История

От первого «Востока» до первого «Союза»

18 марта 2011 года в 09:59
Инженер-ракетчик Виктор Александрович ГУРОВ стоял у истоков космической эры и был непосредственно связан с развитием новой техники. У меня сохранились воспоминания этого удивительного, скромного, талантливого человека.
Гуров вспоминал о первых шагах космонавтики.
– Чем мне запомнилось 12 апреля 1961 года? В то время я работал главным инженером ракетной дивизии. Это пять полков, размещались которые на территории двух союзных республик - Латвии и Литвы. На вооружении находились все типы ракет средней дальности как наземного, так и шахтного вариантов базирования.
Шла крайне напряжённая работа по строительству боевых стартовых позиций, укомплектованию полков новой техникой, ракетами, ядерными головными частями к ним. Происходило невиданное в предыдущей истории страны по масштабам и темпам формирование нового вида Вооружённых сил – ракетных войск стратегического назначения. И вот сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство лётчика, майора
Юрия Алексеевича Гагарина. Это вызвало чувство гордости за нашу страну, моему поколению были присущи такие качества, как патриотизм, любовь к Родине. К этой гордости добавился ещё и «местный» патриотизм, когда мы узнали, что Юрий Гагарин – уроженец Смоленской земли. А в Смоленске размещался штаб самой мощной группировки ракетных войск – 50-й армии, в состав которой входила и наша дивизия. В Смоленске мы часто бывали по делам службы.
Явилось ли сообщение о полёте неожиданным для меня? Пожалуй, нет. Моё формирование как инженера-ракетчика проходило одновременно с развитием ракетной техники в СССР. После окончания факультета реактивного вооружения Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского я был направлена на полигон Капустин Яр. Участвовал в пусках первых отечественных ракет и в освоении всех последующих типов. На полигоне проводились исследования влияния высотных полётов на живой организм. 26 июня 1951 года впервые был осуществлён пуск ракеты 1-РБ с собачками Дизик и Цыган на высоту 100 километров, которые на парашюте благополучно спустились на землю. Подобные запуски по программе Академии наук СССР продолжались и в последующие годы. В августе 1957 года была испытана в полёте межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, способная провести пуск в любой район земного шара. 1 января 1960 года на боевой стартовой станции под Плисецком была поставлена на боевое дежурство ракета Р-7 с ядерным зарядом. Положили конец ядерному шантажу США. Можно без преувеличения сказать, что создание в СССР ядерного и ракетного оружия спасло мир от ядерной войны. С помощью ракеты Р-7 Советский Союз впервые в мире запустил первый искусственный спутник Земли, первым достиг Луны, первым вернул из космоса животных. Ракета Р-7 вывела на орбиту и первый в мире космический корабль с человеком на борту.
Поэтому полёт Гагарина был воспринят мной как закономерный результат динамичного развития нашей промышленности, проявления таланта учёных и конструкторов, самоотверженного труда инженеров и рабочих, полной отдачи сил военных специалистов при создании и освоении ракетной и космической техники в короткие исторические сроки.
После полёта в космос Юрий Гагарин испытывал большие «земные перегрузки»: поездки в 28 государств на четырёх континентах, многочисленные доклады, выступления, интервью, учёба в академии имени Н.Е. Жуковского, руководство отрядом космонавтов.
Земляки-смоляне дважды, в 1962 и 1966 годах, избирали Гагарина депутатом Верхового Совета СССР. К своим депутатским обязанностям Юрий Алексеевич относился очень серьёзно. Но его мечтой был новый полёт в космос. «Я не мыслю себе жизни без авиации, без полётов, без космоса!» – говорил он.
К началу 1967 года была закончена разработка нового космического корабля «Союз», имеющего более широкие возможности для проведения исследований космического пространства. Первое испытание при пилотируемом полёте было поручено одному из самых подготовленных космонавтов, имеющему инженерное образование, Владимиру Комарову.
30 марта специальная комиссия из представителей заинтересованных сторон приняла экзамен у космонавтов, готовившихся по программе испытаний «Союза». Высокую готовность показал Юрий Гагарин: по всем проверяемым дисциплинам, а также по практике управления кораблём на тренажёре он получил высший балл. Юрий Гагарин был назначен дублёром Комарова. В середине апреля 1967 года Комаров, а затем и Гагарин вылетели на полигон Байконур.
В то время я работал на должности для особых поручений главнокомандующего ракетными войсками Маршала, дважды Героя Советского Союза Николая Ивановича Крылова. В мои обязанности входило сопровождение главкома во всех его поездках. Специальным самолётом вылетели на Байконур. После прибытия главком заслушал доклады о подготовке запусков «Союзов». Почему «Союзов»? Здесь надо остановиться на намеченной программе испытаний, сведения о которой частично появились лишь десятилетия спустя. Первоначально запускался первый корабль с одним космонавтом, на следующие сутки с этой же стартовой площадки запускался второй корабль с тремя космонавтами. В космосе должна была произойти стыковка. Из второго корабля в первый должны были перейти два космонавта и уже в этом корабле спуститься на Землю.
По установившейся на полигоне традиции накануне запуска
пилотируемых космических кораблей проводился митинг. На этот раз он был на стартовой площадке №1, в непосредственной близости от ракеты. Космонавты построились в две шеренги. Командир первого «Союза» Комаров, за ним дублёр Гагарин. Экипаж второго «Союза»: командир В. Быковский, А. Елисеев, Е. Хрунов. От имени космонавтов выступил Комаров, говорил спокойно, производил впечатление умного, вдумчивого человека. Сосредоточен был и Юрий Гагарин.
Запуск корабля состоялся в точно назначенное время, однако сразу после выхода на орбиту начались неполадки: не раскрылась левая панель солнечной батареи системы электроснабжения, не удалось сориентировать корабль на Солнце, его начало закручивать. Попытки Комарова исправить положение не дали положительных результатов. «Союз-1» по принятой программе был активным кораблём, должен был совершать манёвры сближения и стыковки, требующие повышенных затрат электроэнергии. Её было недостаточно из-за нераскрытия одной из панелей солнечной батареи. Учитывая и другие неполадки, запуск «Союза-2» был отменён, принято решение о посадке «Союза-1».
В опубликованном ТАСС сообщении о гибели лётчика-космонавта, Героя Советского Союза, инженер-полковника Владимира Михайловича Комарова говорилось, что во время посадки при открытии основного парашюта на семикилометровой высоте в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели Комарова. (Гуров называет и ряд других серьёзных причин неудачи, но об этом нужен отдельный рассказ.)
Юрий Алексеевич Гагарин тяжело переживал гибель Комарова. В мае 1967 года в беседе с корреспондентом «Комсомольской правды» он сказал: «Комаров сделал важное дело, испытал новый корабль. Но и другое очень важное дело сделал он: заставил нас быть еще собраннее, ещё придирчивее к технике, ещё внимательнее быть ко всем этапам проверок и испытаний, ещё бдительнее быть при встрече с неизвестным. Он показал нам, как крута дорога в космос. Мы научим летать «Союз». В этом наш долг, долг перед памятью Володи. Это отличный умный корабль. Он будет летать».
И сегодня наши космические корабли успешно покоряют внеземные дали, помня и это напутствие Юрия Алексеевича Гагарина.
Что Дмитрий Медведев думает о крепостном праве
Первый полет в космос глазами Юрия Гагарина

Другие новости по теме