Ко дню памяти Владимира Высоцкого. Вспоминая «Интервенцию»
Фильм снят в 1968 году, восстановлен и выпущен в прокат в 1987 году. Режиссёр Геннадий Полока. В главных ролях Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Ольга Аросева и другие.О событиях более чем сорокалетней давности свидетельствует уникальный документ:
«Руководители Комитета кинематографии при Совете Министров СССР не допустили фильм к прокату, несмотря на то, что он был принят Ленинградской партийной организацией, положительно оценён художественным советом студии «Ленфильм»
Фильму предъявлен ряд обвинений, которые, на наш взгляд, являются тенденциозными и необоснованными. Главные и основные из них:
А) Революционные идеи дискредитируются гротесковой, буффонадной формой их подачи;
Б) Революционные идеи показаны с развлекательных позиций обывателей.
Мы считаем своим гражданским долгом советских артистов ещё раз заявить, что подавляющее большинство фильмов на революционно-историческую тему проваливаются в прокате. Это происходит по причине их скучной, непривлекательной, стереотипной художественной формы.
Но авторы подобных произведений довольно успешно прикрываются щитом социалистического реализма, не подозревая, что во время непримиримой идеологической борьбы их «стандарты» работают на руку идеологическим врагам, нанося удар самому направлению социалистического реализма.
Мы хотели, чтобы на наш фильм пришёл массовый зритель, и мы решили возродить в своей работе принципы и приёмы, рождённые революционным искусством первых лет Советской власти, которое само по себе уходило глубочайшими корнями в народные, балаганные, площадные представления.
Образы революционеров решены, в соответствии с гротесковым решением отрицательных персонажей, в условно-романтическом ключе, а центральный образ большевика Воронова – в героико-романтическом ключе.
Несмотря на категорическое несогласие автора сценария, который одобрил нашу работу, директор киностудии «Ленфильм» С.В. Киселёв отстранил от окончания картины режиссёра-постановщика Г. Полоку, лично взялся монтировать фильм и до неузнаваемости изуродовал его. Случай в истории советского кинематографа беспрецедентный.
Такое обращение с личностью художника, такое грубое вмешательство в его творчество мешает созданию полноценных художественных произведений, дискредитирует саму идею руководства искусством партийными органами и должно быть резко осуждено.
Леонид Ильич! Мы не утруждали бы Вас своим письмом, если бы не гордились результатами нашего труда, если бы не считали своё произведение гораздо полнее отвечающим художественным принципам социалистического реализма, чем десятки унылых фильмов на революционно-историческую тему, не заинтересовавших широкого зрителя.
Мы все делаем одно дело, строим коммунизм. Многие из нас – члены партии, члены ВЛКСМ, депутаты органов власти. И мы готовы сами отвечать перед народом, перед партией за свои действия, за своё творчество.
Мы требуем восстановления авторского варианта. Мы просим Вас лично посмотреть фильм в этом варианте и, если это в Ваших силах и возможностях, принять для беседы некоторых членов нашего коллектива».
Это выдержки из письма съёмочной группы кинофильма «Интервенция» товарищу Леониду Ильичу Брежневу, генеральному секретарю КПСС, фактически – руководителю государства. Письмо датировано 16 декабря 1968 года, под ним более 20 подписей, в том числе – и исполнителя главной роли революционера-подпольщика Владимира Высоцкого. Однако она далеко не первая – первыми подписывались наиболее именитые. Здесь это народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Юрий Толубеев, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Ефим Копелян, народная артистка РСФСР Руфина Нифонтова, заслуженный артист РСФСР Сергей Юрский… Владимир Высоцкий, как известно, никаких званий так и не получил.
По письму видно, какая напряжённая обстановка сложилась на «Ленфильме», однако обращение к лидеру государства действия не возымело. Леонид Ильич ни с кем из съёмочной группы так и не встретился, даже цензурированный вариант картины не смог пройти все согласования на пути к экрану. Вот как историю мытарств «Интервенции» рассказывает ещё один участник событий, оператор-постановщик Евгений Мезенцев:
«Вы спрашиваете: была бы «Интервенция» другой картиной, если бы нам дали «полную волю» – думаю, что нет. Мы сняли всё, что хотели. Другое дело, что многое в картину не вошло – по разным причинам. Но то, что сделали с картиной при приёмке её Госкомитетом по кинематографии – это чудовищно! У картины отрезали руки, ноги, голову – там ничего не осталось от исходного варианта. Всё равно: им этого показалось мало, и даже в таком виде они картину в прокат не пустили.
И правильно, в конце концов, сделали: если б тогда картина вышла в таком изуродованном виде – это было бы плохо. Двадцать лет спустя, когда её сняли с полки, восстановительная группа «Интервенции» во главе с Полокой попыталась до последнего кусочка «вытащить» всё то, что было связано с Высоцким.
Жаль только, что за годы, которые фильм пролежал на полке, его растащили по клочкам. Растащили все задумки Полоки, Валера Золотухин сыграл в этой манере своего Бумбараша… Все мои операторские находки тоже растащили. Всё новое, что в этой картине было, люди с головой прекрасно освоили – в первую очередь те, что сами же её и запретили. Хотя жизнь людей, участвовавших в работе над ней, вся эта история с «Интервенцией» отнюдь не украсила…» (из интервью Евгения Мезенцева Игорю Роговому, опубл. в 1995 году).
Напомним, день памяти Владимира Высоцкого – 25 июля.