Культурный код. Подвижники. Макарий Алтайский
Среди смолян – подвижников Православия широко известно имя Святителя Японии Николая (Касаткина). Но мало кто знает, что Смоленщина дала миру ещё одного замечательного миссионера, имя которого также навеки вписано в историю Русской Православной Церкви.
Речь – о преподобном Макарии Алтайском. Сын провинциального священника, он обладал уникальными способностями в изучении языков, вечной тягой к новым знаниям и призванием миссионера. Под влиянием своего учителя святителя Филарета (Дроздова) будущий проповедник не только сформировал в себе основы духовно-нравственного бытия, но и впитал всё лучшее, что на тот момент могло дать религиозное образование. Это помогло ему видеть образ Божий в иноверцах, старообрядцах и «инородцах» и с любовью располагать их сердца к принятию Христовой веры.
Родился будущий проповедник (в миру – Михаил Яковлевич Глухарёв) в ноябре 1792 года в старинном городе Вязьма на Смоленщине. Уже в семь лет Миша отлично переводил с русского на латинский. По окончании Смоленской духовной семинарии он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где на него обратил внимание архимандрит Филарет (Дроздов), став его духовным наставником. После окончания академии Михаил был направлен на преподавательские и инспекторские труды в Екатеринославскую семинарию. Добрый, бескорыстный и честный, он очень выделялся на фоне своих коллег.
Здесь ему пришлось сделать серьёзный жизненный выбор: Михаил Яковлевич принял решение удалиться от мирских соблазнов и подал прошение на монашеский постриг. Через несколько месяцев оно было одобрено, и 24 июня 1818 года он был пострижен в монашество с именем Макарий.
После Екатеринослава он трудится в должности ректора Костромской семинарии, но вскоре решается оставить семинарию и отправиться в любой монастырь в качестве простого монаха. Прошение об увольнении на покой было удовлетворено ввиду действительно сильно пошатнувшегося здоровья. Он был направлен в Киево-Печерскую лавру, к братии которой он, собственно, и был приписан при монашеском постриге, а затем – в Глинскую общежительную пустынь Курской губернии, где, как и в Киеве, будущий миссионер продолжает заниматься переводом на русский язык святоотеческих поучений, включая «Исповедь» блаженного Августина и «Лествицу» преподобного Иоанна. Также он пишет историю монастыря и начинает составлять духовные канты, которые впоследствии войдут в его сборник «Лепта».
И ещё один факт, свидетельствующий об поистине энциклопедическом масштабе его личности: наш земляк преподобный Макарий Глухарёв является переводчиком Пятикнижия Библии с еврейского на русский, что легло в основу Синодального издания Библии, которым мы до сих пор пользуемся.
Три с половиной года жил архимандрит Макарий в Глинской пустыни. Казалось, в тишине и покое его мятущееся сердце нашло то, что искало. Ещё в Киево-Печерской лавре он начал задумываться о миссионерском служении. Здесь, в Глинской пустыни, он попросился в Иркутскую епархию, чтобы помогать тамошним миссионерам. Но Синод предложил ему ехать в Тобольскую, где уже были учреждены две миссии (на севере и юге епархии). Положившись на волю Божию, архимандрит в сентябре 1829 года отправился в Тобольск и в мае 1830 года получил назначение начальника новосозданной Алтайской духовной миссии.
Господь не оставлял Своего труженика без помощи. Искренность, глубокая вера и преданность служению помогала преподобному найти единомышленников в Тобольске, в Барнауле, в Бийске, а непосредственно в горах Алтая ему помогали православные казаки – они давали миссионеру кров, поддерживали материально и даже становились восприемниками при крещении коренных алтайцев.
Первый выезд в Горный Алтай архимандрит Макарий сделал через несколько дней после прибытия в Бийск. Уже 7 сентября 1830 года в Улале (ныне Горно-Алтайск) был крещён юный «инородец» Элеска, в крещении получивший имя Иоанн, что в переводе с еврейского означает «благодать Божия». Этот день, в связи с первым крещением, стал считаться днём рождения Алтайской духовной миссии.
Не сразу кочевники доверились миссионеру. Некоторые, чтобы избежать встреч с проповедником, перекочёвывали вглубь Алтая, Шории и Саян. Но постепенно в Православие стали переходить черневые татары и алтайские калмыки.
