Культурный код. Подвижники. Владимир Всеволодович Мономах
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Владимир Всеволодович Мономах

14 августа 2023 года в 22:58


Среди подвижников Земли Русской и Православия – как основы русского мира особо почитаем выдающийся государственный деятель, писатель и святой князь ростовский, смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский Владимир Всеволодович Мономах.

Владимир Мономах появился на свет в 1053 году. Его отцом был переяславский князь Всеволод Ярославич, сын великого князя Ярослава Мудрого, который также прославился своей мудростью и рассудительностью. Мать Владимира была, предположительно, дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. В дальнейшем Владимир взял себе прозвище рода матери, которое в переводе означает «единоборец».

Отец Владимира с ранних лет приучал старшего сына к суровой жизни, воспитывая в мальчике самые главные для будущего правителя и полководца качества: отвагу, бесстрашие, целеустремлённость, решительность.

13-летний Владимир был уже опытным охотником, вместе с отцом он ходил в далёкие походы, воевал против половцев. В этом же возрасте он приступил к самостоятельному княжению в Ростово-Суздальских землях, приобретая свой первый опыт государственного правления.

С 1073 по 1078 годы Владимир был поставлен на княжение в Смоленске. В этот период он почти всё время проводил в военных походах против половцев.

В 1078 году Всеволод Ярославич стал великим киевским князем, и его старшему сыну достались во владение черниговские земли. Владимир стал правой рукой отца, во всём помогая ему.

После смерти отца в 1093 году Владимир в качестве его преемника мог взойти на киевский престол. Однако в те времена существовало особое правило преемственности, согласно которому править Киевом мог старший из Рюриковичей. Им оказался двоюродный брат Владимира, Святополк Изяславич. Мономах, не желавший проливать кровь ради власти, уступил трон брату, а сам стал княжить в Чернигове.

В последующие годы князь Владимир сделал очень многое для защиты Руси от регулярных набегов кочевников. Вместе со своими сыновьями он без устали сражался с внешними врагами, и спустя некоторое время русские земли были освобождены от кочевников. Усилиями Мономаха были остановлены и братоубийственные войны среди русских князей.

Владимир Мономах, биография которого стала олицетворением освободительной борьбы Руси против враждебных племён, стал пользоваться большим уважением в Европе и Византии. Византийский император Константин преподнёс князю Владимиру в знак особого расположения щедрые дары: бармы (широкое оплечье для парадной княжеской одежды), Животворящий Крест и царский венец, которым он был венчан на царство и наречён «царём великия Россия». В дальнейшем эти предметы стали символами державной власти на Руси, а шапка-венец, используемая русскими великими князьями, стала считаться «шапкой Мономаха» – полученным из Восточной Римской империи символом преемственности царской власти.

В 1113 году Владимир Мономах стал великим князем киевским. За годы своего правления он успел провести много важных реформ, направленных на облегчение жизни простого народа.

Как и в отце, Всеволоде Ярославиче, во Владимире удивительно сочетались таланты полководца, государственного мужа и духовные дарования.

В самом, пожалуй, известном его литературном произведении – Поучении, адресованном сыновьям, князь завещает им жить по заповедям, заботясь о людях, помогая слабым – так, как прожил жизнь и сам. Вот некоторые его практические советы:

непрестанно молиться, даже сидя на коне, отправляясь на войну; Мономах советует тогда хотя бы многократно повторять «Господи, помилуй»; никогда не лениться; быть деятельным, вникать во все тонкости; именно так, по его словам, он делал и сам; «жену свою любите, но не дайте ей над собою власти».

При Мономахе началось масштабное строительство храмов, крепостей и укреплений. Внешние враги не смели подступать к границам Руси, прекратились и междоусобные войны внутри государства. Всё это как нельзя лучше способствовало культурному развитию.

Князь Владимир был женат трижды. Его первой супругой была английская принцесса из Уэссекса, Гита, которая, бежав из Англии, жила в Дании. От Гиты у Владимира родился сын Мстислав – тот, что по смерти отца сменит его на престоле, войдя в историю как Мстислав Великий.

Кроме него, у супругов известно ещё пять сыновей (по другими данным – семь) и три дочери. Некоторые учёные-историки считают, что одним из младших сыновей Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. Другие считают, что он рождён от второй жены Владимира, Евфимии, которая предположительно была гречанкой. От второго брака Владимир имел трех сыновей и трёх дочерей.

Наконец, по смерти второй супруги около 1099 года он женился третий раз – на дочери половецкого хана, может быть, чтобы скрепить мир с беспокойными соседями Руси. Имя этой жены неизвестно, также неясно, были ли у них дети.

Но что абсолютно очевидно, так это то, что Владимир Мономах активно использовал династические браки своих детей для укрепления положения Руси на международной арене.

Отдельно необходимо сказать о том, что святой князь Владимир оставил значительный след в истории русской культуры, зодчества и градостроительства. Киевским князем он был относительно недолго, поэтому памятники зодчества, созданные при его участии, находятся там, где ему довелось княжить. Так, Мономах считается: основателем города Владимира-на-Клязьме (1108 год); строителем крепости и соборного Успенского храма в Суздале (рубеж XI-XII веков); создателем Успенского собора на ещё одном месте своего княжения, в Ростове – храм был деревянным, до наших дней не дошёл, погибнув от пожара.

Став Киевским князем, Владимир заложил здесь храм святого Иоанна Предтечи, куда из Константинополя доставили реликвию – перст Крестителя Господня.

Кроме того, есть мнение историков, что Мономах, будучи великим князем Киевским, предполагал основать отдельную епархию в Смоленске, построить здесь кафедральный собор. Этот его замысел доведёт до конца его внук, князь Ростислав (в Крещении – Михаил), которому город достанется в удел: именно он выделит Православной Церкви холм, где теперь стоит Успенский собор Смоленска.

Со Смоленском связана и ещё одна важнейшая страница в истории жизни Владимира Мономаха.

Смоленская икона Божией Матери считается одной из главнейших святынь Русской земли. Её день отмечают 10 августа (28 июля по старому стилю). Этот образ также называют Одигитрией, что в переводе означает «Путеводительница».

Согласно преданию, греческий император Константин IХ Мономах, выдавая свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича, благословил ее в путь этой иконой. Говорят, что отсюда и пошло название «Одигитрия». Так святыня впервые попала на Русь.

В начале ХII века Владимир Мономах передал икону в смоленскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени святыню стали называть «Одигитрией Смоленской».

Считается, что благодаря этой чудотворной иконе удалось спасти Смоленск от татар в 1238 году. А молитвы верующих перед «Одигитрией Смоленской» помогли войскам Василия III вернуть наш город России после 110 лет литовского владычества. Впервые день Смоленской иконы Божией Матери стали отмечать в 1525 году в память возвращения Смоленска.

Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор Кремля, в день Бородинской битвы обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен. После победы над неприятелем она была возвращена в Смоленск.

В память о значимой роли святого князя Владимира Мономаха в истории нашего города в 2017 году на соборном холме был воздвигнут бронзовый монумент авторства скульптора Чумакова. Святой князь изображён в княжеских одеждах и представлен лицом к Свято-Успенскому собору, с иконой Богоматери Одигитрии в руках. Освятил памятник Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Скончался великий князь 19 мая 1125 года, оставив после себя сильное государство с развитой экономикой и культурой.

Канонизация Владимира Всеволодовича была подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших.

Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Иван Макарович Хозеров
Культурный код. Подвижники. Андрей Фёдорович Палашенков

Другие новости по теме