История

Человек, сохранивший частичку прошлого

11 декабря 2009 года в 12:56
Игорь Аверин изготовил чертежи ушедшей в небытие башни Смоленской крепостной стены. Славная Смоленская земля переживает уникальный период своей истории. Ближайшие годы пройдут под знаком череды юбилейных дат: 100-летия со дня рождения А.Т. Твардовского, 600-летия Грюнвальдской битвы, 50-летия полёта Ю.А. Гагарина в космос, 200-летия Отечественной войны 1812 года, 1150-летия Смоленска и 70-летия освобождения нашего города от фашистских захватчиков. Спланирован целый ряд мероприятий по подготовке к юбилеям, в том числе ремонтные и реставрационные работы на Смоленской крепостной стене.

Человек, сохранивший частичку прошлого


По мнению художника-реставратора Игоря Аверина, 27 августа 1784 года Крылошевская башня была осмотрена губернатором Храповицким. Было принято решение: верх башни разобрать до уровня крепостной стены. Что и было сделано. В таком виде башня простояла более 30 лет. А в ночь на 5 ноября 1812 года остатки башни были взорваны отступающей французской армией.
На месте пролома позже прошла дорога на Рачевку.
Кто из смолян не знает жемчужину смоленской истории – Смоленскую крепостную стену? Не одно поколение местных мальчишек, да и девчонок, облазило стену вдоль и поперёк. Да и написано про неё великое множество книг, научных и популярных статей, заметок, репортажей… А сколько источников, хранящихся в музеях, архивах и библиотеках, содержат самые различные сведения об этом, по словам Бориса Годунова, quot;многоценном ожерелье Руси православной…quot;! Что ещё можно нового написать о Смоленской крепостной стене - уникальном памятнике фортификационного искусства, сооружённом за шесть (с 1596 по 1602 гг.) лет под руководством мастера Фёдора Савельевича Коня?
Казалось бы, и нечего. Но вот изготовить подробные чертежи ушедших в небытие (по разным причинам) участков крепостной стены, крепостных башен… Задача хоть и архисложная, но выполнимая. Заметьте, не рисунок, набросок или эскиз, а именно чертёж. С точными размерами всех деталей и привязкой к месту.
Началось всё несколько лет назад. Харьков¬ский художник-реконструктор Игорь Аверин давно уже интересовался историей родного города. Да, да, житель крупнейшего украинского города Харькова и гражданин Украины родом из Смоленска. В детском возрасте с родителями переехал в Харьков, получил образование и живёт там по сей день. По профессии и роду занятий - художник-реставратор. Каждый год приезжает на родину, в Смоленск. По нескольку месяцев занимается поиском натуры, пишет этюды, делает наброски. Благо, Смоленск расположен так, что природа, с её холмистым разнообразием ландшафта, так и просится на полотно или бумагу. Добавьте сюда архитектуру старинного города…
Игоря Аверина Бог талантом не обидел. Не только талантом, но и терпением, и трудолюбием, и огромным интересом к истории своей малой родины. Игорь Анатольевич давно увлекался краеведением, в частности историей Смоленской крепостной стены. Поначалу было просто любопытство, которое со временем переросло в непреодолимую тягу, почти в любовь. Изучал материалы, касающиеся крепостной стены, кропотливо вникал в детали архитектуры. Постепенно пропитывался духом истории. Да так, что потом пришла идея самому непосредственно прикоснуться к истории – изготовить чертежи крепостной башни, исчезнувшей в глубине веков. Окончательным толчком к составлению подобных чертежей, как сам Аверин говорит, quot;критической массойquot; послужили книги Ивана Александровича Аверченкова и Анатолия Петровича Кузьмичёва quot;Крепость красна башнямиquot; и Фёдора Эдуардовича Модестова quot;Смоленская крепостьquot;. Объектом своего внимания и воплощения в чертеже Игорь Анатольевич выбрал quot;ушедшую в историюquot; более двухсот лет назад Крылошевскую башню. Началась кропотливая работа. Работа по поиску источников, обмеров, вычислений, набросков черновиков. Добавляли вдохновения и другие книги по истории родной земли: quot;Государев мастер Фёдор Коньquot; (В.В. Косточкин), quot;Смоленск – Бородиноquot; (фото Смоленска конца XIX века, найдена в Интернете). Неоценимым подспорьем оказались quot;Обмерные чертежи существующих участков Смоленской крепостиquot; Ярошевского 1937 года, находящиеся в редком фонде Смоленской областной универсальной библиотеки имени А.Т. Твардовского.
Опираясь на эти источники, отыскивая в архивах и библиотеках всевозможные документы, описания, воспоминания современников тех лет, реставратор Аверин по крупицам восстанавливал неповторимый облик Крылошевской башни. В течение нескольких лет, приезжая в Смоленск, по два-три месяца художник рисовал, обмерял, вычислял размеры деталей башни, которые предстояло перенести на чертёж. Обмерял и искал в существующих ныне башнях и участках крепостной стены аналогии, оттолкнувшись от которых, можно было бы восстановить размеры и детали. И снова пропадал в архивах, библиотеках и музеях, искал зацепки даже в художественных произведениях.
Неоценимую помощь в работе Игорю Анатольевичу оказала Антонина Тихоновна Смирнова, доцент кафедры истории СмолГУ, заслуженный работник культуры России. Прежде всего она подсказывала, где можно отыскать те или иные источники, консультировала художника по различным вопросам истории Смоленска и крепостной стены.
Недавно, уже после того, как чертежи Крылошевской башни были выполнены, мы обратились к Антонине Тихоновне с просьбой поделиться своим мнением о работе Игоря Аверина. quot;Безусловно, работа очень благородная, - откликнулась на нашу просьбу Антонина Тихоновна. - Надо отдать должное Игорю Аверину: на высоком энтузиазме, бесплатно он сделал очень важную для смоленского краеведения работу – изготовил точные чертежи утраченной башни. Эти документы имеют большое значение для изучения истории Смоленщины и для возможного в будущем восстановления Смоленской крепостной стены. И хотя в ближайшее время вряд ли отыщутся средства для этого, но первый шаг сделан - есть чертежи исторического объекта. И любой человек, изучающий историю Смоленщины, сможет увидеть, как выглядела эта часть нашего древнего городаquot;.
Сам Игорь Анатольевич о своей работе говорит эмоционально, стараясь увлечь собеседника своими идеями: quot;Я стремился разработать всё до мелочей. Ведь это фундаментальная работа для истории, для будущих поколений. Сейчас идут реставрационные работы на некоторых участках крепостной стены. Это программа-минимум. Программа-максимум – полное восстановление башен, всего периметра крепостной стены, полная реконструкция всех утраченных участков. Работа огромная, длительная, рассчитанная не на годы, а, наверное, на десятилетия, требующая вложения больших денежных средств. Первый шаг в этой работе – создание чертежей. Когда-нибудь в перспективе найдётся меценат, который сможет вложить деньги в восстановление стены. Каждая восстановленная башня, каждый реконструированный участок крепостной стены автоматически вписываются в историческую ткань Смоленска. А пока это в чертеже, на бумагеquot;. На вопрос журналиста, не в тягость ли эта бесплатная, на голом энтузиазме работа, художник ответил:
- Это моя жизнь. Я зарабатываю деньги на жизнь там, на Украине, а трачу их здесь, на родине, в Смоленске. Ещё неизвестно, какая жизнь для меня главнее. Скорее всего, эта. - И добавляет: - Я нашёл своё смоленсковедение. Выполнил чертежи Крылошевской башни, сдал их на ответственное хранение в редкий фонд областной библиотеки. В перспективе – работа над чертежами Богословской башни (которая ранее находилась на улице Бакунина). Потом другие башни. Процесс этот на всю жизнь. Это очень кропотливый поиск: по малейшим деталям, сохранившимся чертежам, эскизам, уцелевшим рисункам участков стены, описаниям прилегающих площадей восстановить исторический объект. В старых источниках – другой язык. Его надо перевести на современный. Понять, как древний мастер это видел. И как я это вижу. Это чертовски интересно! Этот восстановленный исторический объект войдёт в исторический облик города. Потом в этой башне можно будет разместить музей, исторический театр… В конце концов, башню можно использовать как объект исторического туризма. Башни разрушаются войнами, ветшают от времени, их разбирают. Хватит разрушать. Пора восстанавливать разрушенное временем, людьми…

Краткая справка
Крылошевская башня (Крылошевские ворота) четырёхугольной формы находилась примерно в 150 метрах от Костылевской башни (ул. Соболева). Имела проездные ворота коленчатой (в виде буквы quot;Гquot;) конфигурации. Название башни (ворот) происходит от Крылошевского конца города. Ворота башни вели в Рачевское предместье и имели металлическую опускаемую решётку. Около башни в старину размещалась караульная будка и кордегардия (гауптвахта). Построена (как и некоторые другие башни) в четыре яруса, с несколькими уровнями боя: нижним, средним, другим средним и под кровлей.
По общепринятой версии, башня была разобрана по ветхости в 1782-1784 гг.
Из плеяды асов Великой Отечественной
Щелкановские помещики

Другие новости по теме