Семья и школа, или Непростые решения
Вице-губернатор Ольга ВАСИЛЬЕВА – о ближайших шагах в социальной сфере.Бюджет
– Ольга Николаевна, сейчас идёт работа над проектом областного бюджета на следующий год. Какие статьи вы считаете приоритетными?
– Бюджет Смоленской области остаётся социально направленным – этот приоритет не меняется. Около 70 процентов расходной части бюджета составляют социальные обязательства. Всё, что делается сегодня в интересах жителей области, от детей и до пожилых людей, является приоритетным для администрации области. Сегодня много справедливо говорят о том, что у нас проблемы с бюджетом, и они у нас действительно есть: расходные обязательства на 2012 год были завышены, значительно вырос государственный долг области и дефицит регионального бюджета. В данной ситуации было принято очень нелегкое, но единственно верное решение самим, без внешних займов, поправить финансовую проблему, уменьшив расходную часть бюджета, и максимально работать над увеличением доходов. Но при этом хочу отметить, что все социальные обязательства перед населением сохраняются. И при планировании бюджета на 2013 год социальная направленность будет сохранена, а все областные законы, которые у нас приняты в интересах жителей Смоленщины, будут работать.
Компенсации
– Следующий вопрос – как раз об одном таком законе. Как обстоят дела с выплатой компенсации родителям, чьи дети не имеют возможности посещать детский сад?
– Этот закон был внесён по инициативе председателя Смоленской областной Думы Анатолия Ивановича Мишнёва, ежемесячная выплата составляет пять тысяч рублей. Сегодня администрацией области разработан порядок выплат. С одной стороны, у нас есть проблемы с наполнением бюджета, с другой – мы бы хотели, чтобы этот закон помогал в первую очередь тем семьям и родителям, которые действительно нуждаются в социальной поддержке. Поэтому данные выплаты не будут получать родители, которые не вставали в очередь, поскольку не нуждались в детском саде, и те семьи, у которых и без того высокий доход в семье.
В первую очередь выплаты предназначены для многодетных семей, приёмных семей и семей с детьми-инвалидами. С учётом того, что у нас недостаточно средств в бюджете, мы принимаем во внимание доходы семьи, сделана привязка к прожиточному минимуму.
Закон вступил в силу с 1 сентября. Все родители, которые имеют право на эти выплаты, подают документы, и деньги им будут начислены с сентября. На реализацию этого закона средства выделены до конца года, предусмотрены они и на 2013 год – в размере 200 миллионов рублей.
Школы
– Не можем не спросить о такой болезненной теме, как оптимизация школьной сети Смоленской области…
– В рекомендациях профильных министерств чётко указано, что повышение заработной платы в системе образования, как и в системах здравоохранения и соцзащиты, может быть осуществлено не только за счёт дополнительных средств, но и за счёт оптимизации данной системы. Это касается и количества учреждений, и штатного расписания. В следующем году мы планируем сократить 10 процентов наших образовательных учреждений. Чтобы это не было шокирующим для наших читателей, напомню, что вопрос оптимизации системы образования Смоленщины стоит уже давно. Для примера: за последнее время образовательная сеть Калининградской области сокращена в два с лишним раза, сейчас у них действуют сто с небольшим школ. У нас, для сравнения, около 5оо. Я не сторонник оптимизации в ущерб учебному процессу и интересам семей. Вместе с тем не соглашусь с утверждением, что жива школа – жива деревня. Думаю, определяющим является наличие производства в поселении. Если у родителей школьника есть работа по месту жительства, если налажена социальная инфраструктура, то люди будут здесь жить. Если же в деревне стоит только школа и поблизости нет никакой работы, обеспечить всё необходимое для семьи и воспитания детей крайне проблематично.
Когда я приезжаю в район и вижу, что там есть пять школ, в которых учатся по три-четыре ученика и в каждой из этих школ по пять педагогов, возникает вопрос: какое образование получают здесь ребята? Есть ли возможность доставлять этих учеников в полноценную школу с кабинетной системой обучения, где созданы современные условия обучения? Если нет возможности подвозить детей – есть ли интернат, в котором созданы все необходимые условия для полноценного проживания и обучения детей? Если на эти вопросы ответ положительный, то я не понимаю, почему руководство района не работает над оптимизацией школьной сети. Ведь если в школе на перспективу нет ни одного первоклассника, если в школе всего пять учителей, что по определению не позволяет дать полноценное образование, – необходимо искать пути решения данной проблемы.
Разумеется, прежде чем говорить о закрытии школы, необходимо встречаться с родителями и педагогами, учитывать их интересы. Нужно обязательно предусмотреть дальнейшее трудоустройство учителей.
Сегодня, говоря об оптимизации, мы предусматриваем в том числе создание филиалов при средних школах. Ими станут малокомплектные школы – начальная, основная, – для того чтобы уйти от лишних административных расходов. Я думаю, вместе с родителями, педагогическим сообществом мы найдём правильное решение в этом вопросе.
Здравоохранение
– Помимо образования вы отвечаете за глобальную сферу, которая напрямую касается каждого из нас, – здравоохранение. По вашим оценкам, как идёт модернизация?
– Мне бывает очень обидно слышать о том, что модернизация дала области около четырёх миллиардов рублей, а люди не видят изменений в лучшую сторону в системе здравоохранения. Я с этим мнением не соглашусь. На сегодня благодаря модернизации системы здравоохранения мы получили огромные вливания на обновление материально-технической базы учреждений. Сегодня в наши лечебные учреждения приобретено современное оборудование, автомобили скорой помощи, реанимационные автомобили, онкооборудование, производится капитальный ремонт учреждений и строительство новых. Сложности есть с некоторыми учреждениями в городе Смоленске, но только потому, что городские власти очень поздно передали их из муниципальной собственности в областную. Сейчас мы максимально стараемся исправить эту ситуацию, хотя очень жаль, что многое не успеем: программа заканчивает свое действие в 2012 году.
Да, у нас есть проблемы с кадрами, и сегодня остро стоит вопрос о заработной плате. Планы модернизации подразумевают, что со следующего года наши лечебные учреждения должны будут перейти на новую систему оплаты труда через территориальный Фонд медицинского страхования. Предусматривается, что зарплата будет определяться в зависимости от оказания лечебными учреждениями и врачами помощи согласно стандартам. Уже сегодня можно переходить на эти стандарты, если имеются специалисты и достаточная материально-техническая база. Те лечебные учреждения, которые активно готовят себя к новой системе, стремятся ввести в обиход новые стандарты: приобретают оборудование, обучают специалистов (всё это позволяет программа модернизации), – получают дополнительное финансирование. Сегодня в таких учреждениях врачи дополнительно имеют к своей зарплате в среднем более пяти тысяч рублей, а средний медицинский персонал – более четырёх тысяч рублей. Но, конечно, наряду с этим необходима поддержка работников этой системы не только рублём, но и предоставлением жилья, льгот, других мер социальной поддержки. Это очень сложный, но очень важный момент, который требует решения – не только на уровне области, но и государства в целом.
Сегодня нужно говорить и об оптимизации работы учреждений здравоохранения. Федеральный центр задаёт жёсткие параметры, в том числе и по количеству коечного фонда. Сегодня, по расчётам министерства, у нас более 1300 лишних коек. При этом стоимость содержания одной койки – 600 тысяч в год, это огромные деньги! Областной бюджет не сможет взять на себя дополнительные расходы. Опять же, мы не сторонники резать по живому и предложили главврачам самим проанализировать систему работы своих учреждений и найти те моменты, которые можно эффективно доработать либо оптимизировать. Сложно, но другого выхода у нас сегодня нет.
Льготники
– Какие меры принимает администрация области для снятия напряжённости с обеспечением льготников лекарствами?
– Летом мы столкнулись с тем, что очередь с трёх тысяч льготных рецептов зашкалила за десять тысяч. Нужно было срочно менять ситуацию, прежде всего – по онкологическим заболеваниям и сахарному диабету. Было принято решение выделить из областного бюджета дополнительно 60 миллионов рублей и искать нового поставщика.
У «Фармации», прежнего монополиста, сегодня остаётся ещё более 14 миллионов бюджетных денег на обеспечение льготников лекарствами, надеемся, что они в полной мере выполнят свои обязательства.
У нас не было пункта, где можно хранить медикаменты, требующие особых условий, – наркотические средства, инсулин. Мы столкнулись с бойкотом со стороны «Фармации», имевшей такую базу, пришлось договариваться с другими компаниями. Чтобы не быть в зависимости от новых частных партнёров, мы сегодня создаём свой оптовый склад, оборудованный всем необходимым.
Сейчас льготные лекарства отпускаются в 15 аптеках, из которых шесть – в областном центре. Мы понимаем, что на всю область этого недостаточно, работаем над тем, чтобы охватить системой распространения лекарств каждый район.
Нам удалось снизить количество отсроченных рецептов – их сейчас чуть больше трёх тысяч. С жизненно необходимыми средствами проблем сейчас нет. Есть уверенность, что в этом году у нас льготные категории населения будут обеспечены лекарствами. В сентябре дополнительно будет выделено из областного бюджета 60 миллионов рублей на федеральных льготников и 20 миллионов – на областных. В случаях экстренной необходимости помощь больным оказывается в стационаре.