Культурный код. Подвижники. Владимир Креститель
28 июля в России отмечается День Крещения Руси. Изначально церковный праздник стал государственным не просто так: это событие тысячелетней давности, которое оказало огромное влияние на духовное, культурное и политическое формирование нашей страны.
Также 28 июля (по старому стилю 15 июля) Православная Церковь отмечает День памяти Святого Равноапостольного князя Владимира, который выбрал христианство в качестве государственной религии и крестил Русь в 988 году. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.
О князе Владимире и по сей день много говорят и спорят. Но бесспорно, что это был настоящий подвижник, весьма незаурядный, умный и решительный человек.
Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Точная дата рождения Владимира неизвестна. Почему? Возможно, потому, что он был незаконнорождённым. Более того, его мать была не просто обычной наложницей, но ещё и рабыней. Но он всё-таки был сыном знаменитого князя Святослава, а, значит, обеспеченная жизнь и карьера ему была гарантированы. Но вот прав на киевский престол у него не было никаких. Однако история рассудила совсем иначе.
В 970 году Святослав определил своего сына Владимира на княжение в Новгород. Там он и княжил, и ни на что не претендовал. Но события, развернувшиеся в 977 году, фактически вынудили его проявить решительность.
После смерти князя Святослава на престол вступил его старший сын Ярополк. Он, судя по всему, не желал видеть братьев живыми, боясь заговоров и конкуренции, и начал войну с братом Олегом. Олег потерпел поражение и был убит.
Владимир, узнав об этом, бросил Новгород и ушёл в Скандинавию. За это позже его часто обвиняли в трусости, но всё же это был, скорее, расчёт. Ибо из Скандинавии он вскорости вернулся. И не один – он нанял там достаточно большое войско. В результате Новгород был возвращён, а наместник Ярополка ликвидирован. Но Владимир понимал, что Ярополк с этим поражением не смирится. А потому, добавив к наёмникам-викингам новгородское ополчение, он двинулся на Полоцк, который полностью поддерживал Ярополка, а потом и дальше – на Киев. В Полоцке, после взятия города, Владимир женился на полоцкой княжне и стал единственным наследником Полоцкого княжества, уничтожив всех её родственников. Был убит и его брат Ярополк, который когда-то также сам убил родного брата.
Не будем вдаваться в подробности, так как все события тех лет сопровождались немалой кровью и жестокостью, характерной для языческих времён.
Владимир стал полновластным Великим князем Киевским. Правил он долго, 37 лет и умер в 1015 году. За такой срок он успел сделать очень многое, оказавшись прекрасным правителем.
Фактически именно ему удалось реально объединить в единое государство все многочисленные восточнославянские племена. Владимир решил вопрос с землями «Червонной Руси» (частью Руси, расположенной на западе современной Украины и юго-востоке современной Польши), которая была яблоком раздора с Польшей. К тому же он наладил отношения со всеми соседями и перешёл от практики по сути разбойничьих походов-набегов для получения краткосрочной прибыли к долгосрочным отношениям, а это один из признаков сложившегося зрелого государства.
Во внутренней политике и экономике он тоже был успешен. Была создана единая денежная система с государственными стандартами и гарантиями, да и многое другое. Однако самое главное его достижение как государственного деятеля было объединение всех разномастных славянских племён в единую структуру на основе общей религии и, соответственно, идеологии. Это и было знаменитое Крещение Руси.
Государство, созданное князем Владимиром, было жёстко централизованным и объединило под своей властью почти все племена и народы Восточной Европы. Нужна была некая идея, которая объединила бы все эти племена в единое целое. Больше всего для такого подходят монотеистические религии – один бог, один правитель, единая страна. И на тот момент таковых было две – Христианство и Ислам. К тому времени практически все соседи Руси уже были христианами, да и с исламскими государствами были неплохие связи. Проблема была в том, что ни те, ни другие не воспринимали Русь как равноправного партнёра: какие равные отношения могут быть с варварами-язычниками? Только краткосрочные ситуативные контакты. Именно эту ситуацию и изменил князь Владимир.
В сущности, выбор был невелик, всего два варианта. Но князь подошёл к этому вопросу очень серьезно: во все исламские и христианские государства, были разосланы посольства. Именно с целью изучения вопроса. анализ был очень тщательный. И выбор был сделан в пользу Христианства.
Следующим шагом был выбор между Константинополем и Римом. Вопрос перед князем был такой, если перевести на современные понятия: с кем входить в более тесные отношения, с Византией или Западной Европой? Владимир, как любой хороший правитель, был прагматиком и сделал абсолютно прагматичный выбор в пользу могучей, находившейся на подъёме Византии.
В 988 году он сам крестился в Херсонесе, в Крыму, а по возвращении объявил христианство государственной религией, крестил всех. Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.
Ко времени княжения Владимира Русь уже давно и хорошо знала христианство. Христианами были и ближайшие соседи и родичи восточных славян — поляки, чехи, болгары. Главное же заключалось в том, что русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет до Владимира получили возможность знакомиться со Словом Божиим на своем родном языке. Славянское богослужение, священные и богослужебные книги, переведенные на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, первоучителями славян, и их учениками, — все это давало возможность христианству укорениться на Руси, стать со временем поистине родным для народа.
Неизвестно, когда произошла канонизация Крестителя Руси. Возможно, почитание князя как святого началось после победы князя Александра Ярославовича в Невской битве. Ведь после этого события, во второй половине XIII века начинается упоминание Владимира как святого.В XVII веке начинается почитание мощей князя, когда их обрели в Десятинной церкви Киева. А в XIX веке стартовало строительство соборов и памятников князю. Владимир Креститель почитается не только православными христианами, но и католиками. С 2002 года Святой Равноапостольный князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России.
Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера
или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив