Барочная музыка на фоне руин
Край Смоленский

Барочная музыка на фоне руин

9 сентября 2023 года в 19:31
Краеведческая экспедиция в усадьбу Коробец Ельнинского района получилась увлекательной. И пусть от самой усадьбы Опочининых остались лишь живописные руины, место это, наполненное особым духом истории, продолжает жить. Тем более в такие дни, когда разрушенные стены бывшего барского дома становятся декорацией удивительного концерта барочной музыки. Когда чарующие звуки произведений Баха и Телеманна словно открывают временной портал, позволяющий легко перенестись на сто с лишним лет назад, погружаясь в размеренную жизнь провинциальных дворянских поместий…

Для флейт и оркестра

День для этой экспедиции, организованной Смоленским областным краеведческим обществом, конечно, был выбран не случайно. Классическая музыка в живом исполнении звучит здесь лишь раз в году. И эти концерты устраивает потомок рода Опочининых флейтистка Екатерина ДРЯЗЖИНА, приглашая на импровизированную сцену под открытым небом своих друзей.

– Это уже, можно сказать, традиционное для нас мероприятие, – говорит Екатерина Дрязжина. – Первый концерт здесь был в прошлом году. Тогда звучало только две флейты, а сегодня мы выступаем уже с Камерным оркестром МГУ. Вообще эта идея возникла спонтанно. Когда у нас появилось это место, мне захотелось сделать здесь культурный центр. Не музей, а что-то живое, постоянно меняющееся. Как моя работа с музыкой – всегда процесс. Я загорелась этой идеей и в прошлом году решила таким образом отпраздновать здесь свой день рождения. Пригласила Наталью Жукову, и мы выступили. Получилось очень вдохновляющее мероприятие, хотя и не такое массовое, как сегодня. Но мы поняли, что теперь связаны этой традицией и обязательно будем её продолжать.

То, что Камерный оркестр МГУ имени М.В. Ломоносова приедет в Коробец в полном составе, никто не знал до последнего: у каждого свой гастрольный график, к тому же лето, отпуска. Но всё сложилось. И, редкая удача, на одной сцене собрались сразу три флейты: Екатерина Дрязжина, Наталья Жукова и Александр Волков. Так что даже появилась возможность сыграть крайне редко исполняемое произведение – Квартет ре минор для продольной флейты, двух поперечных флейт и цифрованного аса Г.Ф. Телеманна. Плюс к инструменталистам присоединилась вокалистка Елизавета Белоконь, что тоже позволило разнообразить программу.

– Оркестр пригасил меня поучаствовать в их программе, и мы выучили сюиту Баха, которой открывали сегодняшний концерт, – продолжает Екатерина Дрязжина. – С этой сюитой не всё просто. Она красивая, но часто в исполнении получается то вульгарной, то слишком примитивной. А вот с ребятами из оркестра мы достигли такой её чудесной формы, которая мне очень нравится. Я наслаждаюсь каждый раз, когда мы её играем, – именно этим общим настроем, эмоциональным взаимодействием друг с другом.

Сонастроены в это чудесный день были не только музыканты, но и публика, которая очень эмоционально реагировала на выступление. И, несмотря на то, что концерт получился довольно длинным по времени, слушала каждую его часть, буквально затаив дыхание.

Коробецкая школа

Стоит отметить, что концертную программу предваряла встреча с Галиной ПОПОВСКОЙ из Москвы – архитектором, краеведом, исследователем, представителем потомков Опочининых и Щербовых. Она коротко рассказала об истории усадьбы Коробец, которой владели её предки.

– В этом доме соединись две эпохи: царская и советская. Он родной и для нас, потомков Николая Опочинина, и для учеников и учителей Коробецкой школы. И через эти связи с домом, мы стали почти родственниками друг другу.

Первая земская школа была открыта здесь Николаем Опочининым в 1895 году. Уже через год в ней занимались 45 учеников. Это были дети не только из Коробца, но и других окрестных деревень.

В усадебный дом школа переехала уже в советское время, когда имущество дворян национализировали. Вначале здание использовалось под классы, потом и для хозяйственных нужд.

– В 1927 году к ней присоединили большой участок земли со старым помещичьим садом. А рядом стали давать участки для учителей, поэтому постепенно здесь образовалось целое поселение, которое так и назвали – Коробецкая школа. И даже когда сама школа уже после войны переехала в село Коробец, поселение здесь осталось, сохранив и прежнее название.

Последний из дворян

Однако история самого имения в Коробце намного длиннее. В метрической книге оно датировано 1764 годом, когда им владел отставной полковник Ф.М. Ушаков. Правда, усадебный дом тогда стоял в другом месте – на правом берегу Угры.

– Этот дом на левом берегу Угры построила для своих внуков Мария Петровна Количицкая – бабушка Николая Опочинина и его старшего брата. Она стала их опекуншей, когда мальчики после смерти матери остались сиротами. Новая усадьба была протяжённостью около километра вдоль Угры и около трёхсот метров в поперечнике. Планировка её была сводной, с большим садом и парком.

Последним владельцем усадьбы стал Николай Николаевич Опочинин – русский общественный деятель и политик, член Государственной Думы от Смоленской губернии.

Потомственный дворянин, он после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета поступил рядовым на службу в лейб-гвардии Стрелковый Императорской фамилии батальон. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 годов, был произведён в офицеры и награждён знаком отличия Военного ордена.

В 1878 году Николай Опочинин выходит в отставку и перебирается в Коробецкое имение. Здесь его не раз выбирали гласным Ельнинского уездного и Смоленского губернского земств, почётным мировым судьёй и уездным предводителем дворянства. Трижды он избирался в Государственную Думу от Смоленской губернии. Во время Первой мировой войны был членом Особого совещания для осуждения и объединения мероприятий по обороне государства.

Жизнь продолжается

– В Коробце Николай Опочинин жил с семьёй: женой Екатериной Степановной и четырьмя дочерьми. Единственный сын Всеволод умер в младенчестве. Младшая дочь Наталья тоже умерла в юном возрасте в двадцатые годы, а вот три другие прожили полноценные жизни, разделив все радости и невзгоды советского народа.

Галина Поповская и её дочь Екатерина Дрязжина – потомки младшей из трёх оставшихся в живых дочерей Опочининых, Екатерины. Та в своё время вышла замуж за военного атташе, поэтому семье пришлось много поездить, пока наконец не осели в Москве.

– В Монголии у них родилась дочь Ада, моя мама. Она вышла замуж за инженера, которого пригасили в Москву из Киева для разработки проекта в области резервуаростроения. Это был Богдан Поповский – мой отец. У них родилось двое детей: я и мой брат Юрий. У нас с ним тоже есть дети – дочери.

Конечно, усадебный дом нынешние потомки Опочининых вряд ли восстановят. Но сделать из этого места некий культурный центр, как мечтает Екатерина Дрязжина, им, возможно, удастся. И свои последние дни старый дом проведёт с семьёй, время от времени становясь живописной декорацией к великолепным концертам живой камерной музыки…

Фото: Елена БЕЛЫХ и Вячеслав ФЛИМАНКОВ


Ольга Суркова

Реальность или фантазия?
Из истории смоленских кинотеатров