Дороги

Дом-2, где пошлость во главе угла. Но не только об этом…

6 ноября 2009 года в 08:53
Что есть дом для человека - вопрос не риторический, а социально значимый. Именно сегодня, когда традиционно для каждой личности с младых ногтей - это родительский очаг, телевизионные каналы, особенно ТНТ, превратили его в открытое видеопространство циничного откровения и беспардонной гнусности.

Небольшая справка:
"Дом-2" - российская телепередача (реалити-шоу), выходящая не телеканале ТНТ с 11 мая 2004 г. Трансляции передачи шли в эфир ежедневно в 21.00 (часовые вечерние выпуски), а также около полуночи (получасовые ночные выпуски). В будние дни, а для организаторов они истинно "блудные дни", передача выходила ещё и в 14.30 - полуторачасовые выпуски "Дом-2" Life. Все передачи транслируются с опозданием на шесть дней от момента съёмок. Ведущие передачи – Ксения Собчак и Ксения Бородина. С 30 декабря 2008 года - Ольга Бузова.
"Дом-2" - последователь реалити-шоу "Дом", которое выходило на телеканале ТНТ в период с 1 июля по 1 ноября 2004 года. Автором идеи был Валерий Комиссаров, музыку написал Сергей Чекрыжов. Семейные пары строили дом. Ведущими проекта были Николай Басков и Светлана Хоркина, прорабом – Алексей Куличков, нынешний ведущий игрового шоу "Такси" на канале ТНТ.
28 июля 2009 г. Пресненский суд г. Москвы вынес постановление о запрете показа телепередач в "детское время" – до 23.00. Телеканала подал апелляцию на это решение. 20 октября 2009 г. городской суд Москвы подтвердил запрет на трансляцию днём реалити-шоу.


Сама идея передачи несёт в себе манипулятивный и коммерческий смысл: научить молодых людей строить любовь, которая закончится получением главного приза – дома в Подмосковье, счастливчика голосованием должны определить молодые телезрители. Но то, что увидели на данном канале в представленном реалити-шоу россияне, появиться и художественно излиться могло бы только в фантазиях маркиза де Сада и австрийского романиста Захера Мазоха. Строить любовь так же трудно, как и научить этому высшему чувству, но когда за него берутся такие "архитекторы" и "гуру", как бесбашенная Ксения Собчак со своими мастеровыми, этот дом любви обернётся в дальнейшем каторгой, личностной дегуманизацией, кошмаром и пошлым прозябанием. Классическая русская и мировая литература, искусство, кино представили не умирающие и завораживающие, чарующие и притягивающие иллюстрации, жизнеописания интимной сферы человека в разных его возрастных периодах и социальных слоях. Данте в "Божественной комедии" в заключительном 33-м акте задавал вопрос: что "движет солнце и светила"? И отвечал: "Любовь".
Любовь к Родине, её культуре, языку, природе, флоре, фауне, к делу – всё это любовь. Пушкинская "любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу" сродни инстинкту выживания и сохранения рода. Любовь к своему отеческому, родному дому – особая симпатия и неповторимое ощущение бытия.
Но тот "Дом", в который зовут посетить и посмотреть, вернее, подсмотреть, авторы телешоу своих телезрителей, домом назвать нельзя. Это всё равно, что помойку представить залом Лувра или Эрмитажа, а китч выдавать за полотна Рубенса или Веласкеса. Организаторы этого шоу путают галантность с галантерейностью, Гегеля с Гоголем, Бебеля с Бабелем, а кабель с кобелём. Этот ассоциативный ряд можно продолжать. Постоянное педалирование на таком сексуальном извращении, коим является вуайризм, влечение к созерцанию полового акта, по-простому – подглядыванию, может быть отнесена к клинике, когда психотерапевт решает свои проблемы за счёт пациентов, наслаждаясь их откровениями и естеством изложения. В данном случае пытаются свои личные проблемы решать и организаторы шоу, не говоря уже о коммерческих амбициях. Маркс был прав, утверждая в "Капитале", что радуется стекольщик, когда град бьёт стёкла. Да, есть значительное количество людей, которые до патологии любят феномен подглядывания, но их не надо таким образом ещё просвещать, их надо лечить. Подглядывание в природе человека. Но за счёт социализации, воспитания этот безусловный рефлекс нивелируется, снижается по своему проявлению до минимума. Воспитание – это гуманизация и очеловечивание инстинктов. Но "Дом-2" их разжигает. Это всё равно, что грабителя, вора, афериста, насильника, мошенника, маньяка стали просвещать в качественном выполнении их асоциальных деяний массовые средства информации, вместо того чтобы реализовывать жегловское профессиональное требование: "Вор должен сидеть в тюрьме…".
Не вызовет удивления, если на одном из телевизионных каналов, наряду с передачей "Как стать миллионером", появится ток-шоу "Как украсть миллион". Нет передачи "Как стать человеком", как им быть или остаться, а деструктивных страшилок пруд пруди, от ужасных и убийственных продуктов питания до бесчисленных советов, как остаться живым, выходя из дома или возвращаясь в него. У Василия Шукшина есть небольшая повесть "А поутру они проснулись", своеобразный драматический репортаж из вытрезвителя. Так и мы по перестроечному утру просыпаемся, ощущая вседозволенность и распущенность, беспринципность и бескультурье "Аншлагов" и петросяновских винокуровских откровений или новых, ошеломляющих исторических прочтений и откровений нашего прошлого до героизации генерала Павлова. Самый настоящий эстрадный шабаш, который покрыл метастазами пошлости и безвкусия почти все каналы, кроме канала "Культура".
Не надо на телевидении, радио вновь возрождать цензуру идеологическую, но литературную, лингвистическую, культурологическую, духовную - сегодня просто необходимо.
Нам предлагают "Дом-2", в котором безвкусица и грубость, банальность и пошлость, парафилия и сексуальные фетишизации торжествуют и выдаются за высшую человеческую ценность – любовь. Этот "дом" метафоричен, он простирается своими углами далеко за пределы своего телевизионного пространства. Нас такие "дома" превращают в манкуртов, кошек-людей, фантастических существ из "Сказаний о кошачьем царстве" китайского писателя Лао Шэ, которые исчезли из истории, позабыв её, своих родителей и учителей, культуру и быт, взаимоотношения и любовь. В социальной психологии есть такой канон, в котором поясняется, что каждый человек в обществе ведёт себя так, как ему разрешают. Если можно хоронить вора в законе Япончика с почестями и величием, как национального героя, о чём поведали все телевизионные каналы, средства массовой информации, а похороны космонавта Павла Поповича (он умер накануне) прошли без информационного ажиотажа, то тогда кукловоды не в "Доме-2", а вне его пределов. Польский писатель, лауреат Нобелевской премии (1905), автор знаменитых "Крестоносцев" и "Потопа" Генрик Сенкевич назвал один из своих романов "Камо грядеши", что означает "Куда идём".
Если более 80% населения не может назвать свои праздники (государственные, официальные), особенно переименованные по случаю социальной необходимости, а не по природе исторического бытия, то реалити шоу "Дом-2" восполняет с лихвой вопрос: "Куда идём?!"
Радость – это я, горе… тоже
Православная Русь – Дню народного единства

Другие новости по теме