Анастасия Бышевская: «Наука 0+» закрыла все цели
В конце октября в Смоленске прошли региональные мероприятия всероссийского фестиваля «Наука 0+», среди задач которого – привлечь к научной деятельности молодых специалистов, а также рассказать о новейших тенденциях и открытиях, сделать научные исследования понятными самому широкому кругу гостей мероприятия. О том, как нужно делать науку доступной, об особенностях нынешнего фестиваля и проекте «Мой путь в науку» мы побеседовали с заместителем председателя комиссии Общественной палаты Смоленской области по образованию и науке, ответственным секретарём регионального отделения Российского союза молодых учёных, кандидатом географических наук Анастасией Бышевской.
Доступная наука – вопрос серьёзный
– Анастасия, популяризация науки благодаря социальным сетям вышла на новый уровень и продолжает набирать обороты. Как в профессиональной среде относятся к тем, кто продвигает науку, не обладая публикациями, степенями и званиями?
– Вы правы, сегодня науку помимо самих учёных популяризирует огромный пул людей – блогеры, журналисты, учителя, которые развивают науку в школах, объясняя ученикам, что благодаря её достижениям мы обладаем всеми благами жизни.
Ваш вопрос на самом деле очень серьёзный. Мы недавно обсуждали эту проблему в Общественной палате Российской Федерации, в том числе и с юридической точки зрения, потому что сейчас обсуждается внесение поправок в федеральное законодательство, которые говорят о том, что за пропаганду лженаучных знаний должна быть юридическая ответственность. Такая потребность вызвана тем, что популяризация науки в блогах зачастую несёт некорректную информацию, и это действительно огромная проблема, потому что наше подрастающее поколение потребляет из интернета много контента и в дальнейшем использует знания, часто основанные на лжефактах. Это нельзя оставлять безнаказанным! Популяризация науки должна быть экологичной: если мы поставляем информацию в широкие массы, мы должны ссылаться на подтверждённые источники, говорить о том, кто сделал открытие или почему работают физические процессы.
Мы пытаемся максимально популяризировать источники, которые дают качественную и достоверную информацию, пропагандируем площадки, где можно почерпнуть истинные научные знания и информацию о развитии науки. Пока мы можем только говорить о том, каким источникам не стоит доверять, но надеемся, что уже в ближайшем будущем появятся юридические инструменты, которые будут регулировать эту сферу.
– А как быть людям, которые интересуются наукой, но не являются учёными? Как им оградить себя от потребления чего-то некорректного?
– Нужно искать проверенных лекторов – учёных с действительно высоким авторитетом. Сейчас в открытом доступе очень много контента высокого уровня качества, есть много блогеров-учёных, которые выкладывают свои лекции, мастер-классы, семинары и опыты. Конечно же, я в первую очередь рекомендую всем желающим почерпнуть качественную информацию посетить официальный сайт фестиваля «Наука 0+», который транслирует лекции ведущих мировых учёных. Это огромный каталог лекций по различным отраслям науки, где можно повысить свой уровень знаний и просто для общего развития найти информацию о том, как сейчас развивается наука.
От детсада до академии
– Анастасия, давайте остановимся на фестивале. Как он появился, как проходил в Смоленске? Это инициатива, ограниченная во времени, или постоянный процесс?
– В этом году фестиваль «Наука 0+» в России прошёл в шестнадцатый раз, а впервые он был инициирован МГУ имени Ломоносова и проходил только в Москве. Но уже в первый год интерес к нему был огромным: площадки фестиваля посетили несколько тысяч человек, и появилась идея «пустить» его в регионы. Тогда он был привязан ко времени: во вторую или третью неделю октября фестиваль стартовал одновременно во всех регионах, его мероприятия проходили под одной эгидой, с узнаваемым баннером и общей сувенирной продукцией.
В Смоленской области «Наука 0+» проходит уже десять лет, его модератором является департамент по образованию и науке, а региональное отделение Союза молодых учёных выступает соорганизатором. Очень разнообразны площадки: это все наши вузы, научные организации, библиотеки. Сейчас это действительно «Наука 0+»: мы проводим фестивальные мероприятия даже в детских садах, а ещё есть свободные площадки – кружки робототехники, детские конструкторские объединения.
Пандемийные годы поставили фестиваль перед выбором, как развиваться дальше, и в условиях ограничений он перешёл на онлайн-платформу. Это стало огромным скачком вперёд, потому что мы получили возможность создавать и получать контент не только в фестивальную неделю, а на постоянной основе. И теперь есть две площадки: очный фестиваль «Наука 0+», который в октябре проходит во всех регионах России, и постоянно действующая площадка на его сайте, где выложены лекции, описания мероприятий и, самое главное, беседы с учёными.