Несколько лет миссионеру не удавалось переломить страх перед крещением улалинских телеутов. В 1834 году он решил отслужить Литургию в долине реки Улалы (приток Маймы) прямо на открытом воздухе. Внутреннее пространство для богослужения по периметру обложили кусками войлока. В нём были закреплены молодые берёзки и различные цветы. Внутри поставлена походная церковь в виде переносного престола и иконостаса. Перед иконами были установлены подсвечники для возжигания свеч. На богослужение пригласили всех жителей Улалинского улуса. Крещёные присутствовали на богослужении внутри огороженной территории, а некрещёные наблюдали за службой со стороны. Впоследствии стало ясно, что эта Литургия под открытым небом оказала на жителей Улалы в религиозном отношении весьма серьёзное воздействие. Вскоре, в том же году, крещение приняли почти все улалинцы.
Чаще всего богослужения при архимандрите Макарии совершались в обычных избах. Алтарная часть отделялась от остального помещения раскладным походным иконостасом. Большим и полезным новаторством стало привлечение в состав Миссии женщин. Они оказывали миссионеру-монаху неоценимую помощь в катехизации новокрещёных соотечественниц.
Основатель Миссии внимательно вникал в быт кочевников и знакомился с жизнью на окраине России. Здесь было много ссыльных, а также старообрядцев, большинство из которых считали миссионера своим кровным врагом и распускали о нём самые нелепые слухи, будто во рту у него железные клыки, а под мантией – крылья и хвост. Иногда конфликты возникали и с русскими торговцами, которые, желая легко обогатиться, нелегально провозили в Горный Алтай спиртные напитки и спаивали местных жителей. Архимандрит всегда был принципиален и непреклонен и лично, не боясь угроз, уничтожал бочки со спиртным, если их находил.
Отец Макарий, человек высочайшей учёности, изучал жизнь и диалекты местных народов и просвещал как русских, так и язычников, много ездил по кочевьям и беседовал с людьми. Со временем подвижник понял, что есть язык, который понятен всем местным народам, – телеутский. Он изучил это наречие, составил азбуку, словарь и начал делать первые переводы молитв и библейских историй.
В 1844 году архимандрит Макарий начал строительство каменного храма в Майме – первого каменного здания в Горном Алтае. Это здание в перестроенном виде сохранилось до наших дней, и здесь снова совершается Божественная литургия. За 14 лет пребывания архимандрита Макария в должности начальника Миссии было основано три миссионерских стана. Основатель Алтайской миссии не стремился к быстрому увеличению числа крещёных алтайцев, но хотел каждого приходящего в Церковь подготовить, наставить, направить его жизнь так, чтобы тот твердо встал на путь следования за Христом.
Шло время. В связи с ухудшающимся здоровьем архимандрит Макарий вынужден был покинуть Алтай. Он простился с сотрудниками и новокрещёными алтайцами в начале июля 1844 года.
Последние годы своей земной жизни преподобный Макарий провёл в Болховском Троицком Оптином монастыре Орловской епархии, где был назначен настоятелем. И здесь, казалось бы, в среде русских крещёных людей, он продолжал просветительскую работу: устроил катехизические курсы, учил основам веры и молитве.
Скончался архимандрит Макарий 18 мая 1847 года. Перед тем как отойти ко Господу, он сказал свои последние слова: «Свет Христов просвещает всех».
В 1983 году архимандрит Макарий (Глухарёв) был включён в Собор Сибирских местночтимых святых, а Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года за беспримерные миссионерские труды причислил архимандрита Макария к лику преподобных для общецерковного почитания.
В 2006 году в Горно-Алтайске был освящён кафедральный храм в честь преподобного Макария, на его территории ныне установлен памятник святому. В иконостасе храма есть икона преподобного Макария, имя святого поминается на богослужениях. Каждый день после Литургии и вечернего богослужения читается молитва преподобному, а 31 мая всегда проходит торжественная служба, на которую приезжает священноначалие и духовенство со всей митрополии. Событие венчает многолюдный крестный ход.
Сегодня нельзя точно подсчитать, сколько коренных алтайцев крестилось за всю историю Миссии. Но если до 1847 года преподобный крестил 675 взрослых алтайцев, то в 1916 году паства Миссии в Горном Алтае, Шории и Хакасии составляла уже более 46 тысяч человек. Из наиболее крупных коренных народностей Алтая телеуты практически все стали православными, также 69 процентов теленгитов и более половины представителей других национальностей и этнических групп. Всё это заслуга нашего земляка преподобного Макария (Глухарёва) – просвятителя Алтайского.
Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера
или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив