Сохранить нашу историю на века
В 2023 году, полном важных для Смоленска и всего региона юбилейных и круглых дат, свои 50-летние юбилеи отметили и два музея: скульптуры Сергея Тимофеевича Конёнкова, о котором мы рассказывали в одном из прошлых номеров, и «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Именно он стал предметом нашей беседы с директором Смоленского государственного музея-заповедника Тамарой ОРЛОВОЙ. Речь, однако, шла не только о музее Великой Отечественной войны, как часто называют это учреждение, но и в целом о важности музейной работы и краеведения, о сохранении нашей истории и роли, которую в этом деле может сыграть каждый из нас.
Музей – наше наследие
– Говоря о юбилее музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», мы должны правильно расставить акценты. В 2023 году мы отметили пятидесятилетний юбилей экспозиции в здании бывшего городского начального училища памяти 1812 года. Следует отметить, что коллекция начала формироваться сразу после освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков. Музейные сотрудники по горячим следам начали собирать всё, что было возможно: оружие, документы, листовки – предметы, благодаря которым экспозиция получилась такой убедительной.
– Переезд музея в новое здание был приурочен к годовщине освобождения Смоленска или это совпадение?
– Это результат совместной работы руководства области, ветеранов Великой Отечественной войны и музея. В советское время была добрая традиция: к значимым датам открывать музей, посвящённый или выдающейся личности, или событиям, юбилей которых отмечался. В 1973 году в Смоленске открылись два музея: в апреле – скульптуры Сергея Тимофеевича Конёнкова, а 25 сентября – музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
В музее представлена объективная картина происходивших в те годы событий. Создавали экспозицию сотрудники, хорошо знавшие тему, с которой они работали. Это были участники войны, люди с хорошим образованием, понимавшие, как нужно выстраивать музейную экспозицию. Именно поэтому она не требует никаких кардинальных изменений, сохраняя свою актуальность все пятьдесят лет работы в нынешнем здании музея. В начале двухтысячных годов у нас появился ещё один источник информации – электронный «Архив памяти», который пополняется и по сей день благодаря поисковой работе сотрудников музея.
– Электронный архив – прежде всего документы. Как сейчас дело обстоит с вещественным материалом?
– Я, конечно, не скажу, что сейчас поступает много материалов, – всё иссякает. Это, конечно, не значит, что люди не приносят в музей дорогие их сердцу предметы, связанные с родственниками – участниками Великой Отечественной войны.
– Чем нам – и смолянам, и гостям города – может быть полезен электронный «Архив памяти»?
– Вы можете прийти в музей и в этом архиве поискать сведения о ваших родственниках, знакомых или о тех участниках войны, которые вас интересуют. В архиве есть биографические справки, если есть фотографии, то размещены и они; если есть такая возможность, то размещены сведения о том, где и когда человек был призван в армию, когда погиб, если он не вернулся с войны. Я считаю, что это очень важный и нужный документальный материал.
– Он касается только смолян?
– Смолян и участников Смоленского сражения. Всё-таки я думаю, что в своё время в нашем музее, как и, наверное, в любом другом регионе, был сделан правильный выбор – сбор краеведческого материала. Мы собираем всё, что связано со смолянами, какой бы коллекции это ни касалось.
В Смоленске был совершён подвиг
– Тамара Васильевна, как вы думаете, во времена оккупации музейные работники задумывались о том, что нужно что-то отложить, приберечь, сохранить, чтобы показать людям, когда для этого придёт время?
– Музейные сотрудники по-разному проявляли себя в тех или иных ситуациях, но в нашем городе ими был совершён подвиг: часть коллекции – при той скорости продвижения немцев к Смоленску – удалось собрать и эвакуировать. Её сначала увезли в Горький, потом в Новосибирск, и на протяжении всех этих лет вывезенную часть коллекции хранила сотрудник музея Ефросинья Васильевна Буркина.
Я думаю, в те годы речь шла всё-таки о том, чтобы сохранить. К огромному сожалению, многое погибло, и у нас издано несколько томов каталога утраченных смоленскими музеями ценностей. Часть коллекции была вывезена с территории области немцами и обнаружена в штольнях на территории Польши в 1944 году советскими солдатами. Ящики с экспонатами были возвращены в Смоленск, и благодаря этому у нас сохранилась часть живописной коллекции.
В Художественной галерее стоит бронзовая скульптура графа Панина. Она находилась в «Русской старине», но была настолько тяжёлой, что немцы не смогли её вытащить, и когда в город вошли наши солдаты, они увидели скульптуру в центре совершенно разорённого помещения. И теперь наш граф Панин, если можно так сказать, – символ того, что музей сумел пережить не одну сложнейшую ситуацию.
Так что я уверена, что сотрудники музея, с одной стороны, думали, как и что нужно было спасать в тот момент времени, а с другой стороны, если мы говорим, что сбор предметов начался сразу после освобождения города, они думали и о том, что нужно собирать исторические факты, чтобы потом говорить о них, делать так, чтобы никто не забыл о страшных событиях тех лет.
О личном в истории
– Тамара Васильевна, родственники участников войны до сих пор приносят в музей какие-то вещи?
– Приносят, но это уже дети и внуки участников войны.
– Эти предметы люди приносят вам по своей доброй воле, но вы же наверняка не всё можете принять…
– Я вам скажу так: мы берём практически всё.
Когда были живы многие участники войны, приоритет на самом деле отдавался командному составу – маршалам, людям, которые возглавляли ту или иную боевую операцию. Но с течением времени мы смогли углубиться и посмотреть на Солдата Великой Отечественной войны, собрать цельную на сегодняшний день картину истории – и с командующими, и с бойцами Красной Армии.
Нас часто упрекают в том, что мы собираем вещи и не показываем их, но мы хорошо понимаем, что показывать нужно! Поэтому у нас существует постоянно действующая выставка новых поступлений, на которой мы обязательно выставляем то, что получили, например, за последние несколько лет. Она размещена в историческом музее на улице Ленина, а в музее Великой Отечественной войны у нас проходят тематические выставки, связанные с военными событиями.
– Тамара Васильевна, как вы поступаете, когда в музей приносят вещь дорогую, уникальную для семьи, а вы понимаете, что никакой музейной ценности она не имеет? Как сказать об этом людям?
– Мы об этом говорим, но, конечно, очень деликатно. Можно же по-разному сформулировать предложение. Можно сказать: «Заберите, нам это ни к чему», а можно сказать: «Мы считаем, что эту вещь лучше оставить в семье». Вот таким образом.
Хотя на самом деле мы находим прелесть практически во всём и всё стараемся взять в фонд музея. Бывает такое, что мы вежливо отказываем, если в нашей коллекции уже много однотипных предметов и принесённая вещь попадает в этот ряд. Но если в предмете или документе есть какая-то изюминка, то, конечно, мы её берем.
Что может удивить музейщиков?
– Если говорить о периоде Великой Отечественной войны, есть ли какие-то вещи, о существовании которых вы знаете, но в музейной коллекции их нет и вы хотите их получить?
– Конечно, мы всегда что-нибудь хотим получить, потому что какие-то лакуны есть в любой коллекции, но некоторые из них уже и не восполнишь, потому что мы знаем, что эти вещи утрачены. Чаще всего такая ситуация связана с документами, которые бывают крайне интересными и могут открыть новые страницы происходивших событий. Но мы знаем, что их нет: или они погибли, скажем так, естественным путём, или были специально уничтожены во время Великой Отечественной, чтобы не дать оккупантам повод преследовать тех или иных людей. Это особенно касается партизанского движения.
– Но теоретически вас может что-то удивить? Вы готовы к тому, что однажды кто-то придёт к вам, и вы скажете: «Батюшки, откуда»?
– Конечно. Это могут быть какие-то крайне редкие награды, это может быть какая-то вещь, о существовании которой мы знали, но не были уверены в том, что она есть у кого-то из смолян. Теоретически, конечно, что-то нас может удивить.
Возвращаясь к краеведению, а мы всё-таки о нём говорим, мы собираем все материалы, связанные со смолянами, и очень приятно, что за нашей работой в хорошем смысле слова следят наследники тех, кто ранее уехал из Смоленской области. Они к нам приезжают, предлагают те или иные вещи, и мы с удовольствием пополняем ими наши коллекции.
Знакомиться с музеем лучше с помощником
– Тамара Васильевна, как лучше впервые знакомиться с музеем: сразу брать экскурсию или сначала походить, определиться с темой, которая интересна? Давайте расскажем читателям, ведь, возможно, не все смоляне в нём были...
– Вот в этом я сомневаюсь. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» пользуется таким интересом и спросом, что мне трудно даже представить, что кто-то из смолян в нём не был. Я многим как анекдот рассказываю совершенно реальную ситуацию: у моей знакомой, которая жила недалеко от музея, был маленький сын, и когда она узнала, что музей закрыли на ремонт, она сказала: «Слава богу, он каждый день заставлял меня идти в музей, и мы каждый день в него ходили». Я думаю, что в Смоленске нет такого человека, который не побывал бы в музее Великой Отечественной войны. Он пользуется абсолютным успехом.
– Но всё-таки как лучше знакомиться с музеем?
– Я думаю, что всё равно нужен помощник. Это может быть экскурсовод, но это может быть и аудиогид. И, собственно, аудиогид может подсказать вам тему, о которой вы захотите узнать подробнее. И тогда уже можно говорить о какой-то тематической экскурсии, потому что с «живым» экскурсоводом, конечно, интереснее. Все люди, работающие в музее, проникаются им и рассказывают об экспозиции как о своей личной истории. Они рассказывают так, как будто всё, о чём они говорят, происходило с ними, их семьёй или друзьями. Каждый пропускает историю через себя.
– Насколько они готовы, скажем так, просто пообщаться с посетителем? Не просто провести экскурсию, а ответить, например, на какой-то вопрос, который возник во время неё?
– Они готовы на сто процентов. У наших сотрудников, а они все проводят экскурсии, такой запас знаний, что и во время обзорной экскурсии вам раскроют канву и поделятся подробностями каких-то отдельных событий. Ну а если вы зададите вопрос, то получите полный, со всеми возможными подробностями ответ.
«Пушкинская карта» – хорошая история
– Насколько музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» интересен молодёжи? Вы же видите изнутри: классами приводят школьников или всё-таки растёт число тех, кто приходит сам, потому что ему интересен музей? Что, на ваш взгляд, происходит с патриотизмом в молодёжной среде?
– Мне кажется, что у молодых людей, которые к нам приходили раньше или приходят сейчас, с патриотизмом всё в порядке.
– Об этом можно судить именно по музею Великой Отечественной войны?
– Да, конечно, и по нему тоже. К нам приходят, и приходят многие, но, конечно, хотелось бы, чтобы молодёжи было ещё больше. Конечно, можно вспомнить, например, те же восьмидесятые годы, когда посещение музеев входило в школьные программы. Сейчас, к огромному сожалению, такого нет. Нам, конечно, помогает «Пушкинская карта», которая даёт возможность прийти в музей, посмотреть на то, что мы храним, не тратя при этом деньги родителей. Это, как сейчас модно говорить, очень хорошая история, и благодаря «Пушкинской карте» посетителей у нас стало больше – это и старшие школьники, и студенты.
Мы очень внимательно работаем с посетителями на выставках. Например, в музее Великой Отечественной войны мы открыли выставку «Противостояние», посвящённую событиям в Донбассе. И мы установили возрастные ограничения на её посещение – только для старших школьников и людей более взрослых, потому что часть экспонатов могут травмировать ребёнка. Мы с вами мирные люди, и не все готовы увидеть такое. Мы можем спокойнее относиться к экспозиции о достаточно давней истории, но не к экспонатам, рассказывающим о событиях дня сегодняшнего.
Память должна храниться вечно
– Тамара Васильевна, вы уже сказали о том, что сотрудники музея пропускают историю через себя. Это ведь касается не только их непосредственной деятельности?
– Вообще, работа, которой занимаются сотрудники музея, напрямую связана с просветительской деятельностью, и нам очень повезло с нынешним заведующим музеем Великой Отечественной войны Александром Михайловичем Целуевым. Он возглавляет театр «Порубежье», его участники проводят большую просветительскую работу на площадке музея.
– Да, Александр Михайлович – пример одержимости своим делом, которое распространилось на всю его жизнь. У него нет разделения на рабочее и нерабочее время…
– Да! Вот, например, он уходит в отпуск, звонишь ему: «Александр Михайлович, к нам едут гости, хотят посетить музей». – «Хорошо, буду». И даже неловко его беспокоить, потому что всегда услышишь это «Хорошо, буду», никогда не было ответа «Нет, не смогу». И его коллектив разделяет такую самоотверженность в работе, результатом которой является сохранение живой памяти.
– Как вы думаете, мы действительно должны всю нашу жизнь – всегда – помнить о событиях войны?
– Да, я считаю, что и смоляне, и вообще все граждане нашей страны должны помнить об этом всю свою жизнь. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» целиком посвящён событиям уже восьмидесятилетней давности, в историческом музее отдельный зал посвящён Отечественной войне 1812 года, и он тоже «живой» – в нём собираются фанаты истории этого периода. Мы в своё время начали по свежим следам изучать войну в Афганистане, а потом и другие конфликты, в которых участвовали наши воины-интернационалисты, – иногда смоляне даже не подозревали, где сражались их земляки. Но это наша память, наша судьба, и память о них должна сохраняться!
В завершение скажу о трёх знаковых экспонатах музея Великой Отечественной войны. Первый совершенно ужасный – перчатки из человеческой кожи. Второй – знамя, которое было водружено над гостиницей «Смоленск» в день освобождения города. А третий – Меч Победы, который был преподнесён Смоленску как городу-герою, торжественно завершающий экспозицию в зале Победы.
Юрий СЕМЧЕНКОВ, Алексей МАТВЕЕВ
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU