Народный корреспондент

«Волшебный фонарь»: забытый шедевр семидесятых

23 июля 2011 года в 10:44
Советское телевидение (так в титрах), 1976 год. Режиссёр Евгений Гинзбург. В главных ролях Людмила Гурченко, Валентин Никулин, Спартак Мишулин, Евгений Моргунов, Наталья Крачковская, Николай Караченцев и другие.
Есть фильмы-легенды. Их мало кто видел, но о них говорят. Одним из таких быстро стала рассматриваемая выше «Интервенция», но она в дальнейшем попала в киноэнциклопедии, о ней написаны воспоминания и диссертации, а ведь есть фильмы, о которых существует лишь невнятное предание, уходящее ветвями во тьму незнания – и только.
Так приключилось с музыкальным телевизионным фильмом «Волшебный фонарь», на долю которого пришлось всего… два эфира – на Пасху 1976 года (без указания в программе) и на Новый год зимы 1976-77. Да-да, именно на Пасху, поскольку тогда существовал негласный обычай показывать в праздничную службу всё самое лучшее и интересное, чтобы отвадить советских людей от похода в церковь.
Видимо, «Волшебный фонарь» и в самом деле был лучшим: даже сейчас, 35 лет спустя, режиссёру Евгению Гинзбургу во всех интервью обязательно задают вопросы по судьбе «Фонаря». Второй приметой качества стала престижная награда – главный приз международного фестиваля «Золотая роза Монтрё» в Швейцарии. Никогда прежде роз на Западе мы не получали, и это признание является доказательством высокого класса развлекательной передачи.
Впрочем, такой успех не спас фильм от забвения. Говорят, «Волшебный фонарь» категорически не понравился тогдашнему всесильному Гостелерадио СССР Сергею Лапину, и его навсегда положили на полку. Точнее, не для всех – во время одного из телеинтервью советские космонавты рассказали, что у них с собой на орбите записи двух фильмов – «Белое солнце пустыни» и «Волшебный фонарь»!..
Итак, из-за чего сыр-бор. За какие-то 40 минут экранного времени создатели фильма умудряются рассказать всю историю мирового кинематографа, начиная с фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда». Поскольку далеко не все фильмы были разрешены и известны в СССР, любопытно узнать, кто попал в наш «топ-лист». К чести создателей, они великодушно оставили за скобками отечественный кинематограф, зато разместили массу цитат и намёков, которые далеко не всегда будут прозрачны для современной аудитории. Скажем, есть эпизод с девушкой, врывающейся в кадр на роликовых коньках – это отсылка к американской картине «Смешная девчонка» с Барбарой Стрейзанд, однако кто сейчас у нас хорошо помнит эту девчонку?!
Фильм музыкальный, в нём много танцуют и поют. Начинают с прибытия поезда под роскошно переработанную тему «Поезд на Чаттанугу-Чучу» из «Серенады солнечной долины», перекидываются на фильмы Чаплина, пародируют вестерны, затем перепрыгивают на «Фанфан-тюльпан» и фильмы о Фантомасе. Также в фильме охотно цитируется франко-итальянский фильм «Закон есть закон» с Тото и Фернанделем, есть и другие отсылки к кино Италии – образ Софи Лорен представляет дебютантка… Любовь Полищук.
Но самое главное в этой феерии – это музыка! Восхитительные, упоительные, изобретательные аранжировки ярчайших хитов, вплоть до тем из «Иисус Христос – суперзвезда» и «Крёстного отца». Никогда больше я не слышал такого счастливого, ликующего музицирования! Настоящее чудо подарили зрителям Георгий Гаранян и Борис Фрумкин. Если говорить об отечественных опытах по созданию «саундтрека», то есть оригинальной звуковой дорожки, являющейся полноценным участником экранного действа, то в первую очередь нужно назвать «Волшебный фонарь». За кадром прекрасно поёт молодая и сравнительно неизвестная на тот момент Алла Пугачёва…
«Волшебный фонарь»: забытый шедевр семидесятых

Вообще, в «Волшебном фонаре» прекрасную форму демонстрирует некий поэт-песенник: блистательное, виртуозное владение русской речью. Поскольку в финальных титрах автор стихов не указан (именно так!), можно предположить, что живые, афористичные, легко ложащиеся на музыку стишата написал Леонид Дербенёв («фигура уж есть, а вот разума – нет!»), однако ни в одном перечислении работ прославленного песенника нам не удалось встретить упоминание «Волшебного фонаря».
Заканчивается фильм двумя монументальными гимнами любви – «Пусть будет так» (буквальное цитирование заимствованной песни «Битлз») и «История любви» Франсиса Лея. Невозможно установить, кто написал тексты, но они не хуже, а даже лучше оригиналов. Исполняет их Валентин Никулин, и эти неслабые видеоклипы сейчас нет-нет да и покажут в каком-нибудь «Обыкновенном концерте с Эдуардом Эфировым»… На мой взгляд, эти видеоролики – вершина творчества Евгения Гинзбурга, снявшего все без исключения телевизионные «Бенефисы», все «Новогодние аттракционы в московском цирке», «Секрет её молодости» с Людмилой Гурченко, «Свадьбу соек» с грузинской группой «Иверия», «Весёлую хронику опасного путешествия» с ней же, «Волшебную белую ночь» с Аль Бано и Роминой Пауэр, «Руанскую деву по прозвищу Пышка» и многое другое.
Сейчас «Волшебный фонарь» можно найти в Интернете, вышел он и на DVD – как бонус к «Бенефису Татьяны Дорониной». Фильм настолько надёжно «закрыли» при Лапине, что у Гинзбурга даже не сохранилось собственной копии. На публикуемой версии есть краткие купюры – видимо, начал разрушаться магнитный носитель. Самое обидное, что часть «выпавшего» содержания приходится на вводные титры, и их уже не восстановить. Так живут настоящие легенды – спустя некоторое время и без указания авторов они возвращаются к людям.
«Волшебный фонарь»: забытый шедевр семидесятых
Ко дню памяти Владимира Высоцкого. Вспоминая «Интервенцию»
«Лермонтов»: водораздел Николая Бурляева

Другие новости по теме