Иностранцам показали, чем уникально Гнёздово
В Смоленске на базе СГУ завершает свою работу международная научно-практическая конференция «Геоморфологические процессы и геоархеология». Два дня назад для гостей организовали обширную экскурсию по одной из главных археологических ценностей нашего региона – Гнёздовскому археологическому комплексу.Непростое кладбище со сложной судьбой
Экскурсию по Гнёздовским курганам открыла кандидат исторических наук Тамара Пушкина. «Комплекс состоит из двух больших частей: северной и южной, причём первая находится под угрозой, – рассказала Тамара Анатольевна.#8194;– Здесь находятся 4500 курганов как на открытой местности, так и в лесу, и уже 1200 из них раскопали. Практически все – скандинавские захоронения, причём не простого люда, а воинов и путешественников, проходивших по легендарному пути из варяг в греки.
Викингам приходилось несладко
Во времена, когда на территории Гнёздова жили варяги, пойма реки была густо заселена. Исследования показали, что местные жители активно занимались торговлей, ремонтом судов, рыболовством и сельскохозяйственными работами: выращивали рожь, пшеницу, коноплю для пеньки.
Гостям показали раскопки на территории бывшего здесь некогда поселения. Как определили учёные, здесь жили богатые ремесленники и ювелиры, создававшие из серебра, золота, сплавов и камней изысканные украшения, в том числе и для оружия грозных викингов. То, что здесь жили именно скандинавы, подтверждается структурой самого поселения, разделённого, как это принято у северян, на «парцеллы» (в данном случае – сегменты. – Прим. авт.): отдельно – жилые дома, отдельно – рабочие «цехи», огорожена и ярмарка. Но, судя по исследованиям, жилось здесь неспокойно: поселение постоянно захватывали, разоряли, страдали местные и от частых пожаров.
В эту гавань заходили корабли
Ещё две условные части комплекса называют прибрежной и портовой зонами. В первой археологи нашли свидетельства о периоде, когда поселение пережило страшное запустение, которое по времени относится к годам подчинения Смоленска Киеву. И всё же древние жители этих мест смогли оправиться от катастрофы, и Гнёздово вновь расцвело. Правда, центр активности переместился несколько на восток. В прибрежной части занимались разведением рыбы (нашлись следы садков), производством деталей для кораблей и ремёслами. Свидетельство тому – опять же находки: кусок железной пилы, серьги из арабских монет-дирхамов, бусы и бисер, шип на обувь для ходьбы по льду, ключ от замка.
Ну а в «порту», рядом с озером Бездонка, ремонтировали корабли, следовавшие по Днепру до Византии и далее. Сейчас эта местность выглядит совсем не так, как ранее, – сказалось обмеление Днепра и последовавшее изменение климата. Именно здесь учёным работать сложнее всего: приходится работать в воде. Сейчас зону поиска законсервировали, а уже в следующем году археологи планируют дойти до слоя органики. Работы для археологов здесь действительно много.
МОНОЛОГ
Когда наука упирается в экономику
Тамара Пушкина, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии истфака Московского государственного университета, член Европейской ассоциации археологов,#8194;– о проблемах археологического комплекса в Гнёздове:
– Вопрос о включении Гнёздовского комплекса в список всемирного наследия ЮНЕСКО чрезвычайно важен. От этого напрямую зависит его дальнейшая судьба, и решение зависит от того, в каком состоянии будет находиться комплекс. Сейчас он расположен на территории, у которой несколько хозяев. Так что для начала необходимо решить вопрос о принадлежности этой земли одному владельцу.
Другая проблема в том, что границы Гнёздовского комплекса на местности до сих пор не определены. Соблюдение этих двух условий требует времени и средств. Вообще, нехватка финансов это одна из основных проблем охраны наших памятников
Помимо перечисленных проблем, существует проблема «чёрных копателей». Но, подчеркну, самыми главными трудностями остаются сохранность комплекса, его мониторинг, изучение состояния и популяризация связанных с ним открытий. Сегодня нам важно сохранить то, что у нас есть, потому что курганы разрушаются каждый год. Гнёздовские курганы уникальны по своей сути. Подобных памятников в мире всего три: у нас, в Германии и Швеции. За рубежом комплексы давно стали музеями под открытым небом. Деньги туристов идут на дальнейшие исследования. Если мы хотим, чтобы наш комплекс тоже «работал», в него нужно вложить средства. Отдача будет несколько позже. Обсуждалось включение Гнёздова в маршрут международного туристического показа. Но приехавшие сюда туристы вынуждены созерцать ветхую деревню, кучи мусора, железнодорожные составы, преграждающие пути, бурелом, нерасчищенные дорожки… Подобное состояние комплексов за границей недопустимо. В шведском археологическом комплексе Бирка до туристического места вас доставят на пароходе. На острове, на котором расположен комплекс, есть павильоны с сувенирной и информационной продукцией, тут же недалеко – кафе. Всё чисто и обустроено. Потому мы и говорим о первоначальном вложении средств.
Мне хочется, чтобы нечто подобное было бы и у нас. Как специалист, отдавший Гнёздову многие годы работы, могу сказать, что за небольшое время состояние курганов значительно ухудшилось. На моих глазах, когда строили автомобильную дорогу, была снесена Ольшанская группа, очень сильно загрязнён лес… Одна проблема порождает другую, но решаться они должны в комплексе».