О необходимости прививаться и доверии к отечественным вакцинам
Год назад в Смоленской области был зарегистрирован первый случай заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19. За прошедшие 12 месяцев отношение наших земляков к этой болезни не раз менялось, проходя разные стадии: от скепсиса до максимально серьёзного отношения и страха перед инфекцией, а затем до обычного ответственного отношения к своему здоровью, а в некоторых случаях – к спокойствию, а иногда – и к расслабленности. За год учёным так и не удалось создать абсолютно эффективного лекарства от коронавирусной инфекции, однако большие надежды на победу над пандемией COVID-19 врачи всего мира возлагают на вакцинацию населения планеты.
Прививки делают и в нашей стране, первой зарегистрировавшей вакцину от коронавируса. Вакцинация, безусловно, проводится и в Смоленской области – тем самым первым в мире препаратом «Спутник V». О том, нужно ли делать прививку в принципе, безопасна ли вакцина и как долго она защищает человека, журналисты радио «Весна» побеседовали с доктором медицинских наук, профессором, заслуженным врачом России, завкафедрой иммунологии и аллергологии, главным внештатным аллергологом-иммунологом регионального департамента по здравоохранению Раисой Мешковой.
– Раиса Яковлевна, начнём с практически личного вопроса: вы переболели коронавирусом?
– Я не переболела, я привилась.
– Не так давно на федеральном уровне прозвучала информация, что если треть населения нашей страны не привьётся до мая, то нам в мае не избежать третьей волны заболеваемости. Как вы считаете, для нас, смолян, эта третья волна неизбежна?
– Сложно сказать. Во-первых, очень много смолян переболели. Это плохо, потому что переболевать – хуже, намного хуже, чем сделать прививку и не заболеть или сделать прививку и заболеть лёгкой формой коронавируса. Прививка делается, чтобы вы получили определённые гарантии при контакте с ковидным больным: можно, конечно, заразиться, но есть надежда, что форма заболевания будет не такой тяжёлой, от которой можно и умереть. Нужно выбирать между «плохо» и «совсем плохо». Третьего, вероятно, в этой ситуации не дано.
– А что вы думаете об исследованиях американских учёных, которые говорят, что есть группа крови, которая «притягивает» к себе коронавирус, – вторая, а носители первой группы реже болеют?
– Я знаю эти результаты, и это предварительные данные. Сейчас проводят очень много параллельных исследований: с группой крови, другими компонентами. Действительно, говорят о том, что первая группа крови немного более устойчива к коронавирусу. Но такие параллели проводят при многих заболеваниях, и я как врач очень мало в них верю, потому что в своей практике вижу, что люди погибают независимо от группы крови. Ковид даёт врачам очень много информации – это новое, страшное заболевание. Все мои врачи – аллергологи-иммунологи Первой городской больницы – перепрофилировались, ни один врач не ушёл с поста, абсолютно все сотрудники кафедры работают с ковидными больными, и таких историй, которые мы видим сейчас, я в своей практике никогда не видела. Сложно даже передать то, что сейчас проходят врачи, какие страдания они видят у людей. Мне в своей большой практике – больше сорока лет – не доводилось видеть такие эпидемии.
Носить или не носить?
– В самом начале пандемии, год назад, мы очень скептически относились к маскам, потом серьёзно стали относиться к ношению масок, а сегодня мы опять расслабились – в общественном транспорте, во всяком случае, людей в масках единицы. То, что мы расслабились и неправильно ведём себя, – предвестник того, что случаев заболевания будет ещё больше? Или уже есть надежда на какой-то, пусть и минимальный, коллективный иммунитет?
– Вы знаете, я сейчас буду говорить не с позиции врача, а с позиции простого человека. Очень многие переболели. Как эти люди должны себя вести или хотят себя вести? Они говорят: мы переболели, нам море по колено, маска не нужна. Теперь есть и достаточно большое количество неболевших привитых, и у большинства тоже встаёт вопрос: а нужна ли нам маска? И тоже ответ простой: можно не носить. Но на самом деле нужно всё-таки прислушиваться и к Всемирной организации здравоохранения, и к Роспотребнадзору.
К сожалению, коронавирус – это воздушно-капельная инфекция, причём передающаяся человеку от человека на расстоянии меньше полутора метров. Все должны осознать – и переболевшие, и привитые: все мы всё равно находимся в группе риска до тех пор, пока вирус существует, и он такой агрессивный и непредсказуемый. Среди нас – тех, кто переболели или привились, – остались и те, кто не переболел и не привился, и эта категория наиболее опасна, потому что если вирус в неё попадает, люди заболевают.
