Сокровище русского стиля: талашкинский табурет в собрании музея «Абрамцево»
История

Сокровище русского стиля: талашкинский табурет в собрании музея «Абрамцево»

14 марта 2021 года в 22:40

В подмосковной усадьбе Абрамцево напротив барского дома стоит хорошо известное посетителям недавно прекрасно отреставрированное здание советской постройки. Это лечебный корпус в псевдоклассическом стиле, возведённый в 1938 году для нужд существовавшего тогда на территории имения санатория. Теперь здание является выставочной площадкой для показа богатейшей музейной коллекции изобразительного искусства ХХ века. Среди полотен известных художников прошлого столетия, творчество которых на протяжении длительного времени было тесно связано с этим местом, совершенно неожиданно привлекает внимание маленькая подставка под сложенным мольбертом с ящиком для кистей и красок.

Обращённая к зрителю сторона подставки оказывается ножкой деревянного табурета, изготовленного в 1904–1905 годах по рисунку художника Алексея Зиновьева в талашкинских мастерских. Открытие невероятное! Увидеть в музейной экспозиции изделие, ранее знакомое только по старым фотографиям, – это настоящее событие для всех исследователей, знатоков и коллекционеров, увлекающихся этим направлением декоративно-прикладного искусства.

Напоминаем, что талашкинские мастерские просуществовали с 1900-го по 1905 год в смоленском имении княгини Марии Тенишевой – выдающегося представителя Серебряного века, которая оставила в конце ХIХ – начале ХХ веков яркий след в истории русской культуры.

В Талашкино и на расположенном рядом хуторе Флёново существовали разные мастерские: красильная, рукодельная, кузнечная и маленькая эмальерная, но «главным детищем княгини Тенишевой», как написал в 1905 году художественный критик Сергей Маковский, были столярная и резная.

Деятельность созданной изначально при сельскохозяйственной школе мастерской, в которой обучали крестьянских мальчиков столярному делу, заметно расширилась после приезда в 1900 году художника Сергея Малютина. Под руководством приглашённого Марией Тенишевой для проектирования и строительства местной церкви Малютина в мастерской начали заниматься художественной резьбой по дереву, которой в скором времени украшали элементы для внешнего и внутреннего убранства архитектурных проектов. Следующим шагом в развитии мастерских стало изготовление разного рода домашней утвари по рисункам Малютина, увлекавшегося ещё до приезда в Талашкино проектированием мебели, а также самой Тенишевой. Дело пошло успешно, и для продажи изготовленных в Талашкино предметов – это были столы и стулья, скамьи и полки, шкапики и рамки, коробки и блюда – Мария Клавдиевна открыла в Москве весной 1903 года магазин «Родник».

Преемником Малютина, покинувшего Талашкино осенью 1903 года, художественным руководителем мастерских стал в январе 1904 года выпускник Строгановского центрального училища технического рисования Алексей Прокопьевич Зиновьев. За весьма короткий срок молодой художник спроектировал большое количество интереснейших изделий, которые талантливые столяры и искусные резчики воплощали в жизнь. Стиль вещей заметно отличался от ранее изготовленных. Подруга и подвижница Тенишевой княгиня Екатерина Святополк-Четвертинская так выразилась об этом в своём письме Александру Бенуа: «Теперь там [в «Роднике»] будут objets d’art russe moderne (предметы современного русского искусства. – Прим. авт.). Словом, направление более художественное».

Эскизы Зиновьева, по которым изготавливались изделия в мастерских, неизвестны, за одним исключением, – они либо не сохранились, либо ещё не обнаружены. Что касается табурета из собрания абрамцевского музея, авторство Алексея Зиновьева указано в «Альбоме талашкинских мастерских», посланном из Талашкино в московский магазин. Этот альбом упоминается в отметке, сделанной управляющим Козьмой Ардаматским на накладной № 108 от 27 марта 1905 года: «Посылаю Вам альбом, который будете пополнять листами, посылаемыми с фотографий». Переплетённые альбомные листы содержат 88 изображений 137 деревянных предметов, под большинством которых указан их идентификационный порядковый номер, как в интересующем нас случае, и фамилия автора проекта.

Идентификационный номер «164» табурета, названного в упомянутом выше альбоме скамеечкой, встречается и в накладной № 110, по которой 3 июня 1905 года было отправлено 11 штук этой модели из Талашкино в Москву. Буквально несколько недель спустя, между 29 июня и 20 августа, талашкинские мастерские были закрыты навсегда.

Любопытно отметить, что на единственной известной и снятой в 1904-м или 1905 году фотографии резной мастерской в Талашкино отчётливо видно несколько экземпляров именно этого зиновьевского табурета. Среди изображённых за работой мастеров и подмастерьев выделяется сама княгиня Тенишева, которая держит резную раму в руках.

Резная мастерская в Талашкино. 1904–1905 гг.


По своей конструкции табурет весьма простой: на двух склеенных досках, образующих ножки, которые, в свою очередь соединены между собой прямоугольной проножкой, установлена третья доска – сиденье. Главный декор – это боковые доски в виде вырезанных стилизованных животных с весьма условным начертанием контуров головы, туловища и хвоста. Нарочитая обработка поверхности дерева грубыми рельефными бороздами придаёт эффект шкуры. В нашем представлении фантастические зиновьевские животные пасутся на райской поляне, изображённой крупнорельефными кругами неправильной формы. Судя по остаткам серебристой краски, изначально скамеечка была покрашена и потеряла этот внешний облик за долгие годы своего существования. По другим уцелевшим деревянным изделиям художника нам известно, что Зиновьев часто использовал этот приём – покрасить отдельные фрагменты, чтобы достичь задуманных им эффектов.

В музей «Абрамцево» табурет поступил в 2019 году от семьи художников Шмариновых, куда он попал из старого московского дома, жильцы которого, возможно, купили его в магазине «Родник» в далеком 1905-м.

Абрамцево же и рядом расположенный посёлок художников всю жизнь играют важную роль в творчестве Дементия Алексеевича Шмаринова и его сына Алексея. Мастерская Алексея Дементьевича теперь воссоздана в музейном отделе «Абрамцево. Искусство ХХ века». А один из экспонатов мастерской и есть описанный в этой статье табурет, изготовленный 115 лет тому назад по рисунку Алексея Зиновьева в талашкинских мастерских княгини Тенишевой.

Джеско ОЗЕР

Фото: предоставлено автором

Редакция «Смоленской газеты» благодарит коллектив журнала «Край Смоленский» за помощь в подготовке материала.

В огне войны сгоревшая деревня
Ликвидация: Справиться с последствиями аварии на ЧАЭС помогали молодость и чувство долга