Диспансер закрыли – проблема осталась
Ровно год назад, накануне Дня борьбы с туберкулёзом, в нашей газете вышел материал, претендующий на звание чрезвычайного. После волевого закрытия в Ярцевском районе противотуберкулёзного диспансера рост заболеваемости за один год составил 25 процентов. Ситуация в Ярцеве продолжает ухудшаться. Неужели туберкулёз будет праздновать победу?Кому стало лучше?
Домоклов меч над послевоенным стационаром завис давно. Но даже в службе санитарного надзора признавали, что здание хоть и ветхое, но закрытие его может обернуться для города бедой. Кстати сказать, в Ярцевском стационаре проходили лечение больные ещё двух районов - Духовщинского и Кардымовского. Вначале деньги на капитальный ремонт стационара были заложены, потом в департаменте приняли решение его закрыть. Главный врач диспансера Евгений Дорохов, многие годы боровшийся за жизни своих пациентов, после очередной "профилактической" беседы в Смоленске получил инсульт и с дистанции в борьбе за справедливость сошёл. Это было несомненным ударом не только для коллектива диспансера, но и для больных. Честно говоря, не раз приходилось наблюдать, как Евгений Иванович, рискуя своим здоровьем, выводил больных из тяжёлого состояния. Да, стационар напоминал больницу послевоенного времени, но главная цель достигалась – людям продлевали жизнь, бациллярных больных изолировали от здорового населения.
Стало ли лучше после закрытия? А если стало, то кому? Ответ прост как дважды два: лучше стало чиновникам, у которых пропала головная боль за ветхое здание, где мог произойти пожар. Однако при закрытии ничего реально не было предложено взамен, и пожар вспыхнул в другом месте. Среди больных, которые обратились в 2008 году за помощью самостоятельно, у 24 запущенные формы с распадом лёгочной ткани и бацилловыделением составили 79 процентов. Особенно обострилась ситуация на селе. Специалисты ситуацию оценивают как напряжённую на высоком уровне.
Больные пошли в народ. Заставить кого-то насильно госпитализироваться нельзя. Первое время статистику новых больных "поддержали" водители маршруток в Смоленске, на которых перемещались больные туберкулёзом, ездившие в областной диспансер. Ну, здесь, как говорится, мы все под Богом ходим – кто в автобусе рядом стоит, разве узнаешь...
Уверенным шагом в новый век
По статистике, каждые 20 секунд туберкулёз уносит жизнь одного человека. Эта цифра из доклада Всемирной организации здравоохранения. Согласно информации ВОЗ, ежегодно в мире заболевают свыше восьми миллионов и умирают около двух миллионов человек. И ещё один важный момент доклада, касающийся нас напрямую: при отсутствии решения ряда актуальных организационных проблем в течение последующих пяти лет ситуация по туберкулёзу может выйти из-под контроля. Туберкулёз показал, что это болезнь социальная: не только низкий уровень жизни, но и стресс провоцируют капитуляцию организма перед бациллами.
Многострадальная Смоленщина, помимо всех нынешних жизненных неурядиц, хранит в себе и старые болячки военных лет. Люди, перенесшие массу инфекционных заболеваний, а также дистрофию, - это наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Иммунитет не готов самостоятельно бороться. Что такое для истории 60 лет?
После закрытия противотуберкулёзного диспансера в Ярцеве остался работать для приёмов один поликлинический корпус. Но и над его крышей тучи сгущаются. Пройдёт ли лицензирование здание 50-х годов? Об этом сегодня болит голова у главного врача Любови Сибикиной. Вот как она оценивает обстановку:
- Самая главная проблема после закрытия диспансера – госпитализация больных. Отказов нет, но места в Верхнеднепровской, Тумановской больницах бывают далеко не всегда. За прошлый год первично поставленных на учёт у нас было 47 человек, то есть процент заболеваемости в Ярцевском районе составил 81,8. Если сравнивать с 2008 годом, то цифра по этому показателю составляла 76%, ещё годом раньше – 67%. Уже в этом году в январе поставлены на учёт 12 первичных больных, позже – ещё шесть человек.
Для полной картины надо заметить, что окончательный диагноз заболевшему устанавливается в Смоленске, в областном тубдиспансере. Ситуация зачастую возникает следующая: привозят больного в терапевтическое отделение в диабетической коме, а у него к тому же на карточке обозначено, что он болен туберкулёзом. Возникает вопрос: куда девать больного, опасного для других? Диагностической палаты нет, посевной пункт закрыт. Областной центр не резиновый. Кстати, разговоры по поводу нового современного противотуберкулёзного диспансера поутихли. Это к тому, что лучше пока не станет. Стоило ли с такой лёгкостью рушить старое, пока новое не построили?
Давайте скажем друг другу правду: каждый из чиновников по-своему прав (даже тот, что перестраховался, закрывая ветхий стационар), но кто-то же должен и в целом ситуацию оценивать! Так можно и поликлинику закрыть, направить больных в районную ЦРБ, окончательно посеяв панику среди врачей и жителей города. Во всей этой неприглядной истории поражает несгибаемый оптимизм медицинского персонала поликлиники. Борясь с тяжёлым недугом в тяжёлых условиях за низкую зарплату, люди продолжают бороться и за существование лечебных корпусов, объясняя всё одним простым предложением: "За нами наши больные, им больше никто не поможет".
Главный врач Л.Г. Сибикина проводит экскурсию по своим помещениям – в ветхом здании царит идеальный порядок. Любовь Григорьевна рассказывает, что за 2009 год удалось решить проблему с энергообеспечением, проложили новый силовой кабель, отключили от своих сетей дачников, и теперь нет прошлых проблем с отключением электричества. Решили проблему освещения территории, на очереди ограждение и дорога. Но главной задачей была и остаётся возможность оказывать помощь нуждающимся больным.
- Сейчас мы все силы бросили на проведение лицензирования нашего помещения, - рассказывает Любовь Григорьевна. - Всё идёт очень медленно. Нашему зданию нужен капитальный ремонт, составлена смета на 2 миллиона 400 тысяч рублей. В связи с кризисом пока денег нет. А у нас грандиозные планы. Мы бы хотели открыть дневной стационар для наших больных. В другие районы многие не едут лечиться, ведь не каждый может оторваться от дома и семьи на полгода. А здесь можно было бы проводить физиолечение, процедуры.
Пока из положительных моментов – заключённый с областью договор на пользование передвижным флюорографом, который так необходим для диагностирования сель¬ского населения. Во многом коллектив поддерживает главный врач районной ЦРБ А.М. Прохоренков, он тоже не боится плохих показателей статистики по росту выявленных заболевших. Это правильный подход медика.
Интересный момент – в старенькой поликлинике находится массивный рентген-аппарат прежнего поколения, но доверия ему у всех специалистов куда больше, чем новому цифровому оборудованию, поставленному в ЦРБ. Он нацелен исключительно на лёгкие. Специализация – большое дело во всём. Это же касается и самих врачей. Фтизиатр сегодня в дефиците. В Ярцеве пока есть и участковые медсёстры, на приёме работают три врача, уйдут – трудно себе представить, что будет.
- Когда при нас обсуждают вариант единственного в городе кабинета для приёма больных, становится страшно, что же будет с городом, - говорит Любовь Григорьевна. - Даже в таких условиях ситуация как-то держится под контролем. Всего на учёте состоят 240 больных, но показатель бациллярных (заразных) мы уменьшили, уменьшилась смертность. Всё, что от нас зависит, мы делаем. Неплохо помогает областной тубдиспансер в обеспечении лекарственными препаратами. Туберкулёз дорог в лечении, одна упаковка лекарственного препарата стоит 2400 рублей. Нам было выделено 280 тысяч, то есть все наши потребности были закрыты.
Вот такой оптимизм вперемешку со страхом закрытия. Надежда на новое руководство Департамента здравоохранения пока придаёт сил. И жителям города хочется верить, что здравый смысл возобладает над каждой запятой в лицензии. Причём это тот редкий случай, когда проблема волнует и больных, и здоровых. Сегодня – в эпоху стресса – туберкулёз навис над всеми. Болезнь приспосабливается к новым условиям, а мы за ней не успеваем.