Личный состав не растерялся
«Смоленская газета» с разрешения редакции научно-популярного журнала «Край Смоленский» публикует фрагмент документа, в котором рассказывается о первом месяце работы эвакуационного госпиталя № 1980, сформированного в городе Смоленске. Это отчёт, хранящийся в филиале Центрального архива Министерства обороны РФ (военно-медицинских документов, г. Санкт-Петербург), из которого можно узнать ценные свидетельства об одном из самых драматичных эпизодов истории Великой Отечественной войны на Смоленщине. Документ предоставлен Сергеем Сафроновым – в публикации сохранено большинство орфографических и пунктуационных особенностей отчёта.
1. Историческая часть
Эвакогоспиталь 1980 по мобплану должен быть к 28 июня 1941 г. в 24-00 готов к приёму раненых, формировал госпиталь Смоленский облздрав в гор. Смоленске.
Начиная с 25-го июня 1941 г., стал прибывать личный состав, приписанный по мобилизации к госпиталю. С этого дня развёртывалась работа по приведению в порядок здания госпиталя и оборудованию его.
28-го июня в 24-00 госпиталь был полностью готов, развёрнут, и личный состав ожидал поступления раненых. Всё было приведено в боевое состояние: операционно-перевязочный пункт, блок, инструментальный, стиральный материал и подготовлены медикаменты.
В ночь с 28-го июня 1941 г. на 29-е июня 1941 г. был сильный налёт вражеской авиации на гор. Смоленск. Центральная часть города была подожжена зажигательными, фугасными бомбами и диверсантами, выброшенными в Смоленск. Город был в огне. Вокруг здания госпиталя все дома горели. Перед личным составом были поставлены задачи:
1. Во что бы то ни стало спасти здание от огня и
2. Спасти имущество.
Все мужчины – командование госпиталя, политруки, работники интендантских служб – занимались тушением ближайших домов и загоревшейся части здания госпиталя. Особенно проявили себя в тушении пожара старший политрук Антишин и начпрод тов. Абраменков. Женщины поспешно упаковывали имущество, вытаскивая и выбрасывая его. Особенно проявили себя в этом военврач Вирин, Артамошин, Денисова, начальник ОВС тов. Шаюк.
В связи с тем, что атмосфера вокруг госпиталя была накалена пожарищем, искры беспрерывно залетали на выброшенное имущество, была большая опасность пропажи имущества от огня. Немедленно было принято решение всё имущество выгрузить в имеющиеся поблизости щели и закопать.
Никаких указаний от эвакопункта № 17 не получали о дальнейшем действии. Однако было ясно, что оставаться в Смоленске и развёртывать там работу не удастся. Было принято самостоятельное решение эвакуировать госпиталь немедленно за город и развернуть там работу.
Место дислокации было выбрано нами, данное место (находилось. – Прим. ред.) в психбольнице Гедеоновке с расчётом на развёртывание там палаток.
По прибытии личного состава в Гедеоновку мною был поставлен вопрос перед главврачом психбольницы об освобождении для госпиталя ряда помещений. Наше предложение главврачом было принято. Этот вопрос был разрешён облисполкомом. Часть психбольницы была выведена, и госпиталь к 2 июля развернулся на 400 коек.
Затем обстановка заставила вывести из Гедеоновки всех психбольных, и на базе психбольницы развернулся ещё один госпиталь на 600 коек. Всего развернуто было 1000 коек. Руководство административно-хозяйственной деятельностью госпиталя, питанием, приёмом и сортировкой раненых взяли мы на себя.
В первые дни госпиталь работал как эвакогоспиталь, затем, с приближением фронта, госпиталь работал как МСБ (медико-санитарный батальон. – Прим. ред.)
Врачебный состав работал круглосуточно, не выходя из операционной, не раздеваясь отдыхать. Особенно проявили себя: военврач Вирин, Шануренко, Денисова, Образцов, медсёстры Прудникова, Нилова, Никитина, Зарубина и другие. Сортировка раненых за этот отрезок времени являлась решающей в смысле своевременного оказания медпомощи остро нуждающимся в этом. В санпропускнике на сортировке был поставлен квалифицированный хирург (круглосуточно).
Раненые прибывали с различных направлений: Орши, Красное, Витебска, Рудни, Демидова и других. Прибывали они непрерывным потоком, преимущественно на грузовых машинах, частью в шоковом состоянии, с оторванными руками и ногами, с ранением в грудную клетку, в брюшную полость, с ранением в череп, с вывороченными мозгами, с газовой флегмоной, с переломом бёдер. С потоком раненых еле справлялся обслуживать имеющийся врачебный, сестринский состав. Периодически врачебный состав усиливался МЭПом (местный эвакуационный пункт. – Прим. ред.), прибывающими врачами, и тогда представлялась возможность врачебную работу организовать посменно. Обработанных раненых поездами и на самолётах отправляли в ближайший тыл. Потребовалось большое количество крови, которая обеспечивалась фронтом и за счёт собственных доноров, потребовалось много перевязочного материала, который также пополнялся фронтом.
Гедеоновку непрерывно обстреливали неприятельские самолеты на бреющем полёте.
В такой жаркой обстановке личному составу пришлось работать до 15-го июля 1941 г. 18-00 часов. За это время прошло более 5000 раненых. Даже не имелось возможности всех зарегистрировать.
В боевой обстановке личный состав закалялся, мужал, и за всё время не имели намёка на хныкание, усталость и выражение трудности.
15-го июля завязалась борьба в юго-западной части города Смоленска. Артиллерийская канонада и взрывы бомб создавали угрозу для длительного пребывания большого контингента раненых в Гедеоновке. В 18-00 15-го июля получен приказ эвакоуправления 17 о немедленной эвакуации госпиталя. В то время раненых было 475 человек лежачих, 250 ходячих. Оказав медпомощь ходячим раненым, их направляли пешком в тыл. Для эвакуации контингента лежачих больных потребовалось много автотранспорта.
Этим транспортом эвакоуправление не располагало, и не было такого начальника, который позаботился бы о транспортировке. Было принято решение с оружием в руках заворачивать отступающий из Смоленска автопорожняк, на котором эвакуировались носилочные раненые. Посланные в пути были обеспечены матрацами, подушками, одеялами, палатными халатами и туфлями.
В 22-00 в сопровождении медперсонала все раненые были эвакуированы. Получили указание о передислокации госпиталя в Кардымово, в 20 км от Гедеоновки. Часть врачебного и весь сестринский персонал пешком направлялся в место назначения. Часть военнослужащих-мужчин, преимущественно члены ВКП(б), оставили в Гедеоновке для погрузки имущества в ожидании транспорта, который должен был быть доставлен эвакоуправлением. Последний не был доставлен.
16-го июля 1941 г. на возвращающихся машинах, принадлежащих госпиталю, эвакуирована часть ценного имущества. Оставив охрану, поехали в эвакоуправление добывать транспорт. Последний был занят для эвакуации кардымовских госпиталей, и вопрос вывозки остального имущества был отложен, затем направили ещё пять машин, на которых была вывезена часть имущества.
В силу сложившихся обстоятельств в Кардымове мы не развернулись, а получили назначение в город Ярцево. В гор. Ярцево был выброшен озверелым врагом десант, и там происходила борьба с десантом. Путь в Ярцево был преграждён, и мы сами взяли маршрут на Дорогобуж, так как шоссе Москва – Минск обстреливалось с воздуха.
Большие трудности представлял Соловьёв проезд, через который должен был переправиться личный состав и имущество. Личный состав не растерялся, вовремя окапывался и благополучно переправился через Днепр, прибыл в Дорогобуж, потом двинулся на Вязьму.
Госпиталь разместился в 12 км от Вязьмы, в дер. Гузово, где пробыл до 25-го июля. 25-го июля получил передислокацию в Курск, куда прибыл 27-го июля…
Справка «СГ»
Начальствующий состав эвакуационного госпиталя № 1980: начальник – Наум Михайлович Певзнер, военврач 2-го ранга, 1905 г. р.; военный комиссар – Лайба Хаймович Фогельзон, батальонный комиссар, 1900 г. р.
Абраменков Павел Иванович – начальник продовольственной службы, техник-интендант 1-го ранга, 1897 г. р.
Вирин Илья Яковлевич – военврач 2-го ранга, место рождения – г. Смоленск, 22.02.1906 г.
Шаюк Семён Ксенофонтович – начальник обозно-вещевой службы, техник-интендант 1-го ранга, 1895 г. р.
Шануренко Иван Андреевич – помощник по медицинской части, военврач 2-го ранга, 1887 г. р.
Денисова Серафима Петровна – начальник отделения, военврач 3-го ранга, 1905 г. р.
Прудникова Анна Васильевна – старшая медицинская сестра, военфельдшер, 1905 г. р.
Нилова Александра Савична – старшая операционная сестра, звание не присвоено, 1916 г. р.
Подписи к иллюстрациям:
01 – Разрушения в Смоленске. Июль – август 1941 г.
02 – Улица Большая Советская в первые дни боёв за Смоленск. Июль 1941 г.
03 – Брошенная техника на одной из дорог Смоленщины. Июль 1941 г.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU