне пока не умеют решать свои проблемы, не прибегая к взяткам, и наша задача научить их жить без коррупции, показать иной путь, изменить сознание.
– Победить коррупцию – это из области фантастики, – говорит начальник управления Генеральной прокуратуры в ЦФО Российской Федерации Сергей Замуруев. – Мы можем её минимизировать, но это работа не одного поколения. При этом профилактика даже важнее, чем непосредственно борьба. В 2009 году только в ЦФО было выявлено около 11 тысяч преступлений коррупционной направленности, три тысячи человек были признаны виновными, были осуждены более 500 должностных лиц. Показатели постоянно растут, но даже эти цифры не отражают реальной картины, являясь лишь верхушкой айсберга.
– В 2009 году за преступления коррупционной направленности были осуждены 248 (!) глав муниципалитетов, – продолжает директор Института коммунальных стратегий Вадим Бондарь. – Но важно не количество пойманных преступников, а то, что творится в сознании потенциальных взяточников. И здесь велика роль средств массовой информации. Конечно, нарушителей закона необходимо наказывать. Мы должны создать ситуацию, когда чиновник хочет взять "мзду", но не может. А в перспективе хотелось бы прийти к тому, что взятки брать просто не захотят.
– Реагирование на нарушение закона у нас не норма, а исключение, – сетует директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл – Россия" Елена Панфилова. – Пора перестать оценивать уровень коррупции. Его нельзя учесть в цифрах, этот уровень можно оценить только через наше восприятие. Мы должны говорить о причинах явления, а не констатировать факты. Люди не верят в борьбу государства с коррупцией, потому что не видят улучшения в своей жизни, и статистика тут бессильна. Нужно понимать, что коррупция бывает разная. И чем быстрее мы перестанем считать её бесформенной массой, а разложим на конкретные дела конкретных людей, тем быстрее поймём, с какой стороны подойти к этой непосильной на первый взгляд задаче. На самом деле профессия взяточника прибыльнее, чем, скажем, нефтяника. Ведь нефть ещё нужно добыть, а коррупционер по сути торгует воздухом – своими полномочиями.
– В наши дни изменились способы общения и получения информации, – продолжает секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин. – И правоохранительные органы, и СМИ должны активно использовать новые технологии. Хороший результат даёт использование SMS-жалоб, ведь многим проще написать сообщение, чем звонить. Нужно привлекать к работе общественников, блоггеров, агентов. Хорошие результаты в деле антикоррупционной пропаганды даёт использование мнения знаменитых земляков, а также различных экспертов. Также рекомендую использовать "вбросы" информации в социальные сети и на форумы. Бумажные газеты обязательно должны иметь переклички с Интернетом, в частности, хорошие сайты.
Заседание "круглого стола" продолжалось целый день. Были высказаны различные мнения, порой прямо противоположные. Депутат Госдумы Федерального собрания РФ, председатель комитета по безопасности Владимир Васильев рассказал о том, что существует инициативная группа депутатов, которые по мере возможностей борются с коррупцией. Помощники отслеживают статьи в Интернете, выбирают наиболее яркие проблемы. Потом депутаты связываются с авторами и с их согласия направляют запросы в необходимые инстанции, помогают решить проблему. Изредка редакции отказываются сотрудничать, что, возможно, говорит о том, что факты не проверены. О необходимости проверки информации говорил и ведущий программы "Автоликбез" радиостанции "Авторадио" Юрий Гейко. По словам Юрия Васильевича, из трёх тысяч обращений, которые он получил, всего в 20 случаях были приведены конкретные факты и доказательства. Ведущий уверен, что с произволом ГИБДД можно и нужно бороться. Инспекторы чаще всего уверены в своей безнаказанности, поэтому допускают много неточностей в документах, что оборачивается против них в суде. Но чтобы противостоять взяточникам на дорогах, водители должны быть юридически грамотными и внимательными. Также Юрий Васильевич продемонстрировал собравшимся специальные очки, которые должны носить полицейские в США. Они примечательны тем, что ведут непрерывную видеозапись, и это исключает вариант "неуставных" отношений.
В итоге многие согласились с мнением, что хитрый человек, как вода: одну дырку заткнёшь, он в другую просочится. Сегодня для многих "дать на лапу" чиновнику – всё равно, что оставить чаевые официанту в кафе. К сожалению, государство в ряде случаев это допускает, устраняясь от решения проблемы. Иногда говорят, что оно само вынуждает брать взятки, потому что зарплаты на жизнь не хватает. Что делает обычный человек, которого не устраивает его заработок? Ищет другую работу. Так чем же от него отличается чиновник? Возможно, когда каждый научится жить без взяток – и народ, и власть, мы сможем констатировать, что победили порочную систему.