«Лермонтов»: водораздел Николая Бурляева
СССР, 1986 год. Режиссёр и исполнитель главной роли – Николай Бурляев.Выход этого фильма – краеугольное событие в жизни актёра, режиссёра и общественного деятеля Николая Бурляева. По сути, «Лермонтов» поделил её на две части. Будучи глубоко патриотической, патетической работой, кинофильм, – режиссёрский дебют очень успешного актёра, – оказался слаб художественно. Поскольку планка советского киноискусства всегда была очень высокой, новодел даже не хотели выпускать на экран (и это в перестройку!). Печально знаменитое заседание секретариата Союза кинематографистов превратилось в своеобразный парад отрицательных мнений о «Лермонтове». В своём «Дневнике режиссёра» Бурляев поимённо называет всех, кто выступил против его многострадального детища. Это и Михаил Козаков, и Сергей Соловьёв, и Ролан Быков, и кинокритик Андрей Плахов… В скандал оказались вовлечены литературоведы Натан Эйдельман и Ираклий Андроников, одобрившие было сценарий, но не поддержавшие готовый фильм. Успешный и маститый режиссёр Глеб Панфилов вызвался доработать «сырой» дебют.
Нельзя не отметить поразительную особенность: Бурляев прямо утверждает, что великий русский национальный поэт убит в результате масонского заговора, организованного на самом верху тогдашнего русского общества. Заговора могущественного настолько, что запрещающего о себе говорить полтора столетия. Соответственно, можно предположить, что трудная прокатная судьба фильма – это последствия борьбы злокозненной Кривды против великой Правды…
Мне кажется, с какого-то момента Николай Бурляев стал увязывать патриотизм окружающих с отношением к своему фильму, и он – первый, кто додумался до такого рода обобщений (подобный подход теперь с космическим размахом внедряет Никита Михалков, верным союзником которого как раз выступает Бурляев).
Об особенностях авторской работы над картиной можно судить по такой дневниковой реплике: «Сегодня у меня родилось желание заставить А.С. Пушкина заговорить на балу, произнести живую речь о забвении души и наступлении «золотой орды торгашей», пусть он предупредит Бенкендорфа о заговоре против российской души: «Это не только против меня заговор, но против России». И – «Я считаю своим долгом довести это до сведения правительства и общества».
Насколько помнится, фильм в год выхода не показывался в Смоленске. Редчайший случай: в газетах появились публикации, разъясняющие зрителям причину отсутствие картины на большом экране. Суть этих эстетических претензий коротко можно было свести к тому, что Лермонтов в картине представлен этаким «пэтэушником».
После «Лермонтова» Николай Петрович отпал от «либеральной» кинообщественности и на долгое время оказался чуть ли не в изоляции. Однако уже в 1992 году он возглавляет международный кинофестиваль славянских и православных народов «Золотой Витязь», постепенно превращаясь в выдающегося деятеля патриотического толка. Увы, для кинематографа он оказался практически потерян – даже «Мастера и Маргариту», где Бурляев сыграл Иешуа, не выпустили вовремя к зрителю…
У вас есть возможность составить собственное мнение о фильме «Лермонтов». Я бы его охарактеризовал как огромный видеоклип, в котором представлена вся жизнь Михаила Юрьевича как брутальный поединок Добра со Злом – на фоне исключительной красоты пасторальных пейзажей и в музейных интерьерах. Имеет ли фильм право на жизнь? Безусловно, имеет! За четверть века, минувшие с его рождения, на суд публики выносились настолько слабые и аморальные поделки, что эстетика «Как упоительны в России вечера» – очень даже крепкое и неплохое дело.
К 65-летию Николая Бурляева фильм «Лермонтов» покажет телеканал «Культура» – в пятницу, 5 августа, в 20.40.