Культурный код. Подвижники. Ефросинья Васильевна Буркина
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Ефросинья Васильевна Буркина

3 июля 2023 года в 22:58

Подвижники России, подвижники Смоленщины, героическими делами и звонкими именами их подвиги, сила и энергия заряжают поколения. И есть люди, подвижничество которых, на первый взгляд, незаметно. Но они неуклонно следовали к своей цели во имя русского мира. Сегодня восхищаемся бескорыстным подвижничеством музейного работника, бесконечной преданностью делу. Ефросинья Васильевна Буркина– заместитель директора Смоленского музея предвоенных лет, скромная жизнь которой была подвигом. Это она, в горящем Смоленске под непрерывными бомбежками сумела организовать и успешно провести эвакуацию, а затем сохранить для будущих поколений бесценные коллекции.
Ефросинья Буркина родилась 26 декабря 1906 года в Сычёвском уезде Смоленской губернии. В большой крестьянской семье она была девятым ребёнком и единственной, кого родители смогли отправить учиться.
Окончив школу и Бельский педагогический техникум, она пять лет проработала учителем в начальной школе и школе рабочей молодёжи в деревне Кузьмино. Причём занималась не только уроками – организовала драмкружок для детей, устраивала в библиотеке чтения для крестьян, проводила беседы.
В 23 года Ефросинья Буркина тяжело заболела. У неё обнаружили туберкулёз. Необходимо было серьёзное лечение, которое на селе ей обеспечить не могут, и она обращается с просьбой о переводе в город.
Её назначают директором Сычёвского районного художественно-краеведческого музея. Новая работа потребовала новых знаний. И школой Буркиной стали музеи Ленинграда и Сычёвская городская библиотека, где она изучала издания по истории искусств. Интересно, что в Ленинграде Ефросинья Васильевна часто бывала в музее этнографии. «Если бы сказали мне, что ровно через одиннадцать лет Министерство просвещения назначит меня исполняющей обязанности директора этого музея в Новосибирске, я бы подумала, что только в фантастическом романе возможна такая ситуация», – напишет она позже в своём дневнике.
Потом Буркину перевели в Смоленск на должность научного сотрудника и экскурсовода областного музея. И здесь её эрудиция и блестящие организаторские способности были по достоинству оценены коллегами и руководством. В феврале 1939 года Ефросинья Васильевна уже занимала должность заведующей историческим отделом, а в апреле 1941 года – заместителя директора по научной части.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, и Смоленск почти сразу стал прифронтовым городом. Тогда же Правительство СССР издаёт декрет о порядке «вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества», согласно которому эвакуация музеев была возложена на местные органы образования. Однако в экстремальных условиях о музеях попросту забыли. И спасение ценностей стало делом самих музейных сотрудников.
Когда началась война, из 72 сотрудников в музее остались только десять. Мужчины ушли на фронт. Женщины, имевшие детей, уехали из города. Смоленск постоянно бомбили, и оставшимся сотрудникам приходилось не только охранять музейные коллекции, но и дежурить по ночам на крышах, чтобы тушить пожары.
5 июля загорелась крыша церкви Иоанна Богослова, где был историко-археологический музей. Огонь потушили, но это происшествие подтолкнуло Буркину к активным действиям.
Именно это страшное событие убедило ее в том, что сохранить музейные ценности в пылающем городе не получится. Ефросинья Буркина – маленькая, хрупкая тридцатипятилетняя женщина понимала, что бесценные музейные сокровища не должны ни пропасть, ни попасть в чужие руки. Когда читаешь ее дневниковые записи, понимаешь, что Ефросинья Васильевна была абсолютно бесстрашным человеком. Она нашла заместителя председателя облисполкома Алексея Гавриловича Соколова и попросила два вагона. Но шла эвакуация населения, шла эвакуация заводов, и ей дали всего один. За два дня десять сотрудников музея заполнили этот вагон с пола до потолка ящиками с экспонатами, но надо было еще прицепить его к эшелону. И вновь Евдокия Васильевна проявляет бойцовский характер. Она пробивается на прием к Алексею Андреевичу Лобачеву – генерал-майору, члену военного Совета 16-й армии, руководившему эвакуацией, и вагон цепляют к отъезжающему эшелону с заводским оборудованием.
Всё приходилось делать очень быстро и в условиях непрекращающихся бомбёжек. Вывозили коллекции только из трёх отделов: из художественного и фондов – на машине, из исторического – на телеге. Хрупкие предметы женщины переносили в руках. Упаковочной тары не было, поэтому брали всё пригодное: ковры, чехлы, занавески, тряпки… Использовали даже мебель из экспозиции – старинные сундуки и комод XVIII века. Пригодились и ящики, в которых ещё Тенишева вывозила в Париж экспонаты музея «Русская старина».
Ефросинья Васильевна сама отбирала экспонаты для эвакуации. В первую очередь – предметы из драгоценных металлов. Сюда входили монеты, медали, различные награды – русские и западноевропейские, живопись, но избирательно. Например, из двух картин Айвазовского «Зимний обоз в степи» и «Лунная ночь на берегу моря» был выбран «Обоз». Уехали в эвакуацию иконы в серебряных окладах, книги в драгоценных переплетах, часть тканей, как, например, лицевое шитье XVI–XVII веков. Из Собора ничего не удалось вывезли. На воротах висел огромный замок, который открыть было невозможно.
Из исторического музея вывозили Гнездовские материалы – изделия из золота, которые были найдены на раскопках курганов. Из Картинной галереи вывезли более 200 произведений живописи, и сейчас они являются украшением Смоленской художественной галереи. Фашисты хорошо готовились к нападению на СССР. В Германии были созданы специальные ведомства по изучению музейных ценностей нашей страны. Они грабили целенаправленно, при этом подчистую вывозили документы, картотеки, фотофиксации. Буркина сумела спасти 21 инвентарную книгу, и, благодаря этому, сегодня составлены 5 книг каталогов погибших экспонатов.


