Культурный код. Подвижники. Мурзакевич Никифор Адрианович
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Мурзакевич Никифор Адрианович

28 августа 2023 года в 21:51

Давно оскудела бы земля русская и исчезли мы как народ, если бы не святые и подвижники наши. Но, если святых мы ещё поминаем в молитвах, то о подвижниках часто забываем. А ведь среди них множество людей, внёсших неоценимый вклад в сохранение отечественной истории.

Среди них – смоленской священник Никифор Андрианович Мурзакевич, автор первого печатного труда «История губернского города Смоленска».

Никифор Адрианович родился 2 июля 1769 года в Смоленске. Родоначальником фамилии Мурзакевичей был крымский мурза, плененный князем Голицыным в 1687 году. Воспитанию Никифора в семье уделялось много внимания: уже в возрасте десяти лет мальчик бегло читал на русском и латинском языках. Но окончить семинарию Никифору не удалось, так как умер отец, и семья осталась без средств к существованию. В возрасте 14-ти лет он был определен псаломщиком в церковь Богоматери, а вскоре рукоположен во диакона.

Всё свободное время Мурзакевич отдавал самообразованию, особенно его интересовала родная история, и он решает заняться составлением полной и подробной истории Смоленска. Епископ Парфений, узнав о занятиях диакона, представил ему свою библиотеку и собственноручные выписки, касающиеся русской старины и допустил в консисторский архив. Сочувствие и понимание Мурзакевич нашёл у гражданского губернатора Гедеонова и генерал-губернатора Апраксина. По распоряжению Апраксина в 1803 году в губернской типографии было напечатано 600 экземпляров «Истории губернского города Смоленска», которые были подарены автору. В этом же году 16 апреля Никифор Мурзакевич был рукоположен во священнический сан.

Исчерпывающую характеристику «Истории» Мурзакевича дал известный смоленский краевед начала XX века Иван Иванович Орловский. Он отметил непреходящую ценность книги, так как многие архивные документы, которыми пользовался исследователь, погибли в пожаре 1812 года или были утрачены по привычному небрежению нашему к своим сокровищам. Среди них были бесценные грамоты русских и литовских великих князей и польских королей о даровании Смоленску привилегий, тексты этих грамот Мурзакевич успел опубликовать во втором издании своей книги. Значение «Истории» огромно: за два столетия не было ни одного сколько-нибудь серьёзного исследования о Смоленске, где бы не ссылались на книгу Мурзакевича. Это обстоятельство принесло Мурзакевичу славу «первого историка Смоленска», и лавры родоначальника смоленской историографии принадлежат ему по праву.

В 1804 году вышло второе издание книги, к которому была приложена книга с грамотами русских, польских и литовских государей, данными Смоленску. Апраксин переслал книгу синодальному обер-прокурору Голицыну, а тот представил её императору Александру Первому, который велел выдать автору 500 рублей. Кроме того, смоленское дворянство и граждане ссудили отцу Никифору 1500 рублей, что дало возможность купить дом за алтарём Одигитриевской церкви, в которой он служил (сейчас на этом месте по улице Ленина расположен новый корпус сельскохозяйственного института).

В 1812 году, при наступлении французской армии, Мурзакевичу не удаётся покинуть город. 4-5 августа в дни героической обороны Смоленска отец Никифор находился в самых горячих местах. Он исповедовал и причащал раненных, духовно наставлял и поддерживал сражающихся.

В занятом французами городе, отец Никифор не только отправлял службы в Успенском кафедральном соборе, но и был хранителем этой русской святыни. По ходатайству Мурзакевича перед Мюратом в дверях собора был поставлен караул. По этому приказу, всё время пребывания французов в Смоленске у собора находился часовой. От разорения отцом Никифором были также спасены Троицкая и Одигитриевская церкви, соборная ризница, имущество архиерейского дома. Отец Никифор исповедовал перед расстрелом французами героя войны 1812 года, командовавшего партизанскими отрядами на Смоленщине Павла Ивановича Энгельгардта.

Наполеоновские войска вели себя в Смоленске буйно и даже жестоко. В обстановке, когда грабежи и мародёрство достигли предела, Мурзакевич проявлял завидное мужество и силу духа, об этом единодушно свидетельствуют многие очевидцы, а вот по поводу встречи Мурзакевича с Наполеоном в Смоленске мнения современников разделились. Даже возникло «Дело о Священниках Мурзакевиче и Соколове и протоиерее Поликарпе Звереве». 28 октября, когда Мурзакевич шёл к больному, он встретил, взбиравшегося на обледенелую гору французского генерала (Мурзакевич никогда не видел Наполеона и, естественно, не знал кто это). Священник растерялся, снял шапку и протянул просфору. Это случайная встреча имела для Мурзакевича ужасные последствия – его обвинили в нарушении долга верноподданнической присяги и запретили в священнослужении. Лишь 24 июля 1814 года Священный Синод, досконально разобравшись в деле Мурзакевича, издал указ о назначении его священником Одигитриевской церкви.

При посещении Смоленска великим князем Николаем Павловичем 18 мая 1816 года Мурзакевич был представлен ему на королевском бастионе и удостоился благодарности за свои исторические труды и рассказ о битве 4 августа 1812 года.

Кроме выполнения своих непосредственных обязанностей и исторических трудов, отец Никифор с не меньшей самоотдачей выполнял общественную работу в городских и епархиальных учреждениях. Так, в 1819 году по поручению епископа, собрал по городу и губернии 32 тысячи 287 рублей в пользу бедных семинаристов. Часть своей библиотеки отец Никифор ещё при жизни передал в Смоленский кадетский корпус, до двухсот томов пожертвовал в семинарию, по тому же завещанию сто томов были переданы в училище для детей канцелярских служащих, бедным семинаристам завещал 50 рублей.

Умер Никифор Андрианович Мурзакевич 8 марта 1834 года. Похоронен этот замечательный подвижник истории Земли Смоленский и Православия в ограде Спасо-Окопной церкви Смоленска. Могила его сохранилась до наших дней.

Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Андрей Фёдорович Палашенков
Культурный код. Подвижники. Архимандрит Аркадий

Другие новости по теме