Если пройтись к истокам. Микешин
Восемь лет назад в десятке километров к востоку от деревни Грязенять Рославльского района был освящён родник ключевой воды в честь преподобного Серафима Саровского. Ныне святой источник пользуется популярностью на всей Смоленщине. Источник прекрасно обустроен. Есть специальная купель, скамейки, мостики, часовня с иконами, хороший подъезд. Но мало кто обращает внимание на старую церковь чуть в стороне от дороги. И практически никто не знает, что здесь крестился и рос будущий великий россиянин скульптор Михаил Микешин.По лесным дорогам
Именно сюда, в деревню Максимково, к святому источнику, совершили недавно поход юные воргинские краеведы. Причём, это был действительно увлекательный поход, а не праздная поездка, ведь отправились ребята в путь напрямик, по лесным дорогам. Большинство из них буквально разбиты грузовыми машинами. Вывозящими лес – единственное наше богатство. Так что приходилось идти и утопая в песке, и преодолевая огромные лужи и болотистые места, помогая друг другу. Зато какое же было счастье, когда мы добрались до места, а ледяная ключевая вода мигом смыла всю усталось!
А что известно нам сегодня об истории близлежащей деревни с красивым названием? Да и была бы она жива до сих пор, если бы не вспомнили о святом источнике? Между тем история Максимкова довольно интересна и насчитывает сотни лет. Церковь здесь была построена 258 лет назад на средства княгини Н.П. Мещерской, в царствование Елизаветы Петровны, став домовым храмом княжеской усадьбы. А вскоре близ поместья образовалось поселение, и был открыт приход. До революции он входил в состав Жарынской и Гореновской волостей, охватывая площадь в 120 квадратных вёрст. На этой территории располагались в те времена 14 деревень, в том числе и Ворга. Сам храм получил название Казанского, поскольку был освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери. Церковь являлась не только центром религиозной жизни, но играла важную роль в просвещении народа, ведь здесь находилась церковно-приходская школа, и ещё три школы грамоты действовали в приходе. На службы собиралось много людей, совершались крестные ходы и на лесной родник. Особенно любили праздновать здесь "две свечи" - михайловскую и никольскую. Но в июле 1940 года, всего за год до начала войны, церковь была закрыта.
Ныне грустно видеть древний храм со стороны, однако стоит оказаться под его сводами - поражаешься величием этой полуразрушенной святыни, хотя внутри помещение невелико из-за толщины стен – в шесть кирпичей! В храме прекрасная акустика, а на стенах сохранились древние фрески. Под куполом ясно просматриваются фигуры Евангелистов, словно призывающих: "Люди, восстановите храм Божий!"
Здесь был крещён Микешин
А ведь именно здесь в 1835 году был крещён Михаил Осипович Микешин, ставший всемирно известным скульптором, художником, писателем. Происходил он из семьи небогатого землевладельца. С детских лет мальчик проявил яркие художественные способности, причём первые уроки рисования он получил у иконописца того же Казанского храма. Учение давалось легко и успешно. С 16 лет Микешин уже работает чертёжником на строительстве Варшавского шоссе и берёт уроки рисования у самого Рокачевского. А главным подрядчиком строительства был А.В. Вонлярлярский (брат известного писателя), который заметил способного юношу и за свой счёт определил его в Академию художеств. Одновременно Микешин становится вольнослушателем Петербургского университета.
В годы учебы он создаёт ряд картин на патриотические темы, и так удачно, что популярность молодого художника быстро растёт, он получает хорошо оплачиваемые заказы, даёт уроки членам императорской фамилии, и даже сопровождает великого князя Николая Николаевича в путешествии по Польше, Украине, Крыму, Кавказу.
В Академии художеств Микешин удостаивается всех её наград – Большой и Малой золотых и Большой и Малой серебряных медалей, а по окончании учебы побеждает в конкурсе из 57 работ на проект памятника "Тысячелетие России". В сентябре 1862 года в Новгороде состоялось торжественное открытие памятника, принесшего 28-летнему художнику всемирную известность, орден Владимира и пожизненную пенсию. По его же проектам были сооружены памятники Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве, Александру II в Ростове-на-Дону, Ивану Сусанину в Костроме, Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде и многие другие, в том числе в Португалии и Сербии, в Варшаве и Вашингтоне.
А ещё Микешин был иллюстратором произведений Пушкина, Гоголя, Шевченко, Некрасова, писал критические статьи, воспоминания, очерки, издавал лучший иллюстрированный журнал "Пчела" в 1876-78 гг. Он никогда не знал покоя и даже умер в 60-летнем возрасте в разгар работы над вторым томом "Иллюстрированного Кобзаря". И трудно не согласиться со словами профессора Л.О. Пастернака, что "Микешин – это наш Леонардо". Огорчает лишь то, что о своих "Леонардо" мы знаем намного меньше и совсем мало заботимся об их памяти. Хотя, смею надеяться обратить внимание властей на этот факт и, возможно, в 175-й год со дня рождения М.О. Микешина на его малой родине появится памятный знак в его честь, хотя дом-музей был бы лучшей данью памяти великого земляка.