1922 год – год великих решений
100 лет назад − с 11 по 17 октября 1922 года − проходил V съезд комсомола, который стал большой вехой в его истории. Съезд принял очень важные решения, оказавшие влияние на развитие всей страны.
К тому времени политика «военного коммунизма» была заменена новой экономической политикой (НЭП). Появился фиксированный продналог взамен продразвёрстки, была разрешена продажа крестьянами своего урожая, допускалась аренда земли и использование наёмного труда. Появился мелкий частный бизнес, крайняя централизация управления государственными предприятиями уступила место хозрасчёту. Была отменена всеобщая трудовая повинность и упразднены трудармии. Стали появляться профсоюзы, но одновременно X съезд РКП(б) принял резолюцию «О единстве партии», которая фактически запретила фракционную деятельность.
Задача овладения знаниями
Открывая съезд, генеральный секретарь Центрального комитета комсомола (ЦК РКСМ) Пётр Смородин определил его цели: обсудить не только формы, но и методы комсомольской работы, её содержание, включая в первую очередь овладение знаниями. По его утверждению, условия НЭПа требовали от каждого члена союза не только революционного подъёма и пролетарского чутья, но и того, чтобы каждый комсомолец получил бы сумму знаний и с этими знаниями сумел бы, «как хороший хирург, оперировать в условиях новой экономической политики, отсекая весь вред явлений, противоречащий интересам рабочего класса».
На съезде большое внимание уделили профессиональным союзам, которые должны были защищать интересы рабочей молодёжи на фабриках и заводах; школам рабочей молодёжи, в работе которых было много недостатков и проблем; «новому курсу» в воспитательной работе. «ЦК неоднократно разъяснял задачу активного работника в новых условиях, настаивал на необходимости широкого развития его самообразования, боролся против мещанских уклонов и расхлябанности» (из доклада).
Особое место в докладе было уделено работе в деревне и использованию минимальной программы по общеобразовательным предметам, разработанной Н.К. Крупской и К.А. Тимирязевым. К ней ЦК дал тезисы о самообразовании. Было высказано предложение о широком привлечении к работе краеведческих материалов и о создании «музеев народного края». В заключительной части доклада Смородин говорил о печати, о детском движении, о борьбе с голодом, о работе комсомола во Всевобуче.
От школ ФЗУ – до системы профтехобразования
Ещё до съезда ЦК комсомола отметил и поддержал почин петроградских комсомольцев, которые создали первые школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на крупнейших питерских предприятиях. ФЗУ можно считать детищем комсомола. На первых порах инициатива комсомола встретила сопротивление со стороны старых мастеров и некоторых хозяйственников, которые посчитали ФЗУ выдумкой молодого неопытного ума: «Мыслимое ли дело, чтоб подросток совмещал труд и образование? И где на это взять деньги?» Но комсомол настоял на своём: «В рабочем коллективе подросток свыкнется с трудовой дисциплиной, в школе получит знания, а в молодёжном коллективе научится общественной работе. Страна получит не только квалифицированного рабочего, но и хорошего общественника!»
Съезд уделил школам ФЗУ много внимания. На момент съезда в 440 ФЗУ обучались слесари и токари, кузнецы и ткачи, обувщики и печники, железнодорожники и строительные десятники − всего более 40 тысяч подростков. Съезд провозгласил лозунг: «Комсомолец − лучший рабочий в цехе, лучший ученик в школе фабзавуча!». Комсомольский почин поддержала партия.
В Смоленской губернии четырёхгодичные ФЗУ появились в 1921 году, они готовили квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. Первые ФЗУ были открыты в Смоленске, Ярцеве, Дубровне, Рославле и Вязьме. С тех пор профессиональное образование молодёжи получило в стране широкое развитие. С 1925 года в Смоленской губернии начинают создаваться школы крестьянской молодёжи (ШКМ) − общеобразовательные семилетние школы, где изучался технический курс сельского хозяйства, а также предусматривался производительный труд в коммунах и совхозах. С 1930 года все семилетние школы в сельской местности были реорганизованы в ШКМ. Было создано 249 ШКМ (29 400 учащихся). В 1926 году в стране была утверждена фабрично-заводская семилетка (ФЗС) − общеобразовательная школа, где изучались основы промышленного производства. С 1930 года все семилетки рабочих посёлков Смоленской губернии были преобразованы в ФЗС.
В 1940 году была организована система государственных трудовых резервов СССР и были приняты три типа профессионально-технических учебных заведений: ремесленные училища, ж.-д. училища, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В 1954 году для выпускников средней школы были открыты технические училища (обучение один-два года). В 1958−1959 годах все типы профессионально-технических учебных заведений реорганизованы в городские и сельские профессионально-технические училища (ПТУ). Нарушение этой системы в 1990-е годы привело к тому, что сегодня отечественная промышленность испытывает недостаток молодых кадров по целому ряду рабочих специальностей.
О пионерской организации
На съезде окончательно решился вопрос о детской организации юных пионеров. Делегаты оформили её создание, утвердили её организационную структуру, принципы деятельности, основные элементы программы, законы и «Торжественное обещание». Центральное бюро юных пионеров при ЦК РКСМ было учреждено за месяц до начала съезда. Первым председателем бюро был назначен Николай Чаплин. Николай Чаплин родился в 1902 году в Рогнедино Смоленской губернии. В 1912 году поступил в Смоленское Александровское реальное училище. В 1918 году создал организацию молодых коммунистов. В 1919 году был избран ответственным секретарём Смоленского уездного комитета РКСМ, а в декабре 1920 года − ответственным секретарём губернского комитета. В апреле 1924 года Н. Чаплин сменил генерального секретаря ЦК РКСМ (РЛКСМ с 1924 года) П. Смородина и работал на этом посту до мая 1928 года.
Съезд поставил задачу широкого привлечения детей к новому движению. Интересен в связи с этим один эпизод работы Смоленского губернского комитета РКСМ. 7−8 июня 1923 года состоялся пленум губкома о детском движении на примере вяземской организации. Докладчик т. Сулумяго высказал предложение о непринятии в союз детских домов. Против соображения Сулумяго высказался Спицын. После дискуссии было принято решение: «Поставить задачу перед всеми организациями: охватить [пионерским движением] за лето детские дома».
Комсомольская печать
На съезде комсомола детально были рассмотрены задачи союзной печати. Съезд разрешил губкомам комсомола издавать свои газеты, где в этом была потребность и были возможности. Было решено создать при ЦК РКСМ издательский центр, который превратился в книжное издательство «Молодая гвардия». Позднее были созданы журналы «Смена» (1924) для рабочей молодёжи и «Журнал крестьянской молодёжи» (1925). После создания пионерской организации под руководством ЦК комсомола возникли первые пионерские периодические издания − журналы «Пионер», «Вожатый» (оба с 1924), газета «Пионерская правда» (1925) и др. Первыми центральными комсомольскими газетами были: «Красная молодёжь» (орган ЦК РКСМ с 10 апреля 1921 по 16 марта 1922) и «Юношеская правда» (орган ЦК и МК РКСМ с 15 января по 25 октября 1923). 24 мая 1925 года вышел первый номер центральной ежедневной газеты ЦК комсомола «Комсомольская правда».
После создания в губерниях пионерских организаций начали выходить более чем в 20 городах пионерские газеты: «Будь готов» (Пермь), «Дети Октября» (Владивосток), «За Ильичём» (Казань), «Киевский пионер», «Ленинские внучата» (Ростов-на-Дону, Вологда), «Молодой пионер» (Тбилиси), «Юные строители» (Красноярск), «Юный ленинец» (Ереван). В Смоленске и Курске издавалась газета «Юный пионер».
Со своими произведениями в комсомольских газетах и журналах выступали М. Горький, В.В. Маяковский, А.А. Фадеев, Л.М. Леонов, М.А. Шолохов, М.С. Шагинян, М.Е. Кольцов, М.А. Светлов, А.А. Жаров, И.П. Уткин, А.И. Безыменский, А.П. Гайдар и многие другие. В 1933 году в журнале «Молодая гвардия» был опубликован роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь».
Анализируя решения V съезда, можно утверждать, что комсомол выступил инициатором и организатором профессионально-технического образования подростков, детской пионерской организации, детской, юношеской и молодёжной прессы.
Образование СССР
И ещё одно чрезвычайно важное событие для страны и непосредственно для комсомола произошло 100 лет назад − образование СССР. После образования Советского Союза комсомол вместо «всероссийского» стал «всесоюзным» и получил своё новое и окончательное наименование − ВЛКСМ.
30 декабря 1922 года было образовано первое в истории цивилизаций многонациональное государство. Впервые в истории народов «Декларация прав народов России», принятая ещё в 1917 году, гарантировала «равенство и суверенность народов», их право на «свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».
В августе 1922 года была создана комиссия для рассмотрения вопроса о взаимодействиях РСФСР и других советских республик. В первом пункте проекта резолюции, разработанного Сталиным, который был наркомом по делам национальностей и генсеком ЦК РКП(б), было записано: «Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР…»
Ленин предложил другую форму государственного объединения − образование нового союзного государства как федерации равноправных республик. Пленум ЦК в октябре 1922 года принял ленинскую формулировку и постановил: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза».
29 декабря 1922 года на конференции делегаций от съездов Советов четырёх республик − РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР − был подписан договор об образовании СССР, а 30 декабря 1922 года состоялся I Всесоюзный съезд Советов, где договор был утверждён.
Договор включал 26 пунктов, которые определяли структуру высших органов власти, регулировали судебную деятельность и вопросы бюджетов республик, устанавливали единое гражданство, символику и столицу СССР. Пункт 26 закреплял право республик на свободный выход из СССР. В 1924 году с небольшими изменениями договор вошёл в первую, а затем и в последующие редакции Конституции СССР.
Важнейшая отличительная особенность Советского Союза состояла в том, что федеративными отношениями в нём были связаны национальные государственные образования, а государственное объединение народов, организованных в свои национальные республики, в одно многонациональное союзное государство происходило добровольно.
В конце 1980-х − начале 90-х годов жизнеспособность советского государственного строя была нарушена по разным направлениям, что привело к распаду СССР. Вместе с тем на протяжении не одного десятилетия, особенно в период Второй мировой войны (1939−1945), советский государственный строй показал себя как образец многонационального государства, а советское общество представило такую систему государственной организации, где национальный вопрос и проблема сотрудничества наций были разрешены лучше, чем в любом другом многонациональном государстве.
Фото: предоставлено автором
Анатолий СТЕРЛЯГОВ