В боях за взятие Кёнигсберга
История

В боях за взятие Кёнигсберга

8 августа 2020 года в 13:58

В музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» открыта новая выставка «Падение прусской цитадели». Экспозиция посвящена 75-летию Великой Победы и рассказывает об участии смолян в Восточно-Прусской наступательной операции и штурме города-крепости Кёнигсберга…

Запад – Восток

Эта выставка – часть большой музейной программы «Смоленск – Кёнигсберг – Порт-Артур», которая в этом году получила поддержку Фонда президентских грантов. Кстати, открытие её должно было состояться ещё в апреле – к юбилею событий в Восточной Пруссии. Однако из-за эпидемиологической обстановки мероприятие было перенесено на неопределённый срок. Да и сейчас само открытие пришлось проводить без зрителей – запись его доступна на сайте Смоленского музея-заповедника. Зато экспозицию можно посетить в реале. Конечно, с соблюдением всех санитарных норм.

– Тема Восточно-Прусской наступательной операции и боёв за Кёнигсберг впервые так широко представлена на выставке в нашем музее, – говорит заведующая военно-историческим отделом Смоленского музея-заповедника Людмила МАКАРЕНКОВА. – Да и выбор её для нашей выставки был неслучайным. Дело в том, что исторически Смоленщина давно и тесно связана с Восточной Пруссией, что представлено в экспозиции материалами из фондов музея и частных коллекций.

Выставка, скромно названная витринной, впечатляет грандиозностью замысла и оригинальностью подачи информации. Всё это благодаря креативности и неформальному отношению к своей работе коллектива музея-заповедника.

– Создание экспозиции – процесс творческий, – рассказывает научный сотрудник военно-исторического отдела Смоленского музея-заповедника Александр ЦЕЛУЕВ. – Тем более что сейчас людей уже трудно чем-то удивить – слишком много спецэффектов вокруг. Поэтому мы постарались оформить выставку необычно. У нас даже витрины вызывают ассоциацию с некими крепостными сооружениями. Плюс особое освещение: окна затемнены, а в арочных проёмах размещены баннеры с изображением улиц Кёнигсберга в апреле 1945 года.

История сражений

В первых двух витринах – как раз предыстория, подводящая к основному событию. Иллюстрация тех самых исторических связей Смоленщины и Восточной Пруссии, восходящих к событиям средневековой давности.

Год 1410-й. Знаменитая Грюнвальская битва, когда объединённая армия Речи Посполитой и Великого княжества Литовского разгромила рыцарей Тевтонского ордена, что досаждали соседям постоянными разбойничьими набегами. В том сражении особо отличились три смоленских полка, один из которых полностью лёг на поле брани.

Год 1914-й. Первая мировая война. Восточно-Прусская операция русской армии против немецких войск. В ходе неё вторая армия генерала Самсонова попала в окружение и практически полностью погибла. В её составе была дивизия, прибывшая на фронт из Смоленска. Кстати, эта операция, хоть и принесла тактическое поражение русской армии, стратегически оказалась победной для России, сорвавшей общий план Германии на продолжение войны.

– Нам удалось подобрать материалы об исторических связях Смоленщины и Восточной Пруссии, – продолжает Александр Целуев. – Правда, тема Грюнвальдской битвы отражена только в реконструкции рыцарских доспехов и оружия. Зато в фондах музея-заповедника оказались очень интересные предметы и реликвии Первой мировой. Здесь можно увидеть подлинное оружие: шпаги кавалерии, штыки от ружей – и головные уборы немецких солдат, в том числе и рогатую каску.

А дальше – год 1945-й. Великая Отечественная война. Восточно-Прусская наступательная операция и взятие Кёнигсберга. И снова в числе отличившихся – смоляне, храбро сражавшиеся практически во всех родах войск.

В боях за крепость

Восточно-Прусская наступательная операция проходила с 13 января по 25 апреля 1945 года. Её главной целью являлся прорыв обороны противника и, в развитие наступления, отсечение восточно-прусской группировки от главных вооружённых сил нацистской Германии и последовательное её уничтожение.

В ходе операции советские войска прорвали немецкую оборону, вышли к Балтийскому морю и ликвидировали основные силы противника, заняв Восточную Пруссию и освободив северную часть Польши. В итоге противник лишился важной в военно-экономическом отношении области, что ускорило поражение нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

В рамках этой крупной военной операции было осуществлено несколько локальных фронтовых наступательных операций, в числе которых и Кёнигсбергская, известная также как «Штурм Кёнигсберга».

– Кёнигсберг был взят в ходе четырёхдневного штурма, – поясняет Александр Целуев. – Несмотря на мощнейшие укрепления и ожесточённое сопротивление гарнизона.

Наступление войск Красной Армии на Кёнигсберг началось утром 6 апреля 1945 года. Вначале, в 9 часов, – мощная артподготовка. Затем, в 12 часов, под прикрытием огневого вала в наступление пошли пехота, танки и самоходные орудия.

– Важную роль во время штурма укреплений Кёнигсберга сыграли штурмовые инженерно-сапёрные бригады, – продолжает Александр Целуев. – Впервые в бой эти подразделения пошли ещё летом 1943 года под Смоленском. Отличительной особенностью штурмовиков были стальные нагрудники, которые защищали от пуль и осколков. Эти бойцы были прекрасно обучены прорыву любых хорошо укреплённых рубежей противника. В уличных боях они массово применяли огнемёты, трофейные фаустпатроны для уничтожения огневых точек противника, подрывные заряды для проделывания проходов в стенах зданий, разрушения баррикад и расчистки завалов. А в перерывах между боями занимались разминированием местности и восстановлением мостов и переправ.

Кёнигсбергский гарнизон получил строжайший приказ Гитлера: удерживать крепость до последнего солдата. Специальные отряды эсэсовцев и гестаповцев расстреливали на месте каждого бойца, который пытался самовольно оставить позиции или сдаться в плен. Однако после массированной бомбардировки и штурма крепости 11-й гвардейской армией 9 апреля немцы всё же капитулировали по приказу коменданта города и крепости Кёнигсберг генерала от инфантерии Отто фон Ляша, за что тот был заочно приговорён Гитлером к смертной казни.

Особая награда

Чуть позже, 9 июня 1945 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За взятие Кёнигсберга». Ею награждались непосредственные участники героического штурма, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города.

– Эта медаль уникальна тем, что является единственной наградой, учреждённой в годы Великой Отечественной за взятие вражеского города, который не являлся столицей государства, – говорит Александр Целуев. – Связано это с тем, что Кёнигсберг и Восточная Пруссия представляли собой крупнейший, хорошо укреплённый район, по сути, преграждающий нашим войскам путь в Германию. Естественно, Восточно-Прусской наступательной операции придавалось огромнейшее значение. И когда Красная Армия всего за четыре дня взяла город-крепость, это надо было отметить особой наградой.

Эта медаль отличается от остальных необычной расцветкой муаровой ленты: она у неё в чёрно-зелёную полоску. На выставке такие награды представлены почти в каждой витрине.

– Медаль «За взятие Кёнигсберга» у ветеранов-смолян встречалась очень часто, – продолжает Александр Целуев. – Они очень гордились ею, выделяя среди остальных наград. Есть такой интересный факт: некоторые фронтовики, дожившие до глубокой старости, просили похоронить себя с этой медалью.

Личное дело

Капитан артиллерии Прокофий Лаврентьевич Лукьянов – один из участников боёв за Кёнигсберг. Человек с интересной судьбой, который прошёл войну от первого до последнего дня и закончил её на Дальнем Востоке – уже не Великую Отечественную, а Вторую мировую.

В 1941 году он окончил Ленинградское военное училище и молодым лейтенантом отправился служить в Литву. Первый бой принял 22 июня. Потом – отступление с боями до Великих Лук. Калининский фронт, Смоленщина, освобождение Духовщины и Рудни. Наступление на запад – Белоруссия, Литва, Восточная Пруссия.

– Он начал войну лейтенантом взвода топографический разведки, – поясняет Александр Целуев. – Под Кёнигсбергом был уже старшим помощником по разведке начальника артиллерии 39-й армии. То есть, по сути, вся артиллерия армии била в Кёнигсберге по целям, определённым по разработанным им данным. И за эту операцию он был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Как оказалось, Лукьянов – родной дед Александра Целуева. И в той же витрине – информация о родственнике ещё одного сотрудника музея.

– Основным средством огневой поддержки войск Красной Армии при прорыве немецкой обороны стала артиллерия, – рассказывает экскурсовод военно-исторического отдела Смоленского музея-заповедника Александр СИДОРЕНКОВ. – В одном из артиллерийских полков воевал и мой прадедушка Марк Венедиктович Шевандин – уроженец деревни Пустосёлы Монастырщинского района. Когда началась война, ему было всего 22 года, так что сейчас мы с ним одного возраста. Он служил корректировщиком, исполнял обязанности почтальона полка. За проявленную храбрость был удостоен медали «За боевые заслуги». Под Кёнигсбергом был ранен, поэтому для него лично война там и закончилась…

Будущий маршал

Ещё один участник Восточно-Прусской наступательной операции – уроженец Ярцева Герой Советского Союза Олег Александрович Лосик, ставший впоследствии маршалом бронетанковых войск.

– Настоящим полководцем, мастером скоростных атак Лосик показал себя под Ельней и Минском, – говорит старший научный сотрудник военно-исторического отдела Смоленского музея-заповедника Галина КАЗАНЦЕВА. – А когда 2-й гвардейский корпус попал под Гумбинненом в трудное положение, его бригада отходила последней, приняв удар на себя и тем самым дав возможность главным силам выйти.

В феврале 1945 года Лосика назначили командиром 2-й отдельной гвардейской танковой бригады прорыва. А месяц спустя, в марте, за прорыв обороны противника и выход на подступы к Кёнигсбергу Олег Александрович был награждён орденом Красного Знамени.

Командующий асами

В прошлом году в Смоленске отметили 100-летие со дня рождения дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Владимира Дмитриевича Лавриненкова, уроженца деревни Птахино Починковского района. Во время Восточно-Прусской наступательной операции он командовал 9-м гвардейским истребительно-авиационным полком в составе 303-й Смоленской истребительно-авиационной дивизии.

– «Полк асов» – так называли его на фронте, – поясняет Галина Казанцева. – В нём было 28 Героев Советского Союза, из которых четверо – дважды Герои. Во время боёв в Восточной Пруссии лётчики полка совершили 2 075 боевых вылетов, за что подразделение было награждено орденом Суворова II степени, а его командир – орденом Красного Знамени.

Бессмертная субмарина

В Восточно-Прусской наступательной операции сухопутные войска активно поддерживал Балтийский флот. Подводные лодки и катера во взаимодействии с морской авиацией не давали разбитым фашистским группировкам выйти из окружения.

– Легендарной подводной лодкой «Лембит» командовал наш земляк – капитан первого ранга Алексей Михайлович Матиясевич, – продолжает Галина Казанцева. – На флоте её называли бессмертной субмариной. На боевом счету подлодки – 8 военных кораблей, 17 транспортов и 1 подлодка противника.

Не меньшей легендой был и сам командир «Лембита». Уже в 16 лет, в 1921 году, Матиясевич, приписав себе полтора года, без ведома родителей записался на флот. Служил матросом на буксирном пароходе «Амстердам» при переходе группы речных судов Северным морским путём из Мурманска в Красноярск.

В 1936 году в должности старпома ледокольного парохода «Анадырь» участвовал в особой экспедиции под руководством Отто Юльевича Шмидта по проведению эсминцев «Сталин» и «Войков» из Кронштадта во Владивосток. В 1937 году на ледоколе «Моссовет» участвовал в переходе по Северному морскому пути из Мурманска в Петропавловск-Камчатский за одну навигацию.

В 1942 году уже на «Лембите», когда в результате атаки противника произошёл мощный взрыв в аккумуляторной батарее командного отсека и начался пожар, Матиясевич мгновенно оценил обстановку и отдал необходимые распоряжения без обычной в таких случаях команды на всплытие. Необнаруженная подлодка легла на дно, а после устранения последствий повреждений вернулась на базу на одной аккумуляторной батарее. Погибших среди экипажа не было.

За тот поход Алексей Матиясевич был представлен к званию Героя Советского Союза, но так и не получил его. Зато в 1995 году, уже после смерти, за заслуги в Великой Отечественной был удостоен звания Героя Российской Федерации.

Фото на память

Изюминка экспозиции – трёхмерная диорама «Кёнигсберг взят!», которая воспроизводит небольшой участок улицы поверженного города.

– При работе над диорамой мы отталкивались от подлинных исторических фотографий, – говорит Александр Целуев. – Однако замечу сразу: несмотря на соблазн показать какое-то конкретное место, мы от этой идеи отказались. В итоге получился сборный образ, в котором отражены реалии того времени.

По задумке авторов, зритель видит первый этаж полуразрушенного дома, в котором до войны, судя по вывеске, находилось фотоателье. На стене дома – пропагандистский плакат и надпись на немецком, призывающая не сдаваться.

– Чтобы добавить этому уголку суровой военной реальности, мы дополнили его макетом немецкого лёгкого пехотного орудия, – продолжает Александр Целуев. – Эта модель довольно компактна по размерам. К тому же действительно использовалась повсеместно. А ещё на ней удобно позировать, ведь наша диорама не только часть экспозиции, но и локация для фото.

Продолжение следует

Восточно-Прусская наступательная операция – это практически конец Великой Отечественной. До победного мая оставалась всего пара недель. Поэтому неудивительно, что там, в Германии, молодые люди женились и возвращались домой уже вместе. Так что семейные фото в экспозиции – как раз об этом.

– Кстати, мои дед с бабкой тоже в Восточной Пруссии познакомились, – признаётся Александр Целуев. – А расписались в эшелоне, который шёл на Дальний Восток – к Порт-Артуру.

Впрочем, история о боях за Порт-Артур ещё впереди. Поскольку выставка «Падение прусской цитадели» – базовая площадка для реализации грантового проекта «Смоленск – Кёнигсберг – Порт-Артур», к сентябрю её планируют дополнить ещё одной витриной. Завершающая часть экспозиции расскажет о судьбах смолян, которые воевали на Дальнем Востоке уже после Великой Победы – до полного окончания Второй мировой.

– На базе этой выставки пройдёт ещё много разных мероприятий, – уверяет заведующая военно-историческим отделом Смоленского музея-заповедника Людмила Макаренкова. – Встречи, спектакли, экскурсии… Многое запланировано на август, но больше всего интересного будет в сентябре. В каком режиме: живого общения или виртуальном – будет зависеть от эпидемиологической обстановки. Но скучно не будет – это мы вам обещаем…

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Окно в древнейший мир Смоленщины
«Диктант Победы» пройдёт в 75 странах мира