Сохранить нашу историю на века

Фото: © Алексей Матвеев

История

Сохранить нашу историю на века

18 декабря 2023 года в 16:03

В 2023 году, полном важных для Смоленска и всего региона юбилейных и круглых дат, свои 50-летние юбилеи отметили и два музея: скульптуры Сергея Тимофеевича Конёнкова, о котором мы рассказывали в одном из прошлых номеров, и «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Именно он стал предметом нашей беседы с директором Смоленского государственного музея-заповедника Тамарой ОРЛОВОЙ. Речь, однако, шла не только о музее Великой Отечественной войны, как часто называют это учреждение, но и в целом о важности музейной работы и краеведения, о сохранении нашей истории и роли, которую в этом деле может сыграть каждый из нас.

Фото: © smolensk-museum.ru

Музей – наше наследие

Говоря о юбилее музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», мы должны правильно расставить акценты. В 2023 году мы отметили пятидесятилетний юбилей экспозиции в здании бывшего городского начального училища памяти 1812 года. Следует отметить, что коллекция начала формироваться сразу после освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков. Музейные сотрудники по горячим следам начали собирать всё, что было возможно: оружие, документы, листовки – предметы, благодаря которым экспозиция получилась такой убедительной.

Переезд музея в новое здание был приурочен к годовщине освобождения Смоленска или это совпадение?

Это результат совместной работы руководства области, ветеранов Великой Отечественной войны и музея. В советское время была добрая традиция: к значимым датам открывать музей, посвящённый или выдающейся личности, или событиям, юбилей которых отмечался. В 1973 году в Смоленске открылись два музея: в апреле – скульптуры Сергея Тимофеевича Конёнкова, а 25 сентября – музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

В музее представлена объективная картина происходивших в те годы событий. Создавали экспозицию сотрудники, хорошо знавшие тему, с которой они работали. Это были участники войны, люди с хорошим образованием, понимавшие, как нужно выстраивать музейную экспозицию. Именно поэтому она не требует никаких кардинальных изменений, сохраняя свою актуальность все пятьдесят лет работы в нынешнем здании музея. В начале двухтысячных годов у нас появился ещё один источник информации – электронный «Архив памяти», который пополняется и по сей день благодаря поисковой работе сотрудников музея.

Электронный архив – прежде всего документы. Как сейчас дело обстоит с вещественным материалом?

Я, конечно, не скажу, что сейчас поступает много материалов, – всё иссякает. Это, конечно, не значит, что люди не приносят в музей дорогие их сердцу предметы, связанные с родственниками – участниками Великой Отечественной войны.

Чем нам – и смолянам, и гостям города – может быть полезен электронный «Архив памяти»?

Вы можете прийти в музей и в этом архиве поискать сведения о ваших родственниках, знакомых или о тех участниках войны, которые вас интересуют. В архиве есть биографические справки, если есть фотографии, то размещены и они; если есть такая возможность, то размещены сведения о том, где и когда человек был призван в армию, когда погиб, если он не вернулся с войны. Я считаю, что это очень важный и нужный документальный материал.

Он касается только смолян?

Смолян и участников Смоленского сражения. Всё-таки я думаю, что в своё время в нашем музее, как и, наверное, в любом другом регионе, был сделан правильный выбор – сбор краеведческого материала. Мы собираем всё, что связано со смолянами, какой бы коллекции это ни касалось.

Фото: © Алексей Матвеев

В Смоленске был совершён подвиг

Тамара Васильевна, как вы думаете, во времена оккупации музейные работники задумывались о том, что нужно что-то отложить, приберечь, сохранить, чтобы показать людям, когда для этого придёт время?

Музейные сотрудники по-разному проявляли себя в тех или иных ситуациях, но в нашем городе ими был совершён подвиг: часть коллекции – при той скорости продвижения немцев к Смоленску – удалось собрать и эвакуировать. Её сначала увезли в Горький, потом в Новосибирск, и на протяжении всех этих лет вывезенную часть коллекции хранила сотрудник музея Ефросинья Васильевна Буркина.

Я думаю, в те годы речь шла всё-таки о том, чтобы сохранить. К огромному сожалению, многое погибло, и у нас издано несколько томов каталога утраченных смоленскими музеями ценностей. Часть коллекции была вывезена с территории области немцами и обнаружена в штольнях на территории Польши в 1944 году советскими солдатами. Ящики с экспонатами были возвращены в Смоленск, и благодаря этому у нас сохранилась часть живописной коллекции.

В Художественной галерее стоит бронзовая скульптура графа Панина. Она находилась в «Русской старине», но была настолько тяжёлой, что немцы не смогли её вытащить, и когда в город вошли наши солдаты, они увидели скульптуру в центре совершенно разорённого помещения. И теперь наш граф Панин, если можно так сказать, – символ того, что музей сумел пережить не одну сложнейшую ситуацию.

Так что я уверена, что сотрудники музея, с одной стороны, думали, как и что нужно было спасать в тот момент времени, а с другой стороны, если мы говорим, что сбор предметов начался сразу после освобождения города, они думали и о том, что нужно собирать исторические факты, чтобы потом говорить о них, делать так, чтобы никто не забыл о страшных событиях тех лет.

Фото: © Алексей Матвеев

О личном в истории

Тамара Васильевна, родственники участников войны до сих пор приносят в музей какие-то вещи?

Приносят, но это уже дети и внуки участников войны.

Эти предметы люди приносят вам по своей доброй воле, но вы же наверняка не всё можете принять…

Я вам скажу так: мы берём практически всё.

Когда были живы многие участники войны, приоритет на самом деле отдавался командному составу – маршалам, людям, которые возглавляли ту или иную боевую операцию. Но с течением времени мы смогли углубиться и посмотреть на Солдата Великой Отечественной войны, собрать цельную на сегодняшний день картину истории – и с командующими, и с бойцами Красной Армии.

Нас часто упрекают в том, что мы собираем вещи и не показываем их, но мы хорошо понимаем, что показывать нужно! Поэтому у нас существует постоянно действующая выставка новых поступлений, на которой мы обязательно выставляем то, что получили, например, за последние несколько лет. Она размещена в историческом музее на улице Ленина, а в музее Великой Отечественной войны у нас проходят тематические выставки, связанные с военными событиями.

Тамара Васильевна, как вы поступаете, когда в музей приносят вещь дорогую, уникальную для семьи, а вы понимаете, что никакой музейной ценности она не имеет? Как сказать об этом людям?

Мы об этом говорим, но, конечно, очень деликатно. Можно же по-разному сформулировать предложение. Можно сказать: «Заберите, нам это ни к чему», а можно сказать: «Мы считаем, что эту вещь лучше оставить в семье». Вот таким образом.

Хотя на самом деле мы находим прелесть практически во всём и всё стараемся взять в фонд музея. Бывает такое, что мы вежливо отказываем, если в нашей коллекции уже много однотипных предметов и принесённая вещь попадает в этот ряд. Но если в предмете или документе есть какая-то изюминка, то, конечно, мы её берем.

Фото: © Алексей Матвеев

Что может удивить музейщиков?

Если говорить о периоде Великой Отечественной войны, есть ли какие-то вещи, о существовании которых вы знаете, но в музейной коллекции их нет и вы хотите их получить?

Конечно, мы всегда что-нибудь хотим получить, потому что какие-то лакуны есть в любой коллекции, но некоторые из них уже и не восполнишь, потому что мы знаем, что эти вещи утрачены. Чаще всего такая ситуация связана с документами, которые бывают крайне интересными и могут открыть новые страницы происходивших событий. Но мы знаем, что их нет: или они погибли, скажем так, естественным путём, или были специально уничтожены во время Великой Отечественной, чтобы не дать оккупантам повод преследовать тех или иных людей. Это особенно касается партизанского движения.

Но теоретически вас может что-то удивить? Вы готовы к тому, что однажды кто-то придёт к вам, и вы скажете: «Батюшки, откуда»?

Конечно. Это могут быть какие-то крайне редкие награды, это может быть какая-то вещь, о существовании которой мы знали, но не были уверены в том, что она есть у кого-то из смолян. Теоретически, конечно, что-то нас может удивить.

Возвращаясь к краеведению, а мы всё-таки о нём говорим, мы собираем все материалы, связанные со смолянами, и очень приятно, что за нашей работой в хорошем смысле слова следят наследники тех, кто ранее уехал из Смоленской области. Они к нам приезжают, предлагают те или иные вещи, и мы с удовольствием пополняем ими наши коллекции.

Фото: © Алексей Матвеев

Знакомиться с музеем лучше с помощником

Тамара Васильевна, как лучше впервые знакомиться с музеем: сразу брать экскурсию или сначала походить, определиться с темой, которая интересна? Давайте расскажем читателям, ведь, возможно, не все смоляне в нём были...

Вот в этом я сомневаюсь. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» пользуется таким интересом и спросом, что мне трудно даже представить, что кто-то из смолян в нём не был. Я многим как анекдот рассказываю совершенно реальную ситуацию: у моей знакомой, которая жила недалеко от музея, был маленький сын, и когда она узнала, что музей закрыли на ремонт, она сказала: «Слава богу, он каждый день заставлял меня идти в музей, и мы каждый день в него ходили». Я думаю, что в Смоленске нет такого человека, который не побывал бы в музее Великой Отечественной войны. Он пользуется абсолютным успехом.

Но всё-таки как лучше знакомиться с музеем?

