Смоленск в первые три недели Великой Отечественной войны (часть 1)

Фото: © Смоленск на немецкой аэрофотосъёмке. Июль 1941 г.

История

Смоленск в первые три недели Великой Отечественной войны (часть 1)

8 марта 2025 года в 13:01

При детальном изучении событий начала Великой Отечественной войны вСмоленске и Смоленской области исследователь неизбежно сталкивается с проблемой скудости документальных источников. Мемуарная литература не может полноценно восполнить этот недостаток, да таких мемуарных свидетельств к настоящему времени выявлено не так уж много.

Поиски документов, касающихся происходящего в Смоленске в первые три недели войны, до 15–17 июля 1941 года, когда город был захвачен немецкими войсками, в Государственном архиве Смоленской области (ГАСО), Государственном архиве новейшей истории Смоленской области (ГАНИСО) дают следующую ситуацию. На уровне городского Совета депутатов трудящихся, городского исполнительного комитета горсовета, исполкомов трёх городских районов, городского комитета ВКП(б), городских райкомов ВКП(б) по рассматриваемому периоду никаких документов обнаружить не удалось. Можно предположить, что эти документы были или уничтожены при оставлении Смоленска, или погибли в огне пожаров. Небольшое количество документов сохранилось лишь в фондах Смоленского областного комитета ВКП(б) (ГАНИСО) и Смоленского областного исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся (ГАСО). Наверняка какой-то объём документального материала из Смоленска хранится и в центральных архивах, куда областные власти отправляли отчёты, письма. Но пока нет возможности для выявления и работы с этими источниками. Возможно, при более тщательном изучении фондов областных архивов удастся выявить дополнительные документы по начальному периоду Великой Отечественной войны, но пока будем опираться на то, что удалось найти, дополняя официальные документы мемуарными свидетельствами.

Первые бомбёжки

По свидетельству коменданта г. Смоленска Ф.М. Багреева, «первые дни войны в Смоленске проходили в различных оборонительных подготовительных мероприятиях, в первую очередь по противовоздушной обороне города. Ими усердно занимался председатель горсовета т. Вахтеров. Военные комиссариаты проводили, без промедления, мобилизацию мужского населения и отправку его по частям. Весь состав гарнизона перестраивался по военным планам для готовности отражать нападение противника. Вопрос об эвакуации из города промышленности и населения в первые дни не стоял на повестке дня, но в умах многих ответственных лиц он находил место. Поворот в действиях советских органов и военного командования произошёл в ночь с 28 на 29 июня 1941 года, когда ночью, около 24 часов, начался массированный налёт фашистской авиации на Смоленск…».

Воспоминания Багреева не совсем точно описывают действия руководства Смоленской области. Вопросы эвакуации промышленности и населения начали обсуждаться ещё до массированной бомбёжки Смоленска в ночь с 28 на 29 июня, но она, безусловно, ускорила все эти процессы. Однако рассмотрим всё по порядку.

Фото: © Немецкие самолёты над Смоленском

Первые немецкие самолёты появились над Смоленском в первый день войны, они проводили воздушную разведку местности. С 26 июня немецкая авиация приступила к систематической бомбардировке города. В налётах участвовали подразделения 2-го и 8-го авиационных корпусов 2-го воздушного флота люфтваффе, обеспечивавшего поддержку группы армий «Центр» фельдмаршала Ф. фон Бока в полосе советского Западного фронта. Вечером того же дня бомбардировщики Не-111 бомбили железнодорожный вокзал Смоленска (в некоторых источниках этот налёт указан как ночной). 27 июня немецкая авиация предприняла попытку бомбардировать город, но через огневую завесу нашей зенитной артиллерии сумели прорваться лишь одиночные самолёты. Один из них был уничтожен огнём с земли. В последующие дни противник совершал бомбардировочные налёты на объекты Смоленска небольшими группами самолётов. При бомбардировке немецкие лётчики использовали фугасные и зажигательные бомбы для максимального разрушения города. Основными целями бомбардировок выступали центральные городские кварталы, железнодорожный узел, аэродром и мосты через реку Днепр. Противовоздушную защиту города обеспечивал Смоленский бригадный район ПВО, подчинённый штабу фронта. Его основу составлял 741-й зенитный артиллерийский полк. Местную противовоздушную оборону (МПВО) Смоленска возглавлял председатель горсовета А.П. Вахтеров. В его подчинении (формально) имелось 1 500 человек. Однако реально в восстановлении последствий воздушных налётов участвовала лишь часть команд МПВО.

Первые, ещё незначительные, бомбёжки Смоленска вызывали не только страх, но и любопытство горожан. Вот как описывал эти настроения сотрудник Смоленского краеведческого научно-исследовательского института, писатель В.Ф. Шурыгин: «Разорвалось около девяти бомб, разрушения крайне незначительны, три бомбы не разорвались. Все смоляне по-разному высказывали одну и ту же мысль: «Много шуму из ничего». Любители зрелищ паломничали к месту падения бомб разорвавшихся и неразорвавшихся».

Решение об эвакуации и обороне города

Однако информация об отступлении частей Красной Армии от западной границы, захвате немецкой армией всё новых и новых городов, участившиеся налёты на Смоленск вражеской авиации заставляли руководство Смоленской области принимать всё более радикальные меры по эвакуации населения, промышленности, материальных ресурсов и обороне. Самый первый протокол заседания бюро Смоленского обкома ВКП(б) с начала войны сохранился от 28 июня 1941 года. На этом заседании было рассмотрено всего три вопроса: об утверждении первым секретарём Краснинского райкома ВПК(б) тов. Лысенко, бывшего ранее начальником областного управления пищевой промышленности; о направлении политсостава запаса в кадры РККА, в армию было рекомендовано отправить 33 коммуниста; третьим вопросом значилось «Об эвакуации гор. Смоленска и проведении срочных работ по его обороне». Приведём решение по этому вопросу полностью:

«1. Мобилизовать студентов педагогического и сельскохозяйственного институтов в помощь колхозам Краснинского, Руднянского, Смоленского, Монастырщинского и Хиславичского районов по выполнению срочных оборонных работ. Поручить тов. Мельникову (облисполком) ассигновать необходимые средства для питания студентов при проведении этих работ.

  1. Привлечь студентов 2–3–4 курсов мединститута во время каникул к несению медицинской службы и распределить их по городам и районам области, согласовав распределение с командованием гарнизона. Тов. Мельникову (облисполком)ассигновать на эти мероприятия необходимые денежные средства.
  2. Находящихся в гор. Смоленске учащихся ремесленных училищ распустить на каникулы. Отложить вызов и начало занятий призванных второй очереди учащихся школ ФЗО и ремесленных училищ.
  3. Мужчин-коммунистов слушателей парткурсов направлять в истребительные батальоны органов НКВД, а женщин использовать для несения службы ПВХО (противохимическая оборона. – Прим. ред.) и в ударных дружинах. Сохранить за слушателями парткурсов во время несения службы по обороне города стипендии. Т.т. Иванову и Деньгину провести указанные мероприятия к 24 часам ночи 28.VI-1941 г.
  4. Вывезти материальные ценности с завода № 35 (Смоленский авиационный завод. – Прим. ред.), запасызерна и материалов со складов УГР (Управление государственных резервов. – Прим. ред.) в двухдневный срок. Возложить ответственность за обеспечение вывозки материальных ценностей на т.т. Соколова, Мозина, Щенникова и Алексеева. Тов. Гарнык обеспечить своевременную подачу вагонов.
  5. Архив обкома и облисполкома вывезти в южные районы области, а архив, не подлежащий хранению, по получении указаний командования об эвакуации сжечь. Подготовку архива к отправке возложить на т. Иванова (обком) и т. Соколова (облисполком), т. Жукову обеспечить транспортом, а т. Куприянову принять меры к обеспечению горючим и охране в пути.
  6. Поручить т. Дроздову (горсовет) к 8 час.вечера 28 июня эвакуировать из города около 3500 чел. детей, возложив ответственность за своевременную эвакуацию на начальника милиции т. Дементьева.
  7. С 28.VI-41 г. работу части аппаратов обкома и облисполкома рассредоточить за городом (секретарь, помощник, машинистка), остальной аппарат проводит свою работу на месте.
  8. Работу по уборке трупов убитых в обороне города возложить на местные органы советской власти под ответственностью председателей сельсоветов, горсоветов и райисполкомов.
  9. Поручить т. Мельникову передать это распоряжение председателям риков (РИК – районный исполнительный комитет Совета депутатов. – Прим. ред.) и горсоветов.
  10. Тов. Хромову дать указание районным и городским истребительным отрядам НКВД усилить наблюдение за высадкой диверсантов-парашютистов и принять меры к более решительному их истреблению до посадки.
  11. Данное решение ввести в действие по согласованию с командованием гарнизона».

Не все эти решения были выполнены. В частности, архив Смоленского обкома ВКП(б) так и не был эвакуирован, он оказался в руках немцев, в мае 1943 года он был вывезен ими на Запад. Основной массив документов был возвращён в Смоленск в конце войны, а небольшая часть оказалась в США, став в годы «холодной войны» источниковедческой базой для зарубежных исследователей, изучавших Советский Союз.

Продолжение следует

Юрий ШОРИН

Фото: открытые источники

Забытая кража в соборе
Смоленск в первые три недели Великой Отечественной войны (часть 2)