Мы ещё на некоторое время должны себя обезопасить – и те, кто переболел, и те, кто привит. Надо немного потерпеть: некоторое время нужно носить маски – наверное, до той поры, пока эта прослойка не попадёт в какую-то категорию. Если люди выберут прививку, я буду только рада. Но если они не выберут прививку, они неизбежно попадут в категорию переболевших, а часть из них – в категорию тяжело переболевших…
– То есть справедливы пессимистичные прогнозы, что каждый человек на планете переболеет?
– Однозначно. Сейчас уже ясно, что скорость распространения пандемии, её варианты и последствия обязательно влекут за собой состояние, когда каждый человек в какой-то форме должен встретиться с этим вирусом. Или в форме «дикого» вируса и переболеть, или в форме вируса, который уже взят в руки людьми: из него сделана вакцина, она вам введена, и вы уже выработали антитела. Не надо ждать, что пандемия вас обойдёт!
«Спутник V» – шикарная вакцина
– И самое главное – не надо ждать чуда от природы. Здесь есть, на мой взгляд, загвоздка и главный сдерживающий фактор для тех, кто не желает прививаться. В России – три вакцины, они разные, но были созданы в очень коротких временных рамках. Аргументы людей, которые говорят, что в нашей стране невозможно произвести сразу три работающих вакцины за такие короткие промежутки времени, справедливы?
– Нет, абсолютно несправедливы! Наша страна в производстве вакцин всегда стояла в ряду лучших. Да, когда наступили перестроечные времена, было очень сложно, но всё равно страна сохранила учёных, сохранила базы, на которых производились вакцины.
Вообще, вакцины известны уже двести лет, но массовая вакцинация населения началась всего лишь с 50-х годов XX века. Тогда начали производить вакцины против таких заболеваний, как дифтерия, коклюш, полиомиелит, корь, паротит, столбняк. И в этом ряду наша страна вообще была первой. Созданная Анатолием Александровичем Смородинцевым и Михаилом Петровичем Чумаковым вакцина против полиомиелита в своё время приостановила его пандемию в мире. Мы создали не только полиомиелитную вакцину, отечественная вакцина против коклюша вообще сняла эту проблему. Вакцины против дифтерии, столбняка, бешенства – отечественного производства. Никуда не делись наши научные кадры, глобальная подготовка, поэтому нельзя сказать, что мы вакцины начали делать с нуля. Ни в коем случае! Наша страна всегда самостоятельно обеспечивалась вакцинами, и у нас национальный календарь прививок полностью основан на отечественных вакцинах. Поэтому в том, что вакцины от коронавируса созданы в России, нет абсолютно ничего удивительного.
– У нас три вакцины, а почему массовое распространение пока получила только одна из них – «Спутник V»?
– «Спутник V» – совершенно шикарная вакцина. Она разработана на платформе, которая уже использовалась десять лет назад – во время борьбы с лихорадкой Эбола, поэтому её если уж и сравнивать, то сравнивать надо с вакциной AstraZeneca, основанной на том же принципе. Только они пошли по пути вектора шимпанзе, и глупо сделали, потому что человеческий вектор оказался значительно лучше и эффективность выше. Поэтому, повторюсь, я считаю, что вакцина «Спутник V» – очень хорошая. А почему по очереди? Это зависит от регистрации, которая проводится по определённым стандартам.
Защита антителами и клеточным иммунитетом
– Всё-таки страхи по отношению к вакцинации есть, и у каждого они свои. Но я, например, услышал, что это необходимо и, самое главное, безопасно. Раиса Яковлевна, как человек привившийся расскажите, испытывали побочные эффекты, о которых все говорят?
– Ни единого, вообще никаких ощущений не было. Я даже звонила и спрашивала, не плацебо ли мне ввели. Не испытывали никаких ощущений и мои знакомые, и родственники.
– И сколько теперь сохранятся антитела в организме?
