Рост тарифов: жить или выживать?
Тема роста тарифов вызвала такую бурю эмоций, что мгновенно докатилась до руководства страны. quot;Как же мы будем жить дальше?quot; – спрашивают пенсионеры и предприниматели одновременно. Общественность и руководство города Ярцево направили свои обращения главному федеральному инспектору в Смоленской области, Губернатору, прокурору, руководителю антимонопольной службы. Цифры и факты говорят об одном – тема для обсуждения есть, и очень серьёезная.Почём тепло для народа?
Многочисленные гневные обращения населения после получения квитанций по оплате за тепло и горячую воду дали повод вынести вопрос на заседание Ярцевского городского Совета депутатов. Народные избранники решили открыто высказать свою позицию на пресс-конференции, куда пришли и представители предпринимательства.
Проведен детальный анализ роста тарифа за тепло. Вот конкретный пример: магазин quot;Фантазияquot; (ЧП Чертовой Т.Б.), общая площадь магазина 81,2 кв. м, оплата за тепло в 2008 году составила 5910 рублей, в 2009 году – 11450 рублей, в 2010 году – 22834 рубля. И это при том, что температура внутри помещения выше 10-11 градусов не поднимается! Что же изменилось с 2008 по 2010 годы в представлении услуг предприятием quot;Смоленскрегионтеплоэнергоquot;, если теплее не стало, а цены взлетели в 3,86 раза?
В своём обращении предприниматели написали следующее: quot;Мы научились выживать и сохранять рабочие места, но такой рост тарифов за теплоэнергию может привести к разорению небольшие магазины, сферу бытового обслуживания, так как намного поднимать цены на свои товары и услуги мы не можем из-за низкой покупательной способности населения. Мы знаем, что в городе промышленные предприятия в массовом порядке отказываются от услуг quot;Смоленскрегионтеплоэнергоquot; из-за высоких тарифов. На наш взгляд, это предприятие фактически является монополистом и выжимает из нас непомерные платежи за тепло, разоряя не только население, но и предприятия малого бизнесаquot;.
Масштаб обращения можно оценить по следующим данным: в Ярцеве 190 магазинов, 149 точек сферы обслуживания, 43 аптеки. Так что речь идёт не только о разоряющихся предпринимателях, но и судьбах людей, работающих в этой сфере. Конечно, нельзя вот так огульно обвинить тепловую компанию в одностороннем подъёме тарифов. Каждая цифра имеет своё обоснование и, вероятно, была защищена специальной энергетической комиссией. Проблема в том, что с общим жизненным ходом эти цифры не соотнеслись. На этот случай в народе существует очень хорошая поговорка: выше головы не прыгнешь. Малый бизнес то и дело борется за своё существование: с многочисленными проверяющими, с налогами и арендой, с тарифами.
Когда наступил предел
14 марта в общей канве митингов против грабительских тарифов, проводимых коммунистами по всей стране, и в Ярцеве на площади Победы собралось около 300 участников. Накануне глава города Владимир Галкин и председатель городского Совета депутатов Сергей Соколов обратились через СМИ к населению, пригласили для разговора действующую оппозицию. Оппозиция в диалоге участвовать отказалась. Кричать с трибуны всегда было проще, чем попробовать найти выход из положения.
Любая муниципальная власть сегодня может сказать честно: возможности по сдерживанию роста тарифов исчерпаны. В Ярцеве в течение 2006-2010 годов тарифы на основные коммунальные услуги, регулируемые на местном уровне, росли незначительно, пропорционально возрастали и тарифы на теплоснабжение. 2010 год ударил квитанцией за тепло и горячую воду. Только за эту услугу житель однокомнатной квартиры должен был заплатить полторы тысячи рублей. Вкупе с другими платежами получилось, что пенсионер, получающий в среднем пять тысяч, должен отдать за двухкомнатную квартиру три.
Пенсионер сегодня – может, и не совсем удачный пример. Пенсии в отличие от зарплат всё же растут, для некоторых работающих и вовсе сравнялись. Списки неплательщиков пополнили в основном ещё вчера благополучные семьи. Население еле справлялось с прошлогодними тарифами, но когда плата за тепло возросла в среднем на 500 рублей с квартиры, количество неплательщиков резко выросло, это подтверждают и судебные приставы.
Из официального обращения руководства города к главному федеральному инспектору в Смоленской области Владимиру Слепнёву и другим контролирующим организациям: quot;Рост тарифов на тепло привёл к резкому увеличению расходов на содержание объектов социальной сферы (больницы, школы, детсады, учреждения культуры), что не было предусмотрено при формировании бюджета. В результате недофинансирование составит около 10 миллионов рублей. При таком подходе к формированию тарифов под угрозой выплата заработной платы бюджетникам. Фактически ООО quot;Смоленскрегионтеплоэнергоquot; является монополистом на рынке тепла и диктует цены, не соотнося их с возможностью как населения, так и промышленных предприятий, субъектов малого и среднего бизнеса оплачивать коммунальные услуги. Всё это приводит к социальной напряжённости среди населенияquot;.
Особенно негативная обстановка сложилась в обособленных жилых массивах, где теплоснабжение осуществляется на базе ранее ведомственных котельных, где тарифы выросли баснословно - на 43,5% (ДЭП-3) и 208,6% (quot;Ростелекомquot;). Население частично переходит на индивидуальные счётчики (платить за 15 градусов тепла в квартире две тысячи рублей в месяц как-то глупо), но ведь и счётчики стоят немалых денег.
Когда Президент Дмитрий Медведев дал распоряжение разобраться в регионах, что происходит с тарифами, у народа появилась небольшая надежда. Но ведь ни разу тарифы ещё не опускались, само слово quot;тарифquot; уже давно стоит в словосочетании со словом quot;ростquot;.