Из плеяды асов Великой Отечественной
Николай Ефимович Лавицкий – один из результативных лётчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Летал на самолётах И-153, Як-1,на американских quot;Аэрокобрахquot; Р-39. За время войны выполнил 250 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, уничтожил 22 (по другим источникам – 28) самолёта противника лично и два – в группе.
Н.Е. Лавицкий родился 7 декабря 1919 года в деревне Слобода Шиловичского сельсовета Духовщинского района Смоленской области. Отец его, Ефим Егорович и мать, Анастасия Фёдоровна, крестьяне, воспитали сына трудолюбивым, честным. С ранних лет привили ему любовь к родной земле и природе. Учителем Николая в шиловичской средней школе был Вениамин Петрович Грищенко, двое сыновей которого были лётчиками. И оба они погибли во время войны в Испании. Все деревенские мальчишки хотели быть лётчиками, как братья Грищенко. Николай Лавицкий по окончании школы твёрдо решил стать лётчиком. Видя такое стремление сына к небу, отец с матерью решили отправить его к тётке в Москву. В столице Николай работал продавцом и одновременно учился в аэроклубе. Затем был направлен в Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1939 году.
Боевое крещение младший лейтенант Лавицкий получил осенью 1941 года в одесском небе. А в декабре того же года Николай одержал свою первую победу в воздушном бою. В районе Феодосии он на своей quot;Чайкеquot; (устаревший к этому времени биплан И-153) сбил современный немецкий истребитель Ме-109Ф. А к первой военной весне (1942 г.) Николай Лавицкий был уже одним из лучших лётчиков полка.
Как-то в апреле 42-го (Николай уже летал на Як-1), увлёкшись воздушным боем, он на последних каплях горючего сел на другом аэродроме. Это не редкий случай на войне. Пока техники заправляли самолёт, Николай познакомился с местными лётчиками. С радостью встретился с земляком-смолянином Павлом Берестневым, с которым они были знакомы ещё с прошлого года. Кстати, Берестнев чуть позже станет Героем Советского Союза. А тогда – с КП взлетела красная ракета. Не согласовав ни с кем из командования (не было времени), Лавицкий присоединился к взлетевшей группе. Вскоре завертелся воздушный бой с вражескими бомбардировщиками, прикрытыми истребителями. Наблюдавший этот бой со своего КП командир авиакорпуса генерал Е.М.Белецкий, тоже уроженец Смоленщины (знай наших!), не мог понять, откуда в боевых порядках краснозвёздных истребителей появился quot;лишнийquot; самолёт? А действия незнакомца вызывали восхищение – дерзостью атак, грамотным маневром, метким огнём! Группа наших истребителей в этом бою одержала крупную победу, весомый вклад в которую внёс Николай Лавицкий. В мае 1942 года полк, где служил наш земляк, защищал небо Севастополя. В этих боях Николай Ефимович сбил четыре вражеских самолёта.
Настоящая известность к Лавицкому пришла во время боёв на Кубани, в составе 100-го гвардейского полка. Тогда на Кубани было сосредоточено 1400 самолётов противника. Больше двух месяцев длились ожесточённые бои за господство в воздухе. Враг потерял 1100 самолётов, из них более 800 – в воздушных боях. В результате воздушной битвы наша авиация достигла превосходства в воздухе. Наши лётчики стали хозяевами неба. Необычайно велик был успех сотого авиаполка в битве над Кубанью. За два месяца боёв лётчики полка сбили 118 фашистских самолётов! Лавицкий – в числе лучших лётчиков. Не смотря на громкую славу, Лавицкий ничем не отличался от других лётчиков. Разве, что количеством боевых наград, к которым 24 августа 1943 года прибавилась Золотая Звезда Героя. По воспоминаниям сослуживцев Николай Ефимович воевал мужественно и грамотно, смело. Женат он был на красавице. Их семейные отношения не были безоблачными, и в конце концов в 1943 году наступил разрыв. Командир эскадрильи Лавицкий в боях стал ещё рискованнее, даже бесшабашнее. Он был одним из любимых лётчиков командира дивизии И. Дзусова. После назначения Дзусова командиром авиакорпуса, Лавицкий стал заместителем командира 9-ой гвардейской авиадивизии по воздушно-стрелковой службе.
Гвардии капитан Лавицкий погиб в марте 1944 года. В то время он возглавил группу лётчиков, которая должна была перегнать из Закавказья на фронт новые самолёты. 10 марта самолёты взлетели и взяли курс на запад. Ровно гудели моторы новеньких машин. И вдруг больше чутьём , а не по приборам Николай ощутил неисправность мотора. Аварийная ситуация развивалась стремительно. Упала тяга, самолёт терял скорость, высоту. В кабину пошёл дым. Внизу Гудермес. Впереди станция и эшелоны с бензином. Лётчик отвернул самолёт от железнодорожных составов, выровнял его, но самолёт тут же без скорости упал на вспаханное поле. Николай пытался вылезти из горящей машины, но не успел – самолёт взорвался. Гвардии капитану Лавицкому было 24 года.
После войны однополчане перезахоронили останки Николая Лавицкого в Мариуполе. На берегу Азовского моря, в парке, воздвигнут памятник бесстрашному лётчику.
На Смоленщине, в селе Шиловичи именем Лавицкого названа средняя школа.