Культурный код. Подвижники. Иван Макарович Хозеров
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Иван Макарович Хозеров

7 августа 2023 года в 21:12

Историк, художник, архитектор, исследователь памятников древнерусского зодчества, музейный деятель, писатель-мемуарист Иван Хозеров. Время его активной деятельности приходится на 20-40-е гг. прошедшего века. Иван Макарович Хозеров внёс огромный вклад в изучение и сохранение смоленских памятников. Он был очень разносторонним человеком. Например, стоял у истоков создания Смоленской художественной галереи.

Иван Хозеров родился 24 января (5 февраля) 1889 года в Смоленске в семье бондаря. Отец - Макар Дмитриевич Хозеров, работал бондарем на кожевенном заводе. В 1907 году окончил Смоленское реальное училище, потом художественное училище в Петербурге. Затем Хозеров поступает в Варшавский политехнический институт, но материальные трудности и неуемная тяга к искусству возвращают его на родную землю - он заканчивает Смоленское отделение Московского археологического института.

С 1918 года Хозеров работает в художественно-археологическом подотделе Смоленского губернского отдела народного образования. Историко-архитектурные исследования Хозеров сочетал с археологическими изысканиями «утраченных частей древних зданий». Сферу его научных интересов составляло также изучение памятников Иконописи из собрания бывшего музея «Русская старина». В 1923 году вместе с П. Д. Барановским и С. Д. Ширяевым он приступает к изучению памятников древнего смоленского зодчества. Под руководством Хозерова с 1926 по 1929 год ведутся работы по реставрации Петропавловской церкви и крепостной стены. Обследование трех сохранившихся смоленских памятников домонгольского зодчества - церквей Петра и Павла, Иоанна Богослова и Архангела Михаила, небольшие археологические разведки руин Воскресенской церкви и Спасского монастыря, неизвестного храма на Малой Рачевке и бесстолпной церкви на Соборной горе, других построек позволили Хозерову не только установить некоторые особенности их строения и внешнего облика, но и прийти к выводу о взаимовлиянии архитектурных школ Смоленска, Полоцка и Чернигова. На основе собственных изысканий и данных других исследователей пытливый ученый установил, что в XII-XIII веках в Смоленске было сооружено не менее 27 каменных храмов. Одновременно Хозеров занимается активным изучением древних памятников Полоцка и Витебска, сознательно выделяя при этом белорусское зодчество как самостоятельное.

Изучал Хозеров и Смоленскую крепостную стену. Он тщательно осмотрел, обмерил и описал ее, в том числе, и с технологической точки зрения. По его теории, изначально стена была покрыта белой известью с нанесением красных полос. Однако эту гипотезу современные исследователи не поддерживают.

Из-за публикации в пражском сборнике Хозеров попал в немилость к властям и был вынужден уйти из музея. Но, как прекрасный профессионал, нашёл себе другую работу и стал служить в областной конторе строительного контроля, где занимался и проектированием зданий. Например, в Смоленске находилось его здание сельскохозяйственного института, которое располагалось на месте современного почтамта. По проекту Хозерова был построен крытый рынок, он также спроектировал набережную и мост в Лопатинском саду.


Иван Макарович принимал активное участие в художественной жизни Смоленска: его работы экспонировались на различных выставках, в том числе на 1-й и 2-й выставках Общества смоленских художников (1918, 1919 гг.), а в 1926 г. он стал членом Смоленского филиала Ассоциации художников революционной России. В конце 1930-х гг. Хозеров являлся председателем Смоленского товарищества «Художник». Вплоть до самого начала войны в областной периодике он освещал происходившие в крае научные и культурные события. В 1941 г. Хозеров выступил с докладом на пленуме института истории материальной культуры им. Николая Яковлевича Марра, где подвел итоги археологических исследований памятников архитектуры Смоленщины.

Перед войной вместе с другим архитектором Феофановым обошел Смоленск с фотоаппаратом: они собирали материал для альбома «Уходящий Смоленск».

Когда началась война, в первую же бомбёжку дом, где жил Хозеров, сгорел, погиб его богатейший архив и рукописи. Дом этот, построенный в стилистике конструктивизма, находился напротив Лопатинского сада на современной улице Пржевальского. В числе утраченных оказались неопубликованные работы Хозерова «Памятники архитектуры Полоцкого Борисоглебского монастыря XII в.», «Развалины Мономахова храма 1101 г. в Смоленске» и ряд других рукописей. Находясь в эвакуации в Казахстане, Хозеров попытался восстановить бумаги по памяти. В частности, статью о сложении архитектурных форм Смоленского кремля. Говорят, что эта рукопись, написанная на оборотах этикеток от тушёнки и плакатах, некоторое время назад лежала в нашем смоленском Союзе архитекторов. Где она сейчас, неизвестно. Вероятно, утрачена и его работа «о чугунном «кружеве» Смоленска – оградах и других кованых изделиях на городских улицах».

С 1944 г. Хозеров работал в Академии архитектуры СССР, а с 1946 г. - в Управлении по делам архитектуры при Совете народных комиссаров Белорусской ССР. Последние годы его жизни прошли в Минске.

В послевоенный период, несмотря на тяжелую болезнь, он успел принять участие в новых исследованиях Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке, а также написал несколько работ: «Смоленский кремль», «Новые данные о памятниках архитектуры ХI-ХII вв. в Полоцке», «Еще о мастере Петре», «Архитектура и живопись Западной Руси ХI-ХII вв.» и др. Научное наследие Хозерова составляют опубликованные отдельными изданиями и в периодике труды, в основном по истории архитектуры Смоленщины и Белоруссии.

Умер Иван Макарович в 1947 г. в Минске. Всего Хозеровым было напечатано 17 научных работ по архитектуре Белоруссии и Смоленщины. Исключительную ценность имеет его исследование о знаках и клЕймах на кирпичах смоленских храмов, выполненных в натуральную величину.

Многое из того, о чём писал Хозеров, ещё предстоит найти, например, храм на Спасском холме, который описал учёный. Среди исследователей памятников древнего смоленского зодчества имя Ивана Макаровича Хозерова занимает одно из самых почетных мест. Человеком "исключительного трудолюбия и преданности делу изучения и охраны памятников" назвали его видные советские ученые Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт.

Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Макарий Алтайский
Культурный код. Подвижники. Владимир Всеволодович Мономах

Другие новости по теме