– Это самый сложный вопрос, а ответить на него невозможно, потому что должно пройти время, мы должны наблюдать за привитыми людьми, брать у них анализы, чтобы посмотреть, как долго сохраняется иммунитет. Наш коллектив участвовал во многих клинических испытаниях – мы исследовали вакцину от гриппа H5N1, гепатита В, краснухи… Так вот, когда вводилась вакцина против гепатита В, тоже задавали такой вопрос. Мы прививали ею детей. Проходит полгода, проверяем – титр есть, говорим, что полгода защищает. Проходит год, проверяем – титр есть, говорим, что год защищает. И сейчас мы можем твёрдо сказать: вакцина против гепатита В защищает не менее двенадцати лет.
– Основываясь на данных по гриппу, который меняется каждый год, а у нас есть информация о британском, нигерийском штаммах коронавируса, получается, что и от него прививку придётся делать каждый год?
– Это только предположение. Давайте подождём.
– А если мы сейчас не можем говорить о сроках действия вакцины и тем более – о том, что она будет нас защищать от новых штаммов, которые появляются практически каждый месяц, то чаша весов опять склоняется к «не делать прививку»...
– Ваш довод о том, что неизвестен срок действия прививки, должен быть подвергнут сомнению. Смотрите, антитела и клеточный иммунитет, который всегда вырабатывается на введённый антиген, какой бы вы ни ввели, и даже на заболевание, имеют, хотим мы этого или нет, срок своей службы. Антитела сохраняются определённое время – у них есть жизненный цикл, а клеточный иммунитет защищает вас таким образом, что в организме создаются ещё и клетки памяти. Расчёт на клетки памяти – очень важный, потому что даже если через год-два количество антител начнёт падать, то клеточный иммунитет сохраняется до десяти лет и более – это долго живущие лимфоциты. Поэтому не надо отчаиваться и говорить, что антитела снизились: после определённого времени, пока неизвестно какого, они будут снижаться. Но лимфоциты памяти, которые появляются после введения вакцины – конкретно «Спутника», потому что он создаёт их, – сохраняются минимум десять, а то и больше лет. Итак, лимфоциты памяти живут долго, и, следовательно, когда «дикий» вирус попадает в организм, он встречается не только с антителами, но и с лимфоцитами. И то, что лимфоциты памяти живут десять и более лет, должно вам говорить, что сделанная прививка не напрасна: введённый антиген сохранит о себе память в вашей иммунной системе на десятилетия.
– То есть, другими словами, даже если завтра-послезавтра появится какой-то новый штамм коронавируса, вы в любом случае, даже если его подхватите, перенесёте болезнь легче?
– Безусловно. Потому что эти субварианты, или подтипы, в вирусе находят именно в S-белке, который имеет определённую форму и размеры. В этом белке могут быть какие-то небольшие отклонения, но для антител эта мутация может быть незаметной, потому что они схватывают весь S-белок, со всеми его изменениями.
Вакцинация: возраст, сроки, противопоказания
– С этим разобрались. Теперь о переболевших, которые есть и в моём окружении, как, впрочем, и в окружении любого человека. Проявления вируса на себе ощутили все: кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Но в моём окружении есть люди, которые сразу же после выздоровления отправились в поликлинику узнавать о возможности вакцинироваться. Кому-то разрешили, кому-то категорически сказали «нет». От чего зависит возможность сделать прививку после болезни?
– Сейчас этот вопрос стоит очень остро. Официально считается, что тем, кто переболел ковидом, в течение шести месяцев после болезни можно не прививаться, даже не проверяя антитела. Через шесть месяцев – обязательная проверка, во всяком случае желательно проверить уровень антител. Во-первых, это интересно с точки зрения понимания того, как ваш организм отреагировал. С другой стороны, если вы через шесть месяцев увидите, что тест показал отсутствие антител, то тогда вы сможете рассчитывать только на клеточный иммунитет. Но в таких условиях – полного отсутствия антител, конечно, не просто желательно, а обязательно нужно привиться. Что ещё может быть? Могут появиться противопоказания против прививки…
– Раиса Яковлевна, давайте разберём это на распространённых заболеваниях – бронхит, например...
– Это не противопоказание. Аритмия – серьёзнее. Во-первых, надо сказать, что ковид, даже у молодых людей, очень часто даёт аритмию как осложнение, но если коронавирусом заболеет пациент с аритмией, исход для него может быть очень трагичным. В медицине при вакцинации есть термин «прививка с осторожностью». То есть если бронхит, врач решает вопрос однозначно: нет обострения, прививку надо делать, а пример с аритмией – это как раз вакцинация с осторожностью. Например, пациент с аритмией, пациент, перенёсший инсульт, пациент с хроническим заболеванием почек с гемодиализом – и в этих случаях перед врачами стоит вопрос: а будут ли у этого человека шансы, если он заболеет ковидом? Трудно сказать. Я хочу подчеркнуть: я впервые в своей практике увидела, что вакцину применяли в клинических исследованиях для онкобольных, притом что именно у онкобольных, если они заболеют ковидом, шансы невелики.
– Я на распространённых болезнях не зря заострил внимание, ведь получается, что у людей старше пятидесяти лет, например, одно хроническое заболевание, но имеется. Получается, что для них шансы сделать прививку становятся всё меньше и меньше?
– Наоборот. Понимаете, вакцина безопасная! Мы прививаем, например, вакцину АКДС и то видим температуру у детей, а при вакцинации «Спутником V» мы пока не столкнулись с прививочными реакциями тяжёлого типа. Есть обычные прививочные реакции, которые и должны быть, их никто не отменял. Но встаёт вопрос, ещё и ещё раз: что после пятидесяти лет? Несмотря ни на что, надо прививаться, потому что после пятидесяти, шестидесяти, семидесяти лет шансов на жизнь при ковиде не очень много. Поэтому если есть такая возможность, нужно её использовать. Более того, я скажу, что международные объединения врачей, в частности, объединения врачей, которые занимаются аутоиммунными патологиями – это серьёзные патологии, которые затрагивают соединительную ткань, лёгкие, кишечник и так далее, – выпустили меморандум. Он гласит: как только у вас будет шанс получить вакцину, воспользуйтесь им!
– С людьми старшего возраста разобрались, а что касается детей?
– Прививки детям сейчас находятся в стадии исследования. Но я хочу сказать, что сейчас говорят о выпуске «Спутника V» в новой форме – интраназальной. То есть капля в нос – и вы привиты. Возможно, будет и такая форма, даже клинические исследования планируются с апреля. Ещё надо обратить внимание на «Спутник Лайт». Он сейчас делается для того, чтобы помочь странам, в которых вообще ничего нет, ввести жителям хотя бы одну дозу. «Спутник Лайт» – просто одна доза из «Спутника V», в котором две дозы. Так вот, даже одна доза из «Спутника V» и то даёт гарантию, что на какое-то время вы будете защищены.
Смоляне – молодцы
– То, что мы в ближайшее время не избавимся от коронавируса, – факт, уже признанный мировым сообществом. Но и то, что мы можем минимизировать риски, – тоже признанный факт. И для того, чтобы эти риски были сведены к минимуму, нам в обязательном порядке нужно сделать прививку. Насколько она сегодня доступна для жителей нашего города?
– В Смоленскую область постоянно идут поступления вакцины, но я скажу на примере своих родных: когда они обратились в поликлинику, их записали в очередь, и в очереди это была тысяча шестисотая запись.
Я считаю, что, во-первых, смоляне молодцы в том смысле, что осознанно относятся к этому заболеванию, действительно понимают, что прививка – лучше, чем заболеть. Даже прививочная реакция лучше, чем симптомы ковида, которые откликаются через два-три месяца. Смоляне понимают, что лучше привиться и лучше один день потемпературить на прививку, чем заболеть, или привиться и заболеть, но, по крайней мере, с гарантией, что болезнь не будет протекать в тяжёлой форме. Смоляне, повторюсь, в этом смысле люди грамотные, в общей массе всё-таки хорошо относятся к своему здоровью.
Чтобы привиться, надо обратиться в свою поликлинику или, что ещё проще, на сайт Госуслуг и там записаться в любую поликлинику, в которой сейчас есть вакцина, и самое главное – в удобное для вас время. Вообще, я хочу сказать, что в Смоленске организация прививок на самом деле заслуживает похвалы. Всё чётко: вам позвонят, вы к назначенному времени приезжаете – никаких толп и ожидания. Во всяком случае, я прививалась в четвёртой поликлинике, и у меня остались самые тёплые воспоминания и о поликлинике, и о том, как организована работа по вакцинации.
– Раиса Яковлевна, если позволите, пока мы поставим точку на теме коронавируса. Спасибо вам за интересную и полезную беседу!
Александр ЕРОФЕЕВ, Алексей МАТВЕЕВ
Фото: ГТРК «Смоленск», sputnikvaccine.com