Второе рождение «Русской старины»
На минувшей неделе в Смоленске произошло событие поистине эпохальное, которого историки, краеведы, да и все любители прекрасного ждали почти век: в своё родное гнездо – дом на пересечении нынешних улиц Тенишевой и Исаковского, который был построен в оригинальном русском стиле в 1903–1905 годах по проекту художника Сергея Васильевича Малютина, – вернулась знаменитая коллекция княгини Марии Клавдиевны Тенишевой.
Как сообщается на сайте Смоленского областного государственного музея-заповедника, составной частью которого является созданный в начале XX столетия и сегодня возрождённый практически заново музей «Русская старина», он вновь открыл свои двери для посетителей.
И уже в первый день работы музея его посетили сто человек! Согласитесь, массовость интереса к экспозиции говорит о том, что смоляне действительно ждали её открытия с немалым интересом и даже волнением.
Каких-либо особых торжеств по поводу открытия возрождённого музея не было. Да они, наверное, и не нужны. И не только потому, что время нынче такое, а по совсем иной причине: название музея – «Русская старина» М.К. Тенишевой – всем посвящённым, любящим и ценящим нашу национальную культуру, говорит само за себя. Причём не только в Смоленске, но и по всей России. Да и во многих странах мира – тоже.
«Собирать всё, относящееся до русской этнографии»
История этого музея и имя его основательницы знакомы многим. Но всё же по поводу столь знаменательного для города события не грех будет с помощью сотрудников Смоленского государственного музея-заповедника её хотя бы кратко напомнить.
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1858–1928), известный общественной деятель, художник и покровитель искусств, издатель, коллекционер с мировым именем, автор диссертации об искусстве эмали, так писала о своём увлечении: «Любя страстно русскую природу, я в душе была всегда чисто русским человеком. Всё, что касалось моей страны, меня глубоко трогало и волновало… Наконец я могла отдаться своей страсти – коллекционированию русской старины…»
Первые приобретения, положившие начало собранию, были сделаны Тенишевой в 1892–1893 годах. Вначале музей размещался в её смоленской усадьбе Талашкино и представлял собой богатое собрание русских древностей, церковной старины, предметов народного быта и творчества.
Значительное влияние на М.К. Тенишеву в тот период оказал известный археолог В.И. Сизов, подсказавший княгине программу коллекционирования: «…собирать всё, относящееся до русской этнографии, а в частности Смоленской губернии, которая уже сама по себе чрезвычайно интересна». По совету Сизова Тенишева знакомится с известным знатоком древнерусского искусства фотографом Иваном Фёдоровичем Барщевским (1851–1948), сыгравшим в итоге ключевую роль в создании музея. По поручению княгини Барщевский совершил ряд поездок во многие губернии России, откуда привозил народную одежду, кружева, прялки, иконы, кресты и многое другое.
Определённое воздействие на собирательские пристрастия Тенишевой оказал её муж – князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843–1903), предприниматель, общественный деятель, учёный, серьёзно увлекающийся этнографией.
Коллекция быстро росла. Занимавшийся организацией музея Барщевский был назначен Тенишевой его хранителем. К апрелю 1898 года в Талашкине скопилось значительное количество материалов, княгиня предоставила музею помещение в здании художественной мастерской, намереваясь в будущем переместить его в Смоленск.
В 1905 году для хранения и экспонирования историко-культурных ценностей в Смоленске был построен специальный двухэтажный кирпичный особняк по проекту художника С.В. Малютина (1859–1937). Над входом было укреплено керамическое панно с названием музея – «Русская старина». По окончании строительных и отделочных работ, проводившихся под наблюдением Барщевского, собрание Тенишевой было переведено из Талашкина в Смоленск и размещено в новом помещении.
Деятельность музея прервали события первой русской революции 1905–1907 годов. В 1907 году по инициативе французского правительства и парижского Национального общества художников Тенишевой было предложено выставить её коллекции в Лувре. Экспозиция русского декоративно-прикладного искусства имела огромный успех, это была первая выставка русского народного искусства за границей, с 10 мая по 10 октября 1907 года её посетили 78 тысяч человек. Барщевский, принимавший участие в создании выставки, был награждён французским орденом «Пальмовая ветвь» II степени «за художественные и научные заслуги».
Нормализация внутренней обстановки в России позволила Тенишевой в 1908 году вернуть свои коллекции в Смоленск и вновь разместить их в прежнем здании. 25 октября 1909 года музей открылся для посещений, работал по воскресеньям и четвергам с 10 часов утра до 3 часов дня. Открывшийся музей пользовался необычайной популярностью у смолян и гостей города. Тенишева писала, что счастлива собрать «многие предметы, имеющие высокое значение в мировом понимании художества».
В 1911 году Тенишева торжественно передала музей Смоленскому филиалу Московского археологического института с условием, что все экспонаты останутся в Смоленске, а в дальнейшем будут пополняться исключительно предметами русской старины. На блюде с ключом от музея, которое Мария Клавдиевна вручила директору института, она выполнила дарственную надпись: «Придите и владейте, мудрые. Влагаю дар мой в руцы ваша. Блюдите скрыню сию и да пребудут вовеки сокровища ея во граде Смоленске на служение народа русского…»
Передачу музея М.К. Тенишева назвала даром для «народного пользования». За свой дар городу княгиня была удостоена звания почётного гражданина города Смоленска. В ведении института музей находился до апреля 1920 года.
Смоленский музей «Русская старина» стал украшением не только России. О нём писали в Европе: «Здесь каждый памятник – ценность, и среди них много ещё памятников неизученных... Древние русские ткани, ручные набойки, рушники, полотенца составляют отдел, равного которому нет ни в одном музее России».
Тихий подвиг музейщиков
А вот какие потрясающие подробности о самоотверженности и настоящем героизме музейных работников, спасших для смолян в годы лихолетья коллекцию М.К. Тенишевой, добавила к этому рассказу старейший сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника Валентина Ивановна СКЛЕЕНОВА:
«Открытие музея, безусловно, это большое событие для города, да и для всей российской культуры. Самое главное – то, что экспонаты, которые осталась у нас в фондах от коллекции Марии Клавдиевны, наконец-то вернулись в родные стены. Это великое дело.
В том, что, несмотря на все перипетии революционных и послереволюционных лет, экспонаты коллекции Тенишевой сохранились, надо отметить большую заслугу Ивана Фёдоровича Барщевского. Именно благодаря его усилиям, его любви к делу, которому он посвятил, по сути, всю свою жизнь, коллекции Марии Клавдиевны в послереволюционные годы частично были спасены. Тогда из всех музеев России изымались самые ценные вещи и отправлялись в Москву – в Госбанк, в объединение «Антиквариат», в скупочные комиссии. Именно благодаря его заступничеству часть коллекций осталась у нас в городе. И в музее «Русская старина» теперь будут выставлены, например, такие шедевры, как предметы лицевого шитья, украшенные жемчугом. Они относятся к XVII веку, это прекрасные произведения искусства. Их пока нет в открывшейся экспозиции, потому что они требуют небольшой реставрации, но скоро смоляне смогут их увидеть.
В 20-х годах ХХ века в городе была создана комиссия, в которую вошли представители властей, НКВД и музея. Они из наших собраний, а в основном это – собрания Тенишевой, отбирали предметы и отправляли в Москву в упомянутые мною организации. Об этом составлялись соответствующие акты. Иван Фёдорович не подписывал часть этих актов, где были включены выдающиеся произведения искусства из собрания Тенишевой. Из-за этого, как вы понимаете, Ивана Фёдоровича убрали из музея.
А уже в 30-е годы пошло настоящее разорение тенишевской коллекции. Её передавали по частям в самые разные музеи города и области. Но самое тяжёлое, что часть коллекции была передана в центральные музеи. Эмиссары из них буквально хлынули к нам. И каждый отбирал то, чего не хватало для их собраний. Это и Третьяковская галерея, и Государственный исторический музей, и Эрмитаж, и Музей декоративного искусства. То есть практически в каждом столичном музее можно найти вещи из собрания Тенишевой.
