История

Шестнадцать минут мужества

19 февраля 2010 года в 09:21
В 70-е годы была популярна песня quot;А город подумал: ученья идутquot; о том, как советские лётчики спасли в ГДР город, отвернув от него самолёт с заглохшими двигателями, а сами погибли. Одним из лётчиков был наш земляк из Вязьмы Юрий Янов.

В случае, о котором хочется рассказать, город ничего не подумал. Жители города даже не узнали, что в мирном ночном небе над Смоленском терпит бедствие боевой самолёт. Случилось это в январе 1979 года.
Шли обычные тренировочные полёты на аэродроме Смоленск-Северный. Как обычно, капитан Быстринин поднял в воздух свою боевую машину на перехват учебной цели. Плавный разворот, набор высоты – и истребитель оказался в ночном бескрайнем небе. Был зимний вечер, начало восьмого. В январе в это время уже темно. Если смотреть с высоты на землю, ночной город – это очень красиво. Но лётчику боевого самолёта некогда любоваться подобной красотой. Ему надо работать: управлять самолётом, следить за показаниями десятков приборов, мгновенно реагировать на изменение обстановки.
Именно так отреагировал Александр Быстринин на выброс пламени из боковых воздухозаборников, хлопок и тряску двигателя. Сразу замигали аварийные лампочки: упали обороты двигателя, снизилось давление масла, упала температура. Стали выходить из строя системы обеспечения полёта. quot;Помпаж!quot; Это опасное нарушение работы двигателя, после которого (если сразу не принять соответствующих мер) он либо разрушается, либо горит и взрывается. А если двигатель на самолёте один, это означает только одно – конец полёта и падение. А если под тобой город?
На самолёте Быстринина двигатель был один. Александр сразу же выключил двигатель, чем спас лопатки турбины от разрушения, и, пока был запас скорости, стал плавно набирать высоту. Уже в наборе высоты доложил на командный пункт о помпаже и выключении двигателя. А одновременно плавно разворачивал машину к югу, за городскую черту, пока ещё был запас высоты и скорости. quot;Высота – три с половинойquot;, - отметил про себя Александр. Где-то под облаками внизу должна быть труба ТЭЦ-2, Александр искал её по красным ограничительным огням. Для него она должна стать сигналом: quot;Городская черта пройдена!quot;
quot;Выключить двигатель!quot; - поступила команда с земли. quot;Триста пятый (позывной лётчика. – Прим. авт.), двигатель выключилquot;. С высоты, чтобы не потерять скорость, самолёт полого снижался к земле. Турбина двигателя еле вращалась от набегающего потока воздуха. Этот режим лётчики называют авторотацией. Александр терпеливо снижал самолёт, увеличивая скорость, чтобы раскрутить обороты двигателя, необходимые для его запуска в воздухе. А высота тем временем уменьшалась. Стрелка высотомера неумолимо приближалась к критической черте – 2000 метров. На этой высоте, по инструкции, лётчик обязан катапультироваться – покинуть самолёт с неработающим двигателем. А как бросишь самолёт над городом? Внизу дома, улицы, люди…
quot;Высота, скорость?quot; - запросил руководитель полётов. quot;Высота – две с половиной, скорость – пятьсотquot;, – ответил лётчик. Александр поставил РУД (рукоятка управления двигателем) на quot;запуск в воздухеquot;. Команды покинуть самолёт с земли не прозвучало. Бывают ситуации, когда решение лётчик принимает только сам. Руководитель полётов, сам боевой лётчик, отлично представлял, что сейчас творится в воздухе, и, стараясь не мешать, не дёргал Александра излишними запросами. Но нервы у всех были на пределе. Лётчики, находящиеся в это время в воздухе, до минимума сократили радиообмен. Командир полка подполковник Колчев лично прибыл на КП. Он напряжённо следил за развитием ситуации, готовый в любую секунду дать команду на катапультирование. Но он тоже ясно представлял, что под крылом самолёта – город…
Стрелка высотомера прошла отметку 2000. И тут обороты турбины дрогнули, температура двигателя начала медленно расти. quot;Обороты пошлиquot;, - доложил на землю лётчик. Шансы запустить двигатель после помпажа ничтожно малы. Если бы аварийная ситуация развивалась вне города, Александр покинул бы самолёт. Сейчас ему оставалось надеяться только на успешный запуск двигателя. Турбина нехотя набирала обороты. На высоте чуть больше тысячи метров лётчик начал выводить падающий самолёт в горизонтальный полёт. Падение самолёта закончилось на высоте восемьсот метров. Двигатель, вышедший на крейсерский режим, позволил набрать высоту, необходимую для захода на посадку. Осторожно, как бы боясь спугнуть quot;больнойquot; двигатель, лётчик повёл самолёт в сторону аэродрома. quot;Блинчикомquot;, как говорят в авиации, с небольшими кренами, с запасом высоты и скорости зашёл на посадку. Сел осторожно как никогда, мягко коснувшись колёсами бетонки. Освободив ВПП, Александр не стал заруливать на стоянку, а доложив руководителю полётов, сразу выключил двигатель. Полёт продолжался 16 минут.
К самолёту на quot;уазикеquot; подъехал командир полка. Он крепко пожал лётчику руку и сказал: quot;Молодец, Саша!quot;
Так закончился тот вылет, потребовавший от лётчика самообладания, выдержки и чётких действий в сложной обстановке.
А заслуженной награды за свой подвиг, не боюсь этого слова, Александр Быстринин так и не получил. Командир отправил по инстанции представление на орден. Но кому-то из вышестоящего начальства не понравилось, что лётчик нарушил инструкцию – не покинул самолёт на высоте 2000 метров. А что внизу был Смоленск, московскому военному чиновнику как бы и наплевать: была бы выполнена инструкция. Представление на орден завернули. Лётчик Александр Быстринин властью командира полка был награждён quot;ценным подаркомquot; - фотоаппаратом quot;Киевquot;.
Александр Викторович Быстринин окончил Ставропольское авиационное училище лётчиков в 1973 году. После чего был направлен для прохождения службы в Смоленск, в 401-й истребительный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Смоленск-Северный. Здесь он освоил истребитель-перехватчик МиГ-19. Стал лётчиком I класса. Полк в это время выполнял задачи по защите западных воздушных рубежей нашей Родины на подступах к Москве.
В 1976 году лётчики полка, в том числе и капитан Быстринин, переучились на новейший для того времени истребитель МиГ-23 с изменяемой стреловидностью крыла. Случившееся в январе 1979 года произошло именно с этим самолётом.
В настоящее время майор запаса Быстринин живёт на Покровке и работает на Смоленском авиационном заводе.
100 лет назад:путешествие по Смоленщине
Праведный воин - адмирал Ушаков

Другие новости по теме