Королевский спорт: что нужно знать о верховой езде
В чём причина популярности верховой езды
– Юлия, в прошлом умение ездить верхом было необходимостью, поскольку лошади были одним из немногих доступных средств передвижения на дальние расстояния. Сегодня верховая езда стала элитным видом спорта, который обретает всё большую популярность. Как вы считаете, в чём причина этого?
– Я думаю, что в наше время, время машин, человек всё меньше бывает на природе. К нам, к сожалению, всё больше приводят детей, которые в своей жизни не видели и не держали в руках даже кошечку, их удивляет, что мышка бывает не только в телевизоре… И лошадь становится отдушиной: мы возвращаемся на шаг назад, чтобы оценить течение времени, лошадь приводит нас к более глубоким ценностям. Мы все куда-то торопимся, как в песне про Рыжего коня, спешим, опаздываем день-деньской, а на самом деле всё глубже и ценнее, чем кажется каждый день. Мы задумываемся над тем, что мы делаем, как мы делаем и для чего, какие результаты дают наши дела. Суеты меньше.
– Среди поклонников этого спорта многие представители элиты – и российской, и зарубежной. Юлия, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в конный спорт и как долго дружите с лошадьми?
– К лошади я пришла в восемнадцать лет. Я родом из Десногорска, и у нас там не было возможности заниматься конным спортом, не было никакой конной секции, клуба. В соседней деревушке была лошадка, к которой мы бегали и, скажу по секрету, когда нам было двенадцать лет, просили маму: «Купи, пожалуйста, бутылку водки, мы сходим к лошадке». Такой была такса у дядечки, который держал лошадку… Затем я уехала учиться в Смоленск – я программист-экономист по образованию, и так получилось, что из окна моей съёмной квартиры был виден смоленский ипподром. В один из дней я собралась, пошла туда и, собственно, больше не уходила от лошадей. Я пришла в лечебно-оздоровительную группу, затем попала в условно-спортивную. Дальше появились свои лошади, затем – соревнования, обучение, семинары, мастер-классы. В наше время большой плюс – это доступность образования: если тебе хочется углубиться в какую-то конкретную сферу, ты можешь сам себе в этом помочь.
– Верно ли, что конный спорт – это уникальная возможность совместить физическую нагрузку с приятным времяпрепровождением? Это же, наверное, единственный вид спорта, который подразумевает такой контакт с животными?
– Да, это парный вид спорта. Его сложность и интересность в том, что мы должны заставить захотеть, причём «захотеть» – это ключевое слово, животное, которое не разговаривает с нами на одном языке, делать то, что нам нужно.
– Существует великое множество направлений конного спорта. Расскажите, пожалуйста, о самых распространённых из них.
– Основные – три олимпийских вида конного спорта: конкур, выездка и троеборье. Всё остальное – уже ответвления.
Выездка – это вид спорта, в котором, как правило, больше представительниц женского пола. Лошадка красиво бегает под музыку, кажется, что она немножко пританцовывает.
Конкур – это то, что мы видим по телевизору: лошадка прыгнула, по палочке ножками стукнула, палочка упала, паре записали штрафные очки.
Троеборье – это вид спорта моего мужа, которому он будет предан всю свою жизнь. Этот вид спорта включает в себя три вида: конкур, выездку и полевые испытания. Вообще троеборье раньше было военно-прикладным видом спорта, в котором участвовали, как правило, военные. Здесь нужна выносливость, поскольку вольеры неразборные, и если ты за него зацепился, кубарем полетишь вместе с лошадью. Это достаточно травматичный вид спорта, но очень волевой. Люди, участвующие в нём, очень преданны друг другу и своему делу. Чем серьёзнее высота, тем сплочённее участники, как одна семья: если у тебя отстегнулось стремя перед стартом, всадник своё отстегнёт и отдаст. Конечно, есть спортивная конкуренция, но при этом все друг за друга переживают и помогают друг другу. Это сложный, но честный вид спорта, мне так кажется.