В трудной обстановке эвакуации было много трагических моментов, когда только смелость и настойчивость музейных работников спасали исторические ценности. Одна из таких сложных ситуаций возникла 8 июля при отправке последнего груза из исторического отдела. Телега, груженная узлами, свертками, корзинами, в которых находились мелкие предметы, не успела переехать мост через Днепр, как рядом раздался взрыв. Лошадь шарахнулась в сторону. С воза посыпалась поклажа. Один узел развязался, и чарочки, новгородские гривны, монеты-чешуйки рассыпались по дороге и смешались с пылью...
Через мост сплошным потоком двигались машины, гнали скот, шли солдаты. Ефросинья Буркина кинулась к командиру, который вел солдат, умоляя его помочь собрать экспонаты. Она в отчаянии кричала, уговаривала, цеплялась за его руку. И он остановил двигающийся поток. Одних солдат поставил регулировать движение, другие выбирали из пыли музейное добро.
Позднее, пересчитывая в Горьком эвакуированные ценности, сотрудники-музейщики были потрясены - солдаты собрали все до единого предмета. Среди шедевров из коллекции М.К. Тенишевой, сохранившихся в Смоленском музее:
1. Покров с гробницы св. Ефрема, шелковая плащаница XVI века, вышитая в мастерских первой жены Ивана Грозного золотыми и серебряными нитями и украшенная жемчугом и бирюзой.
2. Уникальная картина Ивана Айвазовского «Зимний обоз в пути», представляющая собой образчик мастерства знаменитого мариниста в жанровой живописи.
3. Лицевое шитье из строгановских мастерских.
4. Икона Богоматери с Младенцем.
5. Две Библии и Евангелие, напечатанные Иваном Федоровым в г. Остроге.