Во время Великой Отечественной войны большую роль в спасении музейных коллекций сыграла Ефросинья Васильевна Буркина. Так получилось, что война оказалась слишком неожиданна, и поэтому музей не подготовился к эвакуации. Да в первые дни войны и не стоял такой вопрос. Когда Смоленск подвергся первым вражеским бомбардировкам, часть сотрудников, особенно женщины, имеющие детей, были эвакуированы. А мужчины ушли на фронт.
Из 70 сотрудников музея остались, если не ошибаюсь, шесть человек. И когда настал критический момент, когда загорелась от бомбы крыша на церкви Иоанна Богослова, где складировались коллекции исторического музея, встал вопрос о том, что что-то надо делать, иначе музейные коллекции погибнут. И Ефросинья Васильевна взяла на себя всю заботу о музее, о его коллекциях. Она смогла, как сейчас говорят, достать вагон. Правда, она просила два вагона, но выделили только один. И так как сотрудников музея осталось очень мало, грузили только то, что было под силу женщинам. Мужчин было только двое, и они уже были в возрасте. Самое страшное, что они ничего не могли взять ни из археологической коллекции, ни из коллекции стекла, ни из коллекции фарфора. Всё это осталось в городе.
Но эти люди совершили самый настоящий подвиг! Вместе с коллекциями музея они уехали из города даже без еды и запаса одежды – в чём стояли, в том и поехали. Сначала они уехали в город Горький, а затем в Новосибирск.
Много можно рассказывать, что эти люди пережили, как боролась Ефросинья Васильевна за коллекции в Горьком, потому что поступил приказ, чтобы она передала наши коллекции Горьковскому музею, а сама уехала в район для трудоустройства. Ефросинья Васильевна Буркина не подчинилась приказу. Вы понимаете, что значило в военное время не подчиниться приказу?! Она отстаивала наши коллекции, писала письма и в Государственный комитет обороны, и в Министерство просвещения, что нельзя хранить в Горьком музейные коллекции (а Горький в то время был буквально завален эвакуированными музеями), а необходимо их дальше отправлять в тыл. Наверное, и эти письма возымели действие, потому что поступило распоряжение, чтобы из Горького вывезти всё в Новосибирск. И в составе этого «музейного» эшелона были и коллекции нашего музея.
Приехали в Новосибирск. Денег не было. Голодали. И опять поступает распоряжение от Министерства просвещения, потому что его представители руководили этой эвакуацией. Был издан приказ, чтобы оставили коллекции, передали другим музеям, а сотрудники, сопровождавшие их, уехали в район для трудоустройства. И здесь Ефросинья Васильевна Буркина опять не подчиняется приказу. И здесь начинается борьба. А ещё – голод, холод, так как нет зимней одежды, а уже декабрь, и это Сибирь. Конечно, спасали: коллеги из других музеев, вероятно, местные жители как-то подкармливали…
Но реально спас, и это до слёз трогает, один из ящиков, погружённых в вагон при эвакуации. Это был ящик со стеклом, и на нём было написано: «Смоленск». И только в Новосибирске среди экспонатов она обнаружила этот ящик. А стекло во время войны было большим дефицитом и пользовалось огромным спросом. И этот ящик спас её. Она рассчитывалась его содержимым, когда надо было из подвала поднять наши коллекции на антресоли (вначале их разместили в подвале) из-за лопнувших труб, в других ситуациях, где требовалось спасти вывезенные экспонаты. То есть пережили в эвакуации очень и очень многое. Но благодаря именно героизму Ефросиньи Васильевны Буркиной и её помощников собрание нашего музея частично сохранилось во время войны.
Особенно надо назвать фамилию семьи Ткачёвых – Надежды Петровны и Ивана Фроловича: она смотрителем работала, а он дворником, ещё с тенишевских времён. Они спасли часть коллекции стекла и фарфора. Совсем немного, но всё равно эти люди тоже совершили подвиг. В подвале под музеем «Русская старина» есть закуток в форме аппендикса. Они в этом «аппендиксе» часть коллекции спрятали и завалили мусором. И хотя немцы были в самом здании, они не добрались до этого уголка. И после войны Ефросинья Васильевна Буркина пишет, с какой они радостью доставали буквально каждый предмет оттуда».