Также есть много дополнительных ответвлений, которые сейчас достаточно неплохо развивают. Мы с детьми проводим соревнования по рабочей выездке. Мы – у себя в клубе – считаем, что не каждый может быть спортсменом и не каждый будет им, но при этом многие хотят общаться с лошадьми, и это занятие, в котором ты показываешь свой опыт на деле: упражнения на доверие, подчинение, умение перейти через страшный мостик или, например, верхом перенести шляпку с одного места на другое, кто быстрее сможет повернуть на скорости. Это то, чему ребёнок учится ежедневно. На соревнованиях дети могут показать уровень своего мастерства, от старта к старту они видят своё развитие, видят секунды, на которые они в этот раз проехали лучше. Это достаточно интересно, увлекательно и зрелищно.
Оздоровительный эффект
– Если верить самым разным источникам информации, получается, что конный спорт – это сплошная польза. Это и фитнес, и похудение, и массажный эффект, улучшение осанки, борьба со стрессами, помощь в лечении и профилактике многих заболеваний. Так ли это?
– Да, в конном спорте очень много пользы. Просто задумайтесь: мы садимся на лошадь, отрываемся от земли… В конном спорте задействовано мышц больше, чем в плавании. Я почему-то с детства считала, что плавание – самый эффективный вид спорта, поскольку ты должен сопротивляться жидкости, но нет. Мы садимся на лошадь, она делает движение, и каждая мышца нашего тела должна ей ответить. Помимо этого, это коммуникация с животным. Лошадь не может нам сказать: «Посмотри, там птичка взлетела, я боюсь». Мы должны быть внимательны и понимать по действиям лошади, что, почему и как случилось, находить в их действиях закономерности, чтобы диалог был полноценным.
– Правда ли, что во время езды на лошади у человека работают все мышцы, даже те, которые в обычной жизни мы не включаем?
– Да. Нам нужно ловить равновесие, нужна координация. Не задействуется лишь малая часть мышц лица, и то, когда человек восхищён, восторжен, они также используются.
Большая часть мышц человека отвечает лошади на движение. За один шаг лошади происходит больше ста десяти толкательных движений.
– Давайте поговорим об укреплении здоровья верховой ездой. Оздоровительный эффект впечатляет…
– Температура лошади на полтора градуса выше нашей, поэтому за счёт увеличения температуры кровообращение усиливается. Занятия на свежем воздухе укрепляют иммунитет. Многие дети, приходящие к нам, которые за сезон болеют по восемь раз, перестают болеть. Мотивация «если будешь болеть, не пойдёшь на конюшню» заставляет детей активнее двигаться, лечиться и на самом деле меньше болеть. И опорно-двигательный аппарат, и наша координация, и вестибулярный аппарат, сердечная деятельность – на всё влияет лошадь. Также лошади влияют на моральное состояние – они забирают наши проблемы. Конюшня – это то место, где все проблемы остаются за входом, за воротами.
– А правда ли, что верховая езда даёт меньшую нагрузку на суставы и позвоночник, чем тот же бег или занятия в спортзале?
– Вопрос неоднозначный, и он, наверное, больше к врачам. Нужно отделять любительский спорт от профессионального, где травмоопасен любой вид спорта, и здесь всё зависит от углубленности: нет здоровых олимпийских чемпионов.
– А вы сами занимаетесь ещё каким-нибудь видом спорта?
– Дополнительно нет, я ничего не успеваю. Мне очень странно видеть людей, идущих в зале по дорожке, ведь можно идти, «перенося» себя с места. Если ты хочешь, чтобы была задействована икроножная мышца, возьми мешок и приседай через шаг. Зачем это делать просто в зале, с тратой времени? Мне хватает тренировок в проходах между лошадьми: здесь нагнулся, тут поднялся, щёточку отнёс, тут ребёночка подсадил. Я стараюсь равномерно распределять нагрузку без спортзала.
– Юлия, вы в прекрасной форме, и видно сразу, что физической нагрузки хватает. Конные прогулки – это активность для людей какого возраста? Начиная с…
– У всего есть свой предел. Мы начинаем заниматься с ребятами трёхлетнего возраста. До этого, с двух лет, детишки получают больше шаговую нагрузку. Но всё в пределах разумного: надо понимать, что это растущий организм, нагрузку надо распределять верно. С трёх лет работаем с ребятами с чувством, с толком, с расстановкой.
– А правда ли, что, вопреки стереотипам, верховая езда доступна и полезна даже после пятидесяти лет?
– Есть определённые противопоказания по здоровью, с которыми нельзя заниматься верховой ездой. Если их нет, верховая езда полезна в любом возрасте. Пример – королева Елизавета II, которую мы все помним.
Среди противопоказаний – пережитый инсульт или инфаркт. Также тромбоз, варикоз, повышенное гипертоническое давление. На мой взгляд, хотя много споров по этому поводу, беременность является противопоказанием к верховой езде. Я против того, чтобы беременные садились на лошадь, у них в это время другая жизненная нагрузка, и на нашей конюшне мы такого не допускаем, хотя они и «рвутся» на лошадь.
– Нередко можно услышать, что одним из минусов конного спорта является то, что он портит ноги, ведёт к их искривлению. Это миф?
– Конечно. Я всегда говорю: «Кто к нам с кривыми ногами пришёл, тот от нас и уйдёт с кривыми ногами». Приходите с ровными, мы сделаем их крепче, сильнее, но они останутся ровными!
И лошадь успокоить, и человека вразумить
– Как подготовиться к первому занятию? И требуется ли какая-то особая физическая подготовка, нужна ли лёгкая разминка мышц, и что на первом этапе может помочь всаднику наладить контакт с лошадью? Дайте совет нашим читателям.
– Чтобы ваша тренировка была комфортной, обязательно нужно правильно одеться. Это принципиально важно. Шорты, длинная куртка до колен или не тянущиеся джинсы будут мешать и создавать вам дискомфорт. Форма должна быть спортивной, удобной.
По поводу разминки. Это всё происходит на тренировке: пока вы сидите на лошади и слушаете инструктора, она разминает вас и уже о многом вам сказала, но вы этого не слышите. Пока вы слышите только человеческий голос, всё придёт со временем.
Есть люди, которые садятся на лошадь, отрываются на метр от земли, и их парализует. На то, чтобы расслабиться, снова начать дышать и понять, что эти пятьсот килограммов не ускачут с тобой к горизонту, у кого-то уходит пять минут, а у кого-то – три тренировки. Это очень индивидуально, очень влияет возраст, жизненный настрой. С собой справиться всегда намного сложнее, чем с кем-либо другим, сложно победить себя.
С детьми проще – у них инстинкт самосохранения практически отсутствует. Дети делают всё, что ты говоришь, прогресс у них в десять раз быстрее, чем у взрослого. Взрослый же знает, что ему завтра идти на работу, в его голове сразу возникают видео из интернета: упал, разбил голову, лошадь по нему десять раз пробежала, а ему же на работу, кто семью кормить будет, детей – семеро по лавкам… Вот это всё нас останавливает, мы не слышим инструктора.
– То есть инструктор ещё должен быть и психологом?
– Обязательно. Он, наверное, в большей части психолог. Он должен не только лошадь чувствовать, понимать, что у неё на уме, но и, в первую очередь, направить всадника. Лошадь – животное травоядное, это животное-жертва, и когда на неё садится человек, который боится, а бояться в том случае, когда ты, весом, например, в пятьдесят килограммов, садишься на пятьсот, – вполне нормальное и естественное чувство, она тоже ощущает страх. И здесь инструктор должен и лошадь успокоить, и человека вразумить.
Спорт для очень трудолюбивых и занудных
– Что важно для достижения результатов в обучении верховой езде и получения максимальной пользы? Наверное, как и в любом виде спорта, занятия должны быть регулярными?
– Да, во-первых, занятия должны быть регулярными. Во-вторых, у вас должен быть хороший тренер. В-третьих, самокритика. Этот вид спорта для очень трудолюбивых, занудных и скрупулёзных людей.
Каждое животное – личность
– Чемпионка России Олеся Косарева в одном интервью говорила о том, что каждое животное – личность. Невозможно сказать, что вот этот конь плохой, а эта кобыла хорошая. По её словам, есть результативные лошади, которые действительно «болеют» за конный спорт всей душой, знают, когда идут соревнования и стараются в эти дни усерднее работать. Как вы, исходя из своего опыта, прокомментируете эти слова?