Я думаю, что всё равно нужен помощник. Это может быть экскурсовод, но это может быть и аудиогид. И, собственно, аудиогид может подсказать вам тему, о которой вы захотите узнать подробнее. И тогда уже можно говорить о какой-то тематической экскурсии, потому что с «живым» экскурсоводом, конечно, интереснее. Все люди, работающие в музее, проникаются им и рассказывают об экспозиции как о своей личной истории. Они рассказывают так, как будто всё, о чём они говорят, происходило с ними, их семьёй или друзьями. Каждый пропускает историю через себя.

Насколько они готовы, скажем так, просто пообщаться с посетителем? Не просто провести экскурсию, а ответить, например, на какой-то вопрос, который возник во время неё?

Они готовы на сто процентов. У наших сотрудников, а они все проводят экскурсии, такой запас знаний, что и во время обзорной экскурсии вам раскроют канву и поделятся подробностями каких-то отдельных событий. Ну а если вы зададите вопрос, то получите полный, со всеми возможными подробностями ответ.

Фото: © Алексей Матвеев

«Пушкинская карта» – хорошая история

Насколько музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» интересен молодёжи? Вы же видите изнутри: классами приводят школьников или всё-таки растёт число тех, кто приходит сам, потому что ему интересен музей? Что, на ваш взгляд, происходит с патриотизмом в молодёжной среде?

Мне кажется, что у молодых людей, которые к нам приходили раньше или приходят сейчас, с патриотизмом всё в порядке.

Об этом можно судить именно по музею Великой Отечественной войны?

Да, конечно, и по нему тоже. К нам приходят, и приходят многие, но, конечно, хотелось бы, чтобы молодёжи было ещё больше. Конечно, можно вспомнить, например, те же восьмидесятые годы, когда посещение музеев входило в школьные программы. Сейчас, к огромному сожалению, такого нет. Нам, конечно, помогает «Пушкинская карта», которая даёт возможность прийти в музей, посмотреть на то, что мы храним, не тратя при этом деньги родителей. Это, как сейчас модно говорить, очень хорошая история, и благодаря «Пушкинской карте» посетителей у нас стало больше – это и старшие школьники, и студенты.

Мы очень внимательно работаем с посетителями на выставках. Например, в музее Великой Отечественной войны мы открыли выставку «Противостояние», посвящённую событиям в Донбассе. И мы установили возрастные ограничения на её посещение – только для старших школьников и людей более взрослых, потому что часть экспонатов могут травмировать ребёнка. Мы с вами мирные люди, и не все готовы увидеть такое. Мы можем спокойнее относиться к экспозиции о достаточно давней истории, но не к экспонатам, рассказывающим о событиях дня сегодняшнего.

Фото: © Алексей Матвеев

Память должна храниться вечно

Тамара Васильевна, вы уже сказали о том, что сотрудники музея пропускают историю через себя. Это ведь касается не только их непосредственной деятельности?

Вообще, работа, которой занимаются сотрудники музея, напрямую связана с просветительской деятельностью, и нам очень повезло с нынешним заведующим музеем Великой Отечественной войны Александром Михайловичем Целуевым. Он возглавляет театр «Порубежье», его участники проводят большую просветительскую работу на площадке музея.

Да, Александр Михайлович – пример одержимости своим делом, которое распространилось на всю его жизнь. У него нет разделения на рабочее и нерабочее время…

Да! Вот, например, он уходит в отпуск, звонишь ему: «Александр Михайлович, к нам едут гости, хотят посетить музей». – «Хорошо, буду». И даже неловко его беспокоить, потому что всегда услышишь это «Хорошо, буду», никогда не было ответа «Нет, не смогу». И его коллектив разделяет такую самоотверженность в работе, результатом которой является сохранение живой памяти.

Как вы думаете, мы действительно должны всю нашу жизнь – всегда – помнить о событиях войны?

Да, я считаю, что и смоляне, и вообще все граждане нашей страны должны помнить об этом всю свою жизнь. Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» целиком посвящён событиям уже восьмидесятилетней давности, в историческом музее отдельный зал посвящён Отечественной войне 1812 года, и он тоже «живой» – в нём собираются фанаты истории этого периода. Мы в своё время начали по свежим следам изучать войну в Афганистане, а потом и другие конфликты, в которых участвовали наши воины-интернационалисты, – иногда смоляне даже не подозревали, где сражались их земляки. Но это наша память, наша судьба, и память о них должна сохраняться!

В завершение скажу о трёх знаковых экспонатах музея Великой Отечественной войны. Первый совершенно ужасный – перчатки из человеческой кожи. Второй – знамя, которое было водружено над гостиницей «Смоленск» в день освобождения города. А третий – Меч Победы, который был преподнесён Смоленску как городу-герою, торжественно завершающий экспозицию в зале Победы.

Юрий СЕМЧЕНКОВ, Алексей МАТВЕЕВ

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Фото: © Алексей Матвеев

С сегодняшнего дня стартует Международная выставка-форум «Россия»
Смоленск изначальный