Капитан медицинской службы
Она не воевала на переднем крае. И не ходила в атаку с винтовкой в руках. Но она прошла фронтовыми дорогами с 1941 по 1944 год. По итогам Великой Отечественной войны военврач Алексеева награждена двумя орденами и девятнадцатью медалями. Благодаря её самоотверженным усилиям восстановили здоровье, возвратились в строй и продолжали биться с врагом сотни советских солдат и офицеров.Представитель самой гуманной профессии, в военное лихолетье Зинаида Михайловна командовала медсанбатом и другими подразделениями военного госпиталя.
Зинаида Алексеева родилась в Смоленске. Незадолго до войны, в 1935 году, окончила Смоленский медицинский институт и одновременно – филиал Ленинградского института иммунологии и радиологии. Перед войной работала рентгенологом в 3-й поликлинике, что располагалась на улице Кашена. В это же время окончила вечерние курсы хирургов-травматологов.
Как ни готовились к войне, для всех она грянула внезапно – неожиданным сообщением по радио, что quot;немецкие войска без объявления войны атаковали наши границыquot;. Зинаиду Михайловну призвали в армию на пятый день войны. Аттестовали военврачом III ранга и направили в 428-й военный госпиталь. Госпиталь был сформирован на базе 1-й городской больницы. Война уже вплотную подкатывала к Смоленску, и госпиталь эшелоном отправили в сторону Москвы.
Когда госпитальный эшелон подошёл к Вяземскому вокзалу, тот был совершенно разрушен. Информации не было никакой. Обстановка была тревожной. Немцы ожесточённо бомбили скопившиеся на станции эшелоны. Чтобы спасти госпиталь с ранеными, было решено отправить его дальше на восток. Госпитальный эшелон в это время оказался без паровоза. На соседних путях формировалась воинская часть. Молодые солдаты по просьбе медиков попытались сдвинуть эшелон с места. Почти нереальная попытка удалась. Вагоны, набирая скорость, двинулись под уклон. Как только состав без паровоза выехал за пределы вокзала, сзади раздался страшный взрыв – взорвался эшелон с боеприпасами, стоявший на соседних с госпиталем путях. Откатившись на несколько километров, вагоны остановились. Через какое-то время небольшой маневровый паровоз потащил вагоны с ранеными в направлении Кондрово Калужской области. Там госпиталь расположился в местных лесах и начал работу. В нескольких километрах от передовой развернулся медсанбат, командиром которого назначили военврача Алексееву. Санитарные машины постоянно привозили раненых. Батальон обслуживали три полуторки, на которых раненых, получивших первую медицинскую помощь, эвакуировали с переднего края в лес, в расположение медсанбата. Это были тяжёлые дни и ночи. За сутки врачам удавалось поспать 2-3 часа. Непрерывно шли перевязки, операции, опять перевязки… Очень часто раненым переливали кровь. Запасы её давно кончились. Приходилось делать непосредственное переливание. Кто мог (а это почти все медики от командира до санитаров), отдавал свою кровь раненым воинам. Благодаря этому, удалось спасти много солдатских жизней.
Так продолжалось почти до октября. Фашисты, видимо, обнаружили передовой медсанбат, потому что всё чаще среди медицинских палаток стали рваться вражеские авиабомбы. В одну из таких бомбардировок Зинаиду Михайловну контузило. Этот день она запомнила хорошо, потому что это был её день рождения – 11 октября. Бомба угодила прямо в её палатку. Зинаида Михайловна очнулась уже ночью от холода среди веток огромной сосны. Взрывной волной её закинуло почти на самую верхушку дерева. Вокруг падал лёгкий снег, первый в этом году. Внизу раздавались голоса: quot;Она должна быть где-то здесьquot;, – это санитары искали своего командира. Как её спустили на землю, она уже не помнила – опять потеряла сознание.
На рассвете разбитый бомбами медсанбат на двух оставшихся полуторках покидал кондровские леса. Только вырвались из леса, полуторки, набитые ранеными, были атакованы quot;мессершмиттамиquot;. Пулемётная очередь пришлась прямо по головной машине. И здесь ещё не оправившаяся от контузии военврач Алексеева была ранена в плечо. Ранение вывело Зинаиду Михайловну из строя на долгие месяцы.
Вместе с другими ранеными она была эвакуирована в далёкую Киргизию, а потом под Алма-Ату. Там, находясь на излечении в батальоне выздоравливающих, она одновременно работала по своим медицинским специальностям – и хирургом, и рентгенологом. В Алма-Ате встретили Новый 1942 год.
В том же году капитан Алексеева снова в военном госпитале в прифронтовой полосе (к этому времени она прошла переаттестацию, ей было присвоено звание капитана медицинской службы).
Невозможно описать всё, что испытала эта женщина на войне. Горе и страдания, контузия и ранения (позже она была ранена второй раз), потеря близких, кровь и смерть сотен раненых, прошедших через её руки, – всего этого хватит не на одну жизнь.
Воронежский фронт, Курская дуга, Украинский фронт… Госпиталь, где она была завотделением, постоянно менял место своей дислокации. В 1944 году Зинаиду Михайловну представили к званию майора. Но получить его она не успела – была демобилизована из армии по состоянию здоровья. Сказались ранения и контузия.
После демобилизации из армии поехала в Куйбышев, где жили у родственников две её дочери. С ними Зинаида Михайловна вернулась на родину, в Смоленск. С осени 1943-го родной город был освобождён от врагов. Слава Богу, мать и отец, другие родственники, пережившие фашистскую оккупацию, оказались живы.
Город был почти полностью разрушен.Зинаида Михайловна вспоминает: quot;Это было страшное зрелище. Редкие дома сохранились. Деревянные постройки были сожжены, каменные – почти все разрушеныquot;. Ещё не кончилась война. Зинаида Михайловна, как и прежде, работает врачом. В онкологическом диспансере (в помещении городской больницы), потом – главврачом этой же больницы. Какое-то время работала в санатории quot;Борокquot;. Судьба забрасывала даже в далёкую Бурят-Монголию (так Бурятия называлась в 50 е годы), где в Улан-Удэ работала сначала педиатром, затем заведующей горздравотделом. Затем, по возвращении в Смоленск, – заведующей поликлиникой №3, одновременно – рентгенологом. В трудовой книжке у неё одни благодарности за работу и активное участие в общественной жизни. За всю свою долгую жизнь Зинаида Михайловна ни разу не отдыхала в санатории, как-то всё некогда было.
Сейчас участник и ветеран Великой Отечественной войны Алексеева живёт на Покровке с дочерью и зятем. Кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны, обладатель девятнадцати медалей, в том числе quot;За оборону Москвыquot; и quot;В честь 65-летия освобождения Смоленщиныquot;, Зинаида Михайловна не обделена заботой близких. Часто приезжает из Москвы внук. Навещают другие родственники. Несмотря на солидный возраст (11 октября нынешнего года ей исполняется 99 лет), Зинаида Михайловна сохранила цепкую память, оптимистичный взгляд на жизнь и чувство юмора. На вопрос о здоровье бывший военврач всегда отвечает: quot;Согласно возрастуquot;.
Поклон вам, дорогая Зинаида Михайловна! И дай вам Бог доброго здоровья!