– Да, конечно, каждое животное – личность. У каждой лошади свой характер. Кто-то по характеру трудолюбивый, кто-то не любит заниматься. У меня тридцать лошадей, и все до одной – разные. У каждой свой характер: кто-то дружелюбный, кто-то слишком преданный, кто-то с характером.
– Молодые кони не знают, каково это – держать наездника, прыгать через барьер. Вы как-то обучаете лошадей, которые ещё ничего не умеют или покупаете готовых, тренированных коней? Как это происходит? Кто занимается тем, чтобы подвести лошадь к этой работе?
– Мы с мужем этим занимаемся. У нас есть лошади, выращенные у нас. Пока конь – детёныш, он учится у нас базовым вещам: как идти с человеком, как дать ножки, чтобы пройти стандартные ежемесячные манипуляции, как чиститься. А дальше, когда жеребёнок доходит до возраста, когда может учиться и становиться спортсменом, мы его учим.
Мы также приобретали и уже опытных, турнирных лошадей. Очень важно серьёзно подойти к выбору. Если правильно понимаешь, что ты хочешь, тогда сможешь выбрать то, что тебе нужно. Если ты хочешь выезжать на соревнования, то тебе нужна такая-то лошадь, если ты хочешь растить малыша, тебе нужен в десять раз больше опыта. Это очень осознанный вид спорта.
– У вас на конюшне доктор работает?
– На Смоленщине узких специалистов именно по лошадям нет. К нам систематически, два раза в год, приезжают врачи из московских клиник, они с собой везут всё оборудование. В случае, если вдруг какая-то неприятность произошла, мы к ним ездим. Далеко, сложно, дорого…
Как бы странно ни звучало, лошадь – это не кошечка и собачка. Они весят больше и ответственность за них намного больше, и существует много нюансов. Никогда никому не желайте «лошадиного здоровья» – лошади насколько большие, настолько и хрупкие, и заболеваний там больше, чем у людей…
– Вы участвуете в соревнованиях?
– Да, мои – спортсмены.
– А как происходит перевозка коней во время соревнований?
– Мы давным-давно приобрели специальный транспорт – коневоз, поскольку без него вообще что-то позволить себе сложно. Муж получил специальную категорию и возит лошадей. Мы ездили в Читу – восемь тысяч километров. Дорога прошла благополучно, мы привезли оттуда шесть лошадок. Поездка заняла две недели. Просто отпуск мы морально не можем себе позволить: как подумаем, на кого мы можем всё оставить… А так съездили, Байкал посмотрели и лошадок привезли.
Зачем нести торт на конюшню
– Юлия, давайте поговорим о падении с лошади. Это ведь неотъемлемая часть верховой езды?
– Мы на первом занятии объясняем человеку, что лошадь – живое существо, что там между ушек целая большая голова со своим мозгом, и ситуации бывают разные. Самые первые падения должны быть правильно подведены тренером, чтобы воспитанник осознавал, в чём он ошибся, что он сделал не так, почему он упал. Но лучше до этого максимально постараться сделать так, чтобы падения не произошло.
Падения неизбежны – так бывает. У нас даже есть собственный рейтинг «кто побеждает в падении», и его победитель получает торт: это такая старая традиция на всех конюшнях. Раньше кавалерист, если вдруг он падал с лошади, должен был своих сослуживцев напоить коньяком, чтобы они забыли этот позорный момент в его жизни. В детских школах это всё изменилось на торт, и теперь, когда ты упал, ты мало того что вытряхиваешь песок из штанишек, так ещё и все довольные потирают ладошки, ждут, а потом и кушают торт, который ты принёс. Это мотивирует детей: они знают, что, полетев на землю, им надо будет «стрясти» с родителей торт, поэтому они даже зубами пытаются удержаться, лишь бы остаться на лошади.
А так, если серьёзно, страшные падения приходят с большим опытом, когда ты уже ошибаешься на больших высотах в более серьёзных ситуациях, и они, как правило, бесследно не проходят. Конечно, бывают неудачные стечения обстоятельств и у неопытных всадников, но тут, грубо говоря, и кирпич может прилететь возле дома.
