Никогда нам это не забыть
История

Никогда нам это не забыть

18 марта 2020 года в 15:17

В сафоновском Дворце культуры состоялась презентация книги «Сожженные дотла», подготовленной к изданию руководителем поискового отряда «Серп и молот» Сергеем АВРАМЕНКО. Сборник, рассказывающий о зверствах немецко-фашистских захватчиков на территории Сафоновского района, был издан при поддержке администрации муниципального образования.

Знакомство с книгой и страшными событиями тех лет начиналось уже в фойе Дворца культуры, где была развернута фотовыставка о военном прошлом родного края, а на баннере организаторы мероприятия перечислили сожженные деревни Сафоновского и бывшего Издешковского районов.

Взгляды учащихся школ города, студентов, представителей Совета ветеранов были прикованы к экрану, на котором мелькали вызывающие шок кадры документальной хроники: 203 сожженные деревни района, тысячи расстрелянных мирных жителей, включая грудных младенцев, которых не пощадили фашистские палачи.

Об этом говорили ведущие программы Елена Илясова и Дмитрий Буянов, руководитель музея Васильевской школы Валентина Борщова – ей довелось быть понятой при опознании полицейских, участвовавших в расправе над жителями деревни Залазна Васильевского сельсовета. Были показаны кадры суда над карателями В.В. Кувичко, В.А. Бойко и 3.М. Хохловым, занимавшими командные должности в известном особыми зверствами соединении Бишлера. В январе 1985 года военный трибунал приговорил всех троих к исключительной мере наказания.

В январе 1943 года каратели учинили расправу над залазненскими жителями в овраге за деревней. Среди тех, кому чудом удалось спастись, – Татьяна Ильинична Бондарева. Именно эта женщина опознала палача Василия Бойко и, не выдержав, вцепилась ему в горло, когда он отказывался признать личное участие в расправе. Татьяна Ильинична бросила ему в лицо фразу: «Что же ты, ирод, говоришь? Вы же деток маленьких подбрасывали, как мячи, а потом расстреливали!»

Никого не пощадили фашистские прихвостни – ни стариков, ни женщин, ни малышей.

Автор-составитель книги Сергей Авраменко рассказал о том, что, работая в архивах, он получил доступ к засекреченной ранее информации, благодаря которой смог уточнить сведения о количестве злодеяний немецко-фашистских захватчиков на территории Сафоновского и бывшего Издешковского районов. В архивах найдены также приказы немецкого командования, письма и фотографии, акты о зверствах гитлеровцев. Вот одна лишь выписка из приказа по 512-му немецкому пехотному полку, подписанного полковником Шитиком: «Всякий раз оставляемая нами местность должна представлять зону пустыни. Чтобы произвести основательные разрушения, нужно сжечь все дома, для этого заблаговременно заполнить их соломой. Каменные постройки взрывать. Подвалы уничтожать. Мероприятия по созданию зоны пустыни должны быть беспощадно и полностью подготовлены и выполнены».

Сведения по поселку Издешково после отступления немцев на 29 апреля 1943 года также воссоздают картину «выжженной до основания земли»: до оккупации имелось 700 жилых домов, все они разрушены и сожжены; уничтожено 200 из 800 имевшихся колхозных построек, в том числе общественных. Разрушено 11 культурных построек клубов, изб-читален, церковь. Расстреляны, повешены, замучены, сожжены 14 взрослых и три ребенка. 700 человек угнаны в рабство. Имелось до оккупации 300 голов скота, осталось три. Уничтожено 1 700 птиц.

Во время презентации у собравшихся в зрительном зале была возможность перенестись в страшные военные годы, окунуться в их атмосферу ужаса и жестокости, спросив себя: «А смог бы я выдержать все это?»

Воспоминания Василия Федоровича Майорова, жителя деревни Бессоново Издешковского района, также являются живым подтверждением злодеяний фашистов:

«14–15 января жителей деревни Бессоново Издешковского района согнали в два дома на различных краях деревни и с 15 января до апреля месяца держали взаперти. Даже за надобностью выпускали строго один раз в день. В апреле месяце выпустили из домов, но не выпускали ни в одну из соседних деревень. За время нахождения в немецкой оккупации я насмотрелся на разного рода зверства. Вот вспоминаю, как гитлеровские молодчики поймали раненого комиссара партизанского отряда и расстреляли его на берегу водохранилища, это было в феврале 1942 года. Убийцы перед расстрелом сняли с комиссара кожаную тужурку, затем начали дележ, кому из них достанется эта тужурка. Дело дошло до драки, пока не подошел немецкий офицер, который разнял дерущихся и забрал тужурку себе.

Вспоминаю, как немцы повесили на ивах возле пруда девять человек, из них семь человек – красноармейцы; одного старосту и одну колхозницу, трупы их качало ветром с вечера до утра. Утром немцы разрешили снять колхозникам повешенных, но похоронить не разрешили, а заставили сбросить в яму навозохранилища, куда их и сбросили вместе с дохлыми лошадьми.

За время своего хозяйничанья в деревне Бессоново немцы всего расстреляли 42 человека. Угнали 72 коровы, трех быков, всех овец, свиней; вывезли станки и наковальни колхозной кузницы, три трактора, отобрали у колхозников хлеб и птицу».

Сколько их, смоленских Хатыней, осталось на нашей земле!

Кадры из прошлого

На этом фото из Смоленского государственного музея-заповедника запечатлен один из трагических моментов прошлого: жители деревни Осташково Издешковского района оплакивают сожженных немцами стариков, женщин и детей.

Акт об этом злодеянии включен в сборник «Зверства немецко-фашистских захватчиков». При отступлении врага 12 марта 1943 года осташковцев согнали в одну из хат, потом закрыли ее и подожгли.

Фотографии военного корреспондента Д. Бондарчука позволяют перенестись в совхоз «Крюково», где немцы взорвали и сожгли контору, школу, столовую, церковь, скотные дворы, сушилку лекарственных растений и жилые дома, уничтожили ягодные плантации, угнали 37 человек в рабство в Германию. Военкор снял также вид концлагеря, устроенного для местного населения в Вадино, где за колючей проволокой многие узники погибли от голода, холода и непосильного труда. Благодаря сохранившимся кадрам можно увидеть разрушенную немцами железнодорожную станцию Вадино. Там фашисты сожгли и взорвали электростанцию, хлебопекарню, лесопильный завод, радиоузел, который обслуживал весь станционный поселок.

Жителей оккупированных деревень гитлеровские палачи сгоняли посмотреть на расправу, а то и на казнь тех, кто оказал им неповиновение, уклонялся от работы, отказывался отправиться на работу в Германию, помогал партизанам. Жуткие, леденящие кровь кадры многие из молодых зрителей увидели в этот день впервые.

Это наша с тобой биография

В организации презентации книги «Сожженные дотла» участвовали волонтеры молодежного корпуса. К ним я обратилась с просьбой поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном.

Ученик 11-го класса средней школы № 8 Никита Петров уверен: издание этой книги накануне Дня Победы является своевременным и очень важным. У молодежи появилась возможность увидеть, что творилось на нашей земле в годы Великой Отечественной войны, какое сопротивление наши прабабушки и прадедушки оказывали поработителям. Конечно, у юноши появилось и желание узнать о прошлом своей семьи более подробно, ведь и в роду Петровых были защитники Отечества.

Заместитель председателя молодежного совета, ученик 11-го класса средней школы № 1 Даниил Комиссаров рассказал, что в течение трех лет участвует во всех районных молодежных акциях. В День Победы он возглавлял колонну Бессмертного полка, облачившись в военную форму. К Дню памяти воинов-интернационалистов – в рамках акции «Красный тюльпан» – вместе с другими ребятами из молодежного совета Даниил изготавливал цветы. Сейчас, в Год памяти и славы, наступило время узнать о родных, внесших вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне, и, по мнению молодого человека, каждый должен изучать прошлое своего народа, собственной семьи. На земле Смоленщины, политой кровью воинов-защитников, расстрелянных и сожженных местных жителей, каждый – от мала во велика – должен помнить и чтить как известных всей стране героев, так и безымянных бойцов, погибших за наше светлое будущее, за независимость Родины.

Татьяна ГЛЯШОВА, корреспондент газеты «Сафоновская правда»

Фото: Татьяна ГЛЯШОВА, Смоленский государственный музей-заповедник

По материалам портала «Уездные вести»

«История одного экспоната»: Рачевский клад
Храм у дороги

Другие новости по теме