Около 1 700 экспонатов
Словом, несмотря на годы и даже десятилетия испытаний, катаклизмы времени, благодаря самоотверженности и героизму наших музейщиков удалось сохранить немалую часть уникального собрания «Русской старины». Не все его коллекции уцелели, многое погибло, многое оказалось в коллекциях других музеев.
Но тем не менее после значительных реставрационных, исследовательских, организационных работ в составе Смоленского музея-заповедника музей «Русская старина» наконец-то обретает вторую жизнь.
«В экспозиции сегодня у нас представлено около 1 700 экспонатов. Много, к сожалению, безвозвратно утрачено, а часть коллекции до сих пор работает в разных экспозициях музея-заповедника – например, в Картинной галерее, в Историческом музее, – говорит заведующая музеем «Русская старина» Ираида Викторовна ДАНИЛЕНКО. – Но то, что вы видите здесь, это самое лучшее и самое красивое. В первом зале мы подробно рассказываем о самой княгине Тенишевой, о том, как зарождалась её коллекция. Разумеется, экспозиция будет совершенствоваться, пополняться реставрируемыми сегодня экспонатами».
Уникальный подарок Смоленску
Говорит Тамара Васильевна ОРЛОВА, директор Смоленского государственного музея-заповедника:
«Музей «Русская старина» является уникальным не только для нашего региона, но и одним из немногих в России по широте охвата экспозиционных материалов. В экспозицию музея входят предметы декоративно-прикладного искусства Запада и Востока, изделия русских народных промыслов различных регионов России, а также предметы народного искусства и быта Смоленской губернии.
Я считаю, что его возрождение – это очень важное событие не только для музейных сотрудников, но и для Смоленска в целом, для области. К счастью, ещё есть много людей, старожилов, которые помнят те времена, когда тенишевская коллекция была на слуху. И поэтому, конечно, в первую очередь для жителей города это большой праздник. А музейные сотрудники, я считаю, сделали городу уникальный подарок.
Но мы, музейные работники, кто реализовал эту давнюю мечту, –всего лишь вершина айсберга. Потому что среди всех поколений смоленских музейных сотрудников всегда шла речь о том, чтобы вычленить коллекцию Тенишевой из других коллекций, чтобы убедиться, сколько предметов в ней сохранилось. И в шестидесятые годы об этом говорили, и в семидесятые годы, и в восьмидесятые годы… И не просто говорили – всё это время велась большая и очень кропотливая научная работа по описанию, реставрации и сохранению тенишевского музейного наследия. Иначе не было бы сегодняшнего результата. Так что сегодняшние сотрудники музея просто реализовали в оформленную и доступную для посетителей экспозицию огромный пласт работы, проделанный не одним поколением сотрудников Смоленского музея-заповедника, для того чтобы коллекция вернулась в своё здание и в хорошем внешнем виде, потому что все представленные предметы бережно отреставрированы нашими реставраторами.
Будем надеяться, что теперь эта коллекция будет изучаться более пристально, поскольку она вернулась домой и доступна обозрению посетителей музея. И все исследователи могут понять, какой принцип заложила Тенишева в своё коллекционирование, чему она отдавала приоритет, и благодаря этому исследователи смогут более точно определить регион, откуда прибыли вещи, какие-то подробности этнографического характера. Это очень важно для всех.
Это на самом деле огромное событие: очень многие ведь уже рукой махнули и думали, что коллекция княгини М.К. Тенишевой навечно так и останется в фондах, в запасниках музея. Но, к счастью, при поддержке очень большого количества людей, которые работают и в музее, и вне музея, мечту нескольких поколений и смолян, и музейных работников о возрождении музея «Русская старина» удалось реализовать. Огромное спасибо всем, кто нам помогал осуществить эту мечту. Я это говорю совершенно искренне, потому что мы на все наши просьбы всегда получали самый живой, заинтересованный отклик.
