Культурный код. Подвижники. Андрей Фёдорович Палашенков
Преподаватель, этнограф, археолог, музейный сотрудник Андрей Фёдорович Палашенков. Родился 16 октября 1886 года в селе Надва Катынской волости Смоленского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. Начальное образование получил в одноклассном земском училище, после которого продолжил обучение в четырёхклассном училище Министерства народного просвещения и Алфёровской учительской семинарии, которую окончил в 1907 году. Работая учителем, Андрей Фёдорович познакомился с известным собирателем устной народной поэзии, русским этнографом, краеведом Владимиром Николаевичем Добровольским. Это и определило его интерес к фольклору и в течение последующего периода времени на территории Дорогобужского и соседних уездов им были записаны более 10 тысяч произведений устного народного творчества, которые остались не опубликованными.
С 1917 по 1922 год учился на археологическом факультете Смоленского отделения Московского археологического института. В 1914 году становится действительным членом Смоленской губернской учёной архивной комиссии и членом Общества изучения Смоленской губернии. С 1914 по 1918 год преподает в Смоленской мужской гимназии, а после, до 1925 года, в смоленских школах № 9 и № 17. Эту работу он совмещал с музейной деятельностью.
В 1922 году Андрей Фёдорович был включен в состав комиссии по организации Музея старого Смоленска, входил в правление Общества старого Смоленска, которое занималось собиранием и охраной местных памятников старины. В этом же году он получил назначение на должность хранителя отдела музейных древностей. Будучи директором Смоленского музея и уполномоченным по охране и вывозу художественных и исторических ценностей, оставленных бывшими владельцами «дворянских гнезд», произвел учет национализированных памятников культуры, первичную их обработку, обеспечил хранение. Его стараниями в Смоленской области были открыты музей композитора Михаила Ивановича Глинки и дом-музей ученого-путешественника Николая Михайловича Пржевальского. Как эксперт был привлечён к участию в работе по изъятию церковных ценностей из Троицкого и Вознесенского монастырей города Смоленска.
В 1923 году был одним из организаторов этнографического отдела на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
Продолжая работу в музее, Палашенков занимается собиранием фольклора. С февраля 1927 по 4 апреля 1928 года временно исполняет обязанности директора Смоленского государственного областного музея, с 1931 года был заведующим отделом прикладного и декоративного искусства музея, заведующим Музеем крепостной стены. В конце 1920-х – начале 1930-х годов Андрей Фёдорович являлся инспектором по охране памятников старины Западной области. В годы индустриализации ему удается спасти монументы, без которых не мыслим привычный нам облик Смоленска. Узнав о том, что намечено отдать в переплавку бюст Кутузова, Андрей Федорович самолично прячет его в подвале Предтеченской церкви. Также на переплавку должны были отправиться и другие объекты из «царского прошлого»: монумент Михаилу Глинке, пол, ворота и главный колокол Успенского собора, и кроме этого, шеститонный памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года. Чтобы все это спасти, Андрею Федоровичу пришлось пожертвовать аналогичным, меньшего размера, памятником в Красном, а также собственной свободой.
С 1933 по 1936 год был репрессирован по ложному обвинению, отбывал наказание в Караганде. После освобождения поселился в Омске, где стал работать в краеведческом музее научным сотрудником, а в 1943 – 1957 годах его директором. Занимался исследованием регионов Западной Сибири, проводил экспедиции и учет различных памятников региона.
В Омске его называют краеведом № 1. Так называемые «берёзовские ценности», жемчужина Омского историко-краеведческого музея, с триумфом экспонировались в самых известных музеях России. В фондах музея уникальные иконы появились в 1939 году благодаря Андрею Палашенкову, который вывез их из Воскресенского собора города Берёзова.
Никольский Казачий собор в Омске тоже уцелел благодаря Андрею Палашенкову, который был директором местного историко-краеведческого музея. Андрей Федорович нашел могилы некоторых декабристов, музеефицировал фрагмент кандального тракта. Скромный дом, в котором жил историк в Омске, на долгие годы стал неформальным краеведческим штабом, в котором собирались исследователи со всей страны.
Андреем Фёдоровичем Палашенковым написан ряд работ по исследованию памятников Смоленской губернии как археологических, так и этнографических. В конце 1960-х годов он приезжал в Смоленск. Умер в Омске 30 апреля 1971 на 85 году жизни. Похоронен на Старо-Восточном кладбище. В память об Андрее Фёдоровиче в Омском историко-краеведческом музее проводятся ежегодные Палашенковские чтения, в Омске одна из улиц носит имя Палашенкова, в 1989 известный ученый-краевед, этнограф, музейный деятель был реабилитирован. В этом же году на доме в Омске по улице Успенского, где он жил установлена мемориальная доска.
Андрей Фёдорович – автор более двухсот работ по истории, археологии, этнографии и культуре омской земли. В государственном архиве Омской области хранится его личный архив, в коллекциях Смоленского государственного музея-заповедника хранятся многочисленные экспонаты по истории края, собранные Андреем Фёдоровичем Палашенковым.
Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера
или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив