Операция quot;Детиquot;
25 сентября 2009 года исполнилось 66 лет с того памятного дня, когда Смоленщина была освобождена от немецко-фашистской оккупации. По данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, за период оккупации Смоленской области ими было расстреляно и повешено, закопано живыми, отравлено в душегубках, замучено в застенках СД 151319 мирных граждан и 230137 военнопленных, 164630 юношей и девушек угнаны на каторжные работы в Германию. Немногие из них смогли вернуться домой.Операция quot;Детиquot; - это малый эпизод в истории Великой Отечественной войны, в истории нашей области. Но эта операция имела очень большое значение. Её результат говорит сам за себя – 3240 спасённых детских жизней. Для сравнения: за весь 2008 год в Смоленске родились 3594 ребенка.
Началось всё летом 1942 года. На оккупированной Смоленщине вовсю хозяйничает фашистский quot;новый порядокquot;. Детей, достигших 15-16 лет, целыми вагонами увозят на принудительные работы в Германию. Ребят, заподозренных в связи с партизанами, мучают и расстреливают. Сжигают деревни вместе со всем населением. Местные партизанские отряды предпринимают робкие попытки по выводу небольших групп детей с захваченных территорий в тыл, на quot;большую землюquot;. Но необходима крупная операция по спасению молодых смолян.
Инициатором и главным организатором такой операции становится командир партизанского соединения Н.З. Коляда, многим известный просто как Батя. Планировалось вывести тысячу, в самых смелых надеждах, – две тысячи детей. Подготовка операции велась в строжайшей секретности.
Главным действующим лицом предстоящей операции была назначена Матрёна Исаевна Вольская. Мотя, как многие называли эту 23-летнюю девушку, окончила Дорогобужский педагогический техникум и преподавала в начальной школе в деревне Басино Духовщинского района. Здесь она вышла замуж за Михаила Вольского, и их молодая семья уже ждала ребёнка.
Активная участница партизан¬ского движения Мотя и представить себе не могла, что ей вскоре придется более 200 км по лесам и болотам Смоленщины вести через линию фронта многотысячную колонну детей к станции Торопец Калинин¬ской (Тверской) области, чтобы оттуда эшелонами переправить их в Горький (Нижний Новгород). Именно эту задачу поставил перед ней лично Н.З. Коляда.
В том, что операция предстоит сложнейшая, Вольская убедилась уже 23 июля, в первый день похода. Перед ней стояла тысячная толпа детей с узелками, со слезами на глазах, крепко обнимающая своих родителей. Они прощались, не зная, куда их отправляют и удастся ли им вновь увидеть свой дом…
Путь до Торопца занял десять дней. Колонна детей растянулась на несколько километров. Моте приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы как-то её контролировать. В этом ей помогали учительница В.С. Полякова и медсестра Е.И. Громова, а также ребята постарше, назначенные ею в помощники. Ночью, когда дети отдыхали, она уходила на десятки километров вперёд, чтобы разведать дорогу.
В первый же день на след колонны напал вражеский самолёт-разведчик. Вскоре с неба посыпались листовки с угрозами, а на следующий день – бомбы. Запланированный маршрут пришлось в срочном порядке менять. Шли ночами по заросшим лесным дорогам.
С каждым днём количество подопечных у М.И. Вольской увеличивалось. К ним то и дело примыкали группы детей из разграбленных и сожжённых местных сёл и деревень. Через несколько дней в колонне насчитывалось уже более двух тысяч (!) человек.
Те скромные запасы еды, что дети взяли с собой в дорогу, скоро закончились. В ход пошли лесные ягоды, подорожник, заячья капуста, одуванчики. Сложнее обстояло дело с питьевой водой. Большинство водоёмов, попадавшихся на пути, были отравлены трупными ядами или заминированы. Дети слабели.
Мотю усталость просто валила с ног. Она практически не спала уже несколько дней. Ноги отекли и сильно болели. Стал беспокоить будущий ребенок. Но расслабляться было нельзя.
В Торопец они пришли 1 августа совершенно обессиленные. Там к ним присоединилось ещё около тысячи детей. Так что в ночь на 5 августа, когда за ними наконец-то пришёл состав, ребят насчитывалось 3240 человек.
Им пришлось ехать в разбитых, шумных, продуваемых теплушках, в каждой из которых на нарах размещалось по 50-60 человек. Железная дорога была забита эшелонами. В Горький дети добрались лишь 14 августа. Там их распределили по школам ФЗО, и вскоре на заводах и фабриках они уже вносили свою лепту в общее дело Победы. Операция quot;Детиquot; была успешно завершена.
М.И. Вольская за проявленный героизм была награждена орденом Красного Знамени. Она уже не вернулась на Смоленщину, а устроилась учителем начальных классов в школу села Смольки Горьковской области и отработала там всю жизнь.
Сегодня нет войны, нет голода, мы не оккупированы врагами. Но вот пугающие данные за 2008 год, опубликованные Уполномоченным по правам ребёнка при Президенте РФ Алексеем Голованём: более 161 тысячи детей пострадало от жестокого обращения и насилия, при этом погибли от рук взрослых – своих родителей либо их законных представителей – 1914 детей, 2300 детей получили тяжкий вред здоровью.
Страшно, но эта статистика очень похожа на боевые потери: 1914 убитых, 160 тысяч раненых, из них 2300 – в тяжелом состоянии. Похоже, нам и теперь необходима своя операция quot;Детиquot;.