Отдельные слова благодарности за профессиональную помощь и поддержку я хочу сказать в адрес старейшего сотрудника нашего музея-заповедника, бывшей заведующей фондами Валентины Ивановны Склееновой и бывшего директора музея-заповедника Надежды Евстафиевны Волосенковой, которые очень много сил приложили к тому, чтобы музей княгини Тенишевой был вновь воссоздан.
И, безусловно, возрождение музея состоялось благодаря поддержке и воле губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского. Опять же, поверьте, это – не дань политесу, я говорю абсолютно искренне. Знаю, что он о княгине Тенишевой и её роли в культурной жизни Смоленщины хорошо осведомлён, хорошо знаком с той частью коллекции, которую мы выставляем в Талашкине. И, конечно, в Талашкине во время посещений губернатора всегда звучали слова о «Русской старине», необходимости его возрождения. Значимость этого, не сомневаюсь, была для Алексея Владимировича очевидна.
Началось финансирование возрождения «Русской старины» ещё десять лет назад, когда шла подготовка к 1150-летию Смоленска. Были выделены деньги, на которые мы сумели сделать проект, закупить часть оборудования. И все эти годы продолжалась кропотливая работа по возрождению музея, в которой нам во всём шли навстречу и администрация области, и департамент по культуре.
Я хочу сказать самые тёплые слова благодарности всем поколениям музейных сотрудников, кто приложил свои усилия для того, чтобы «Русская старина» вновь состоялась как музей. И поблагодарить всех, кто принимал посильное участие в нашей жизни, откликался на наши просьбы – помогал административно, финансово и т. д. Разумеется, не могу не отметить и наших замечательных реставраторов. Отдельно надо вспомнить автора художественной концепции экспозиции – Валерия Павловича Наливайко, к сожалению, уже ушедшего от нас. Очень талантливый был человек! Именно ему принадлежит идея арок с деревянной резьбой в проходах между залами. Он задал художественный тон оформления экспозиции, разработал дизайн витрин, напоминающий те витрины, что были в музее при Марии Клавдиевне Тенишевой».
Дело, заслуживающее признательности
И вот ещё о чём важно сказать. В среде творческой интеллигенции обычно принято относиться к власти с некоторой долей фронды, ворчливо. Но возрождение «Русской старины», убеждён, – то доброе начинание, которое навсегда вписало имя губернатора Островского в историю музейного дела на Смоленщине. И за это, смоляне, уважающие и ценящие историю родного края, должны быть ему признательны.
Как были до этого вписаны в историю смоленских музеев золотыми буквами имена руководивших областью в послевоенные годы Петра Андреевича Абрасимова, передавшего музею большое здание на улице Ленина, где сейчас располагаются отделы истории областного музея-заповедника, и Ивана Ефимовича Клименко, причастного к созданию сразу нескольких музеев, известных сегодня не только на Смоленщине, но и далеко за её пределами.
Алексей Владимирович, насколько я знаю, как глава региона в своё время чётко пообещал, что музей княгини Тенишевой будет возрождён. Да, в силу очень многих причин объективного характера случилось это не сразу, не за год и не за два. Но – случилось!
Вопросы возрождения музея всегда были у него на личном контроле. И даже накануне открытия, буквально за пару дней до него, он провёл совещание по вопросу завершения реконструкции и срокам открытия историко-этнографического музея «Русская старина».
Начальник департамента по культуре Михаил Ивушин доложил на этом совещании, как в рамках исполнения поручения главы региона были проведены масштабные работы по ремонту внутренних помещений здания музея «Русская старина». На эти цели из резервного фонда администрации Смоленской области были выделены 3,6 млн рублей. На стадии пусконаладочных работ, в частности, были устранены технические сложности, связанные с вибрацией от проходящих рядом со зданием трамваев.
Губернатор, поблагодарив коллег за проделанную работу, обратил внимание своего профильного заместителя Виктории Николаевны Макаровой и начальника департамента по культуре Михаила Юрьевича Ивушина на то, что теперь, на новом этапе, «особенно важно и значимо расширение возможностей музея для демонстрации ещё большего числа экспонатов».
Глава региона также выразил благодарность всем, кто занимался кропотливой и очень непростой работой по возрождению музея «Русская старина».
Фото: Смоленский государственный музей-заповедник
Игорь Красновский