За пару дней непрерывной работы вагон плотно загрузили до самой крыши, и в ночь на 9 июля он ушёл на восток, в Горький. Сотрудники музея уехали в эвакуацию в чем стояли, без денег и теплых вещей.
До места назначения добрались только 24 июля. Там сопровождавшие коллекции сотрудники Смоленского музея разбирают вещи, перегружают их в ящики. И, наконец, составляют инвентаризационную опись вывезенного – 26 052 единицы хранения.
А в ноябре музейные сокровища в составе эшелона из 50 вагонов отправляются в Новосибирск. И из смолян сопровождать их осталась только Ефросинья Буркина.
Путь был неблизким и крайне сложным. Ночью 18 ноября во время движения загорелась от искр из трубы паровоза крыша вагона, в котором ехали сопровождавшие ценности сотрудники. Началась паника, которую остановила Ефросинья Буркина. Она же организовала тушение пожара.
«Мы очень испугались не только за себя, но и особенно за вагоны, следовавшие за нами… Не простил бы мне Смоленск, что я вывезла музейные сокровища из одного огня в другой. А самым строгим судьёй для себя была бы я сама. Смогла ли бы я тогда жить?» – записала в дневнике Ефросинья Васильевна.
В Новосибирск эшелон прибыл 22 декабря. Музейные коллекции определяют на хранение в местный театр оперы и балета. И буквально через три дня приходит приказ передать экспонаты горьковчанам, но Буркина не подчиняется, посчитав себя лично ответственной за сохранность музейных ценностей. Три месяца она занимается коллекцией практически на общественных началах – без зарплаты и пайка.
В Смоленск Ефросинья Васильевна возвращается через два дня после его освобождения, когда город еще дымился. В её дневнике есть такая запись: «Город лежал в руинах. Запах гари, дыма. Солдаты расчищали центральные улицы – Ленина и Советскую, убирали камни, завалы. Песком засыпали тёмные лужи крови… На гостинице «Смоленск» гордо трепещет красное знамя. На фоне страшных разрушений – это единственное, что радует глаз, вселяет уверенность в скорую победу… Через некоторое время это знамя мы снимем – будет уникальный экспонат для нашего музея».
Перед ней была поставлена задача создать музей войны, и Ефросинья Васильевна вместе с другими сотрудниками ездила по только что освобожденным территориям области, собирая экспонаты. Ефросинья Буркина налаживает связь с воинскими частями и командирами партизанских отрядов, разговаривает с ранеными солдатами, вернувшимися с фронта…То, что было найдено по горячим следам, потом составило золотой фонд музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». Он открылся в первую годовщину освобождения Смоленска, и жители восприняли это событие как большой праздник. В разоренном городе полуголодные, плохо одетые, но счастливо улыбающиеся люди шли в музей, который появился во многом благодаря Ефросинье Васильевне Буркиной.
Ровно через год, 25 сентября 1944 года, в семи залах отремонтированного здания «Русская старина» открылась выставка «Великая Отечественная война на Смоленщине». Позже экспонаты этой выставки легли в основу коллекции музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
А в июле 1945 года из Новосибирска в Смоленск вернулись эвакуированные ценности. Но Буркина к тому времени из музея уже ушла. Последнее место её работы – областной театр кукол, который она возглавила в 1961 году.
Ефросинья Васильевна Буркина ушла из жизни 22 марта 1978 года. Похоронена на Братском кладбище в Смоленске под фамилией Буркина-Кириличева – вторая часть фамилии досталась ей от мужа, с которым она связала свою жизнь уже на склоне лет…
Имя Ефросиньи Васильевны Буркиной было занесено в Книгу почета культпросветработников РСФСР. По-настоящему великая женщина спасла коллекцию Смоленского музея, которой не устают восхищаться истинные ценители искусства.

Прoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Культурный код. Подвижники. Павел Степанович Нахимов
Культурный код. Подвижники. Владимир Креститель

Другие новости по теме