Последний полёт Александра Мамкина
В деревне Ситьково Велижского района открыли памятник лётчику Александру Мамкину, который погиб в этих местах в апреле 1944 года, спасая детей из оккупированной Беларуси. Он лично перевёз почти сотню сирот из Полоцкого детского дома за линию фронта. И все эти ребята потом называли себя «детьми Мамкина»…
Мамкин и дети
Торжественное открытие памятника состоялось 17 апреля – в восьмидесятую годовщину со дня героической гибели лётчика. Местом установки монумента была выбрана деревня Ситьково, поскольку местная школа носит имя Александра Петровича Мамкина.
– Вначале планировалось установить монумент в центре Велижа, близи Лидовой горы, где покоятся останки героя, – рассказал краевед-общественник Александр САВЕЛЬЕВ. – Но депутаты районного совета приняли иное решение. Оно обусловлено прежде всего тем, что здесь за памятником будут постоянно ухаживать и у его подножия всегда будут цветы.
Композицию «Мамкин и дети» создал воронежский скульптор Игорь Горяинов – земляк легендарного лётчика. Он же вместе с лучшим учеником Ситьковской школы и убирал с памятника белую завесу, открывая присутствующим своё творение.
«Я не хотел изображать героя объятым пламенем, – признался скульптор на портале «Воронеж многонациональный». – Ведь он погиб ради того, чтобы жили дети. Поэтому появилась такая жизнеутверждающая композиция. Лётчик, стоя на крыле самолёта, поднимает ребёнка высоко над головой, будто отправляя его в полёт в светлое будущее. Неслучайно руки мальчика раскинуты в стороны, словно крылья самолёта. А к ноге лётчика прижимается девочка. Ей страшно, но в пилоте она чувствует надёжную защиту».
Интересно, что о своём легендарном земляке Игорь Горяинов впервые узнал ещё в школе. Из кадров документальной хроники, где Александр Мамкин как раз брал на руки детей и усаживал в свой самолёт. И теперь этот образ молодого пилота с ребёнком на руках, по замыслу скульптора, был воплощён в белом армированном бетоне…
Герой-доброволец
Александр Мамкин прожил лишь 27 лет. Скупые строки его биографии умещаются всего в несколько предложений. Родился 28 августа 1916 года в Воронежской губернии Российской империи в крестьянской семье. Учился в сельской школе, с 1931 года работал в колхозе. В 1934 году поступил в финансово-экономический техникум в Орле, а спустя два года по специальному набору из лучших комсомольцев был направлен в Балашовскую лётную школу Гражданского воздушного флота, которую окончил с отличием в 1939 году.
С началом Великой Отечественной войны Александр Мамкин попросился на фронт добровольцем. В августе 1942 года был направлен в 120-й отдельный авиаполк, затем переведён в состав 105-го гвардейского отдельного авиационного полка Гражданского воздушного флота, привлечённого к обеспечению операций действующей армии и находившегося в оперативном подчинении 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта.
За несколько лет службы Мамкин стал опытным пилотом. Летал на самолётах Р-5 и У-2, в том числе и в сложных погодных условиях. За выполнение боевых заданий был награждён орденами Отечественной войны I степени и Красного Знамени, а также медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
В ночь с 10 на 11 апреля Александр Мамкин отправился в свой последний полёт. Это был завершающий этап операции «Звёздочка», когда советские лётчики эвакуировали детей самолётами из партизанской зоны Белоруссии в наш тыл. На борту машины Мамкина было тринадцать пассажиров, когда тяжело раненый в голову пилот пересёк линию фронта, управляя горящим самолётом. Лётчик смог посадить самолёт, удерживая штурвал в охваченной пламенем кабине пилота, когда на нём тлела одежда, плавились шлемофон и лётные очки. Последнее, что он спросил перед тем, как потерять сознание, живы ли дети.
Все тринадцать пассажиров этого рейса уцелели. А Александр Мамкин через шесть дней скончался в госпитале – ожоги и ранение были слишком тяжёлыми…
Операция «Звёздочка»
Операция «Звёздочка» проходила в два этапа. В первом участвовали белорусские партизаны. Ко второму подключились российские лётчики. В итоге были спасены почти две сотни малышей из Полоцкого детского дома, которых гитлеровцы планировали сделать донорами крови для своих солдат.
Детский дом в Полоцке был открыт в предвоенные годы. В начале июля 1941 года, когда на подступах к городу шли бои, ребят попытались эвакуировать на восток. Но быстрое продвижение врага отрезало все дороги в советский тыл, и дети остались на оккупированной территории.
В ноябре 1943 года детский дом переместили в деревню Бельчица, где размещался усиленный немецкий батальон. Там во время одного из рейдов их и обнаружила партизанская разведгруппа. Партизаны узнали от воспитателей, что гитлеровцы собираются забирать у малышей кровь для своих солдат и передали эту информацию в штаб Полоцко-Лепельского соединения. Командование поручило отряду имени Щорса разработать и провести операцию по спасению детей, которая позже получила кодовое название «Звёздочка».
Подготовка к ней длилась несколько месяцев. Важно было сделать всё максимально тихо, не ввязываясь в бой с немецким гарнизоном, поскольку в противном случае дети могли погибнуть.
И вот вечером 18 февраля 1944 года 200 бойцов отряда имени Щорса совершают более чем двадцатикилометровый марш-бросок к Бельчице. Часть партизан заняли позиции у дорог из деревни – они были готовы вступить в бой, чтобы обеспечить прикрытие для отхода отряда с детьми, если те будут обнаружены немцами. Другие, одетые в белые маскхалаты, выдвинулись к околице, чтобы встретить ребят.
Вся операция была выполнена стремительно и без боя. Малышей и больных партизаны несли на руках, остальные шли сами. Детей усадили на пятьдесят подвод, и той же ночью санный поезд доставил их в освобождённую партизанскую зону.
Сгоревший заживо
Однако весной 1944 года оставаться в партизанском тылу детям стало небезопасно, поскольку немецкое командование, запланировавшее карательную операцию, стягивало вокруг Полоцко-Лепельской зоны дополнительные силы из снятых с фронта частей. Тогда командующий Первым Прибалтийским фронтом Иван Баграмян распорядился вывезти детей за линию фронта самолётами.
В конце марта – начале апреля эту многодневную эвакуацию осуществляли лётчики 105-го гвардейского отдельного авиаполка, базировавшегося тогда в деревне Войлово в тридцати километрах от Велижа. В их числе и гвардии лейтенант Александр Мамкин.
На партизанский аэродром, организованный на покрытом льдом озере Вечелье, стали прилетать из-за линии фронта самолёты, чтобы увезти детей и раненых партизан. Александр Мамкин выполнил восемь успешных ночных рейсов, эвакуировав в советский тыл почти сотню человек. Однако девятый вылет оказался для него последним.
В ночь на 11 апреля лётчику предстояло вывезти тринадцать человек: семерых детей в кабине стрелка, ещё трёх детей и воспитательницу – в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем, и двух тяжелораненых партизан – в контейнерах, подвешенных под крыльями. У линии фронта самолёт был обстрелян вражескими зенитками, а потом атакован немецким ночным перехватчиком. Осколки снарядов попали в двигатель, и тот загорелся.
Пилот мог спастись, спрыгнув с парашютом, однако не сделал этого, думая о людях на борту. Вместо этого, горящий заживо Мамкин посадил самолёт за линией фронта, на велижской земле, совершив невозможное. Человек в полыхающей одежде, у которого ноги обгорели до костей, лётные очки буквально вплавились в лицо, оставался в сознании, пока его не вынесли из кабины…
Александр Мамкин был похоронен в деревне Маклок – недалеко от госпиталя, где умер. Однако в семидесятые годы прах героя торжественно перезахоронили на воинском мемориальном кладбище «Лидова гора» в Велиже. Капсула с землёй оттуда хранится в крипте Всехсвятского храма-памятника в Минске, где его тоже помнят как героя, погибшего при спасении детей…
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Ольга Суркова