В этом году на фестивале было представлено более ста стран: некоторые учёные прилетели в Москву и выступили в МГУ, некоторые выступали онлайн, но все лекции размещены на сайте. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу: фестиваль можно считать круглогодичным.
– Есть ли у фестиваля какая-то сверхзадача? Он нужен, чтобы стало больше учёных или чтобы все знали, что такое наука, и были эрудированными?
– Есть и такая, и такая задачи, и они обе присутствовали в мероприятиях, которые проходили в Смоленске в этом году.
С одной стороны, около восьмидесяти процентов мероприятий были посвящены популяризации научных знаний для школьников и студентов. Мы старались донести до них современные тенденции, чтобы расширить их кругозор, чтобы они стали более эрудированными, потому что нужно быть развитым человеком, знать, что происходит в мире вокруг тебя.
С другой стороны, у нас прошло несколько мероприятий, которые были посвящены именно проблемам учёных. У нас были гости из Национальной академии наук Беларуси, были смоленские учёные, и мы обсудили, какие проблемы сегодня есть у учёных, какие из них первостепенны и как их решать. И это тоже важная задача – помочь реализоваться тем, кто осознанно пришёл в науку, чтобы люди не свернули с этого пути, чтобы научное сообщество превратилось в движущую силу развития нашего региона. Да, я считаю, что учёные могут стать драйвером развития области, но надо обсуждать вопросы и проблемы – между собой и на уровне власти.
Цели, я считаю, были закрыты все: мы провели достаточно много, насколько это возможно сейчас, мероприятий среди школьников и студентов, и, с другой стороны, научное сообщество тоже не осталось в стороне. Мы сверили дорожные карты между собой и с белорусскими коллегами, что для нас очень важно как для приграничного региона. Я думаю, что, хотя у нас было не столько мероприятий, как в прошлые годы, когда только в Смоленске их переваливало за сотню, те, что состоялись – около двадцати, – прошли очень информативно и с пользой. Например, Смоленский государственный институт искусств представил научную философию в новой форме, и это большой шаг вперёд для развития, казалось бы, науки прошлого: можно показать, что философия – наука настоящего и будущего.
История успеха
– В прошлом году ваш проект «Мой путь в науку» вошёл в сборник лучших региональных практик, подготовленный Общественной палатой России. Что сейчас происходит с ним?
– Мы находимся на завершающей стадии: практически все мероприятия, кроме финального, уже реализованы, и мы довольны тем, как проект прошёл, хотя в нём были и неожиданные повороты. Так, мы планировали подготовить пятнадцать интервью с молодыми учёными нашего региона, но получилось, что о проекте через социальные сети узнали молодые учёные других регионов, и сейчас у нас кроме интервью со смолянами на сайте есть восемь интервью с молодыми учёными из Екатеринбурга, Омска, Санкт-Петербурга, Рязани. Наверное, это хороший стимул задуматься о том, что проект может выйти за рамки региона и стать более открытым.
– Проект рассказывает именно личные истории тех, кто уже работает в науке?
– Да, первой целью было показать именно личные истории успеха наших молодых учёных, чтобы другие молодые учёные, которые сомневаются в чём-то, увидели, что возможно всё: «если смог он, я тоже смогу». Но по факту оказалось, что эти истории успеха помогают связывать молодых людей, которые занимаются схожей проблематикой, в научные коллективы. То есть мы, рассказывая об учёных, получаем бонус в виде объединения их в сообщество – причём не только в Смоленской области, но и в России в целом.
В планах, казалось бы, должно быть движение вверх, но мы решили двигаться в сторону расширения, потому что получили от смоленских школ рекомендацию организовать акселератор для школьной науки. Сейчас мы прорабатываем этот вопрос, и такой акселератор может стать следующей ступенью проекта «Мой путь в науку».
– Это сугубо смоленская затея, которая вышла за пределы региона, или у неё есть аналоги?
– На самом деле, это была моя, абсолютно спонтанная, идея – пообщаться с аспирантами университета спорта о том, как они пришли в науку. Мы опубликовали несколько интервью на нашем сайте и увидели большой интерес к ним. А когда в Общественную палату Смоленской области, где я являюсь заместителем председателя комиссии по образованию и науке, поступило предложение принять участие в конкурсе, организованном федеральной Общественной палатой, я предложила практику, связанную с популяризацией науки. Когда «Мой путь в науку» вошёл в сборник лучших, я, конечно, была несказанно рада.
Затем мы с коллегами обсудили, как расширить его возможности. Сейчас руководителем проекта является глава регионального отделения Российского союза молодых учёных Сергей Александрович Образцов, и у нас, я считаю, получилось даже больше, чем мы планировали в начале проекта. В конце ноября мы подведём его итоги и будем строить планы на следующий год, на то, как приумножить его результаты.
Максим КРАЙНОВ, Алексей МАТВЕЕВ
Фото: предоставлено Анастасией БЫШЕВСКОЙ