Не надо совершать ошибки – не будет травм. Когда у меня было меньше опыта, я неплохо так летала. Сейчас реже, но от этого никто не застрахован.
– Люди, которые увлекаются верховой ездой, рассказывают, что для всадника собственный полёт с лошади происходит, как в замедленной съёмке, и всегда есть шанс как-то скорректировать приземление. Так ли это?
– С опытом да, конечно, ты можешь разложить падение на секунды, успеть подумать, какую ногу ты из стремени достал, в какую сторону побежит лошадь, как тебе сгруппироваться… Первые падения – ты был на лошади и оказался на земле, что было между этими ситуациями неизвестно: ты «выходил».
– При падении с лошади задача всадника наравне с собственной безопасностью – оградить животное от травм. То есть опытный наездник должен думать не только о себе при падении, но ещё и о лошади?
– Ты не можешь повлиять на падающие пятьсот килограммов. Твоя задача – оттолкнуться, чтобы тебя ими не накрыло: животное может перевернуться и накрыть тебя, и это опасно. Если лошадь падает, её надо отпустить, она сама успеет сгруппироваться, надо ей не мешать.
Главное – внимательно слушать инструктора
– Чтобы не пострадать, наездники во время конной прогулки или занятий спортом должны знать и соблюдать правила техники безопасности. Давайте познакомим наших читателей с самыми главными.
– Самое главное и самое основное – надо внимательно слушать инструктора. Инструктор видит в миллион раз больше, чем вы, и предугадывает наперёд намного больше ситуаций.
Из стандартных правил – не делать резких движений. Сзади к лошади подходить нельзя не потому, что лошадь драчун и будет вас обижать, а потому что у лошади глаза, как у рыбки, находятся по бокам. Зона обзора почти 360 градусов: они видят всё вокруг себя, иначе бы их всех уже съели. Но у лошади есть пять слепых зон, в которых она не видит, и одна из них – сзади неё. Она не видит вас сзади, но хорошо слышит, и то, что лошадь не видит, она воспринимает за волка, даже если не видела его ни разу в жизни. Если нет никакой другой возможности обойти лошадь, значит надо её голосом предупредить, окликнуть, чтобы она знала, что сзади – вы, чтобы вы перестали быть для неё волком.
Не угощайте чужих животных – на конюшне нет голодных лошадей, а большинство из них вообще кушают лучше, чем мы с вами.
О возможностях и мечтах
– Конный спорт считается одним из самых дорогих. Во сколько обходится содержание животных?
– Содержание одной лошади может обходиться до полумиллиона рублей в месяц. Всё зависит от лошади. Если ваша лошадь молодая и у неё нет особых проблем, вы можете кормить её стандартным рационом и покупать ей подкормки и витамины для общего развития. Например, Инессе Меркуловой, лучшей выездковой всаднице России, выступавшей на Олимпиаде со своей лошадью – Мистером Иксом, при своей конюшне и своей ветеринарной клинике, содержание обходилось в триста тысяч рублей в месяц: это и бассейн, и ветеринарные манипуляции, и массаж. Содержание лошади зависит от её уровня – пенсионер будет обходиться дороже.
– Юлия, о чём вы с мужем мечтаете?
– Муж хочет на Олимпиаду. Эта мечта заставляет его пахать круглосуточно. К сожалению, в нашем деле «пахать» – не значит восемь лошадей готовить к тому, чтобы поехать на Олимпиаду. Это только одно из дел, ведь твой спортсмен сам себе сено не заготовит… У нас много дополнительных мероприятий, поэтому мы к этой цели движемся очень медленными, спокойными шажочками.
А я, наверное, вообще не настолько спортсмен. Мне больше нравится любить лошадь, слушать её и находить место, где ей комфортно. Есть лошадь, которой комфортно быть спортсменом, – и я всё для этого сделаю. Есть лошадь, которой комфортно идти и гулять – она заслужила себе пенсию, и она пойдёт гулять, а я всё для этого сделаю.
Мила Маликова, Мария Образцова