Не будите спящего пациента
26 марта весь мир отметил «Фиолетовый день». Это ежегодное международное мероприятие, целью которого является повышение осведомленности об эпилепсии.
Придумала этот праздник девятилетняя девочка Кессиди Меган, страдающая от этого заболевания, чтобы показать окружающим, что она ничем от них не отличается. Ее инициативу поддержала сначала Ассоциация эпилепсии Новой Шотландии, а затем и другие организации мира. С тех пор в разных странах в этот день распространяется информация о болезни и о первой помощи, которую можно оказать страдающим от нее людям, проводятся благотворительные акции и сборы в их пользу. «Смоленской газете» о проблеме эпилепсии рассказала детский невролог, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии Смоленского государственного медицинского университета Екатерина Александровна Кислякова.
Разобраться может только специалист
– Екатерина Александровна, в детской неврологии на данный момент какие проблемы являются наиболее актуальными? Входит ли эпилепсия в этот список?
– На мой взгляд, наиболее актуальные проблемы сейчас – это судороги у детей, синдром гиперактивности с дефицитом внимания и различные тики и страхи.
– А судороги – это признак эпилепсии или они могут случаться и по другим причинам?
– Судороги могут быть не только проявлением эпилепсии. У детей раннего возраста могут быть, и часто встречаются, фибрильные приступы. У детей от трех до пяти лет в 80% случаев они никогда не перейдут в эпилепсию. Бывают аффективно-респираторные и доброкачественные приступы, которые также никогда не перейдут в эпилепсию.
– Как отличить приступы, которые не перейдут в эпилепсию, от эпилептических? Или родителям, в принципе, не нужно ничего отличать – если появились какие-то такие проявления, то срочно нужно обращаться ко врачу?
– Однозначно, если у ребенка случились судороги, нужно обратиться к неврологу, провести обследование и решить вопрос о причине этих судорог. Являются ли они проявлением эпилепсии или это симптоматическое, обусловленное явление: например, повысилась температура – случился фибрильный приступ. В этом может разобраться только квалифицированный доктор, проведя необходимое клиническое обследование.
– А фибрильные приступы сами по себе опасны или они проходят без серьезных последствий для организма?
– Фибрильные приступы делятся на простые и сложные. Простые встречаются чаще всего у детей трехлетнего возраста в первый эпизод повышения температуры – чаще всего при температуре от 38 до 39 градусов. Как правило, они кратковременные, длятся несколько минут, проходят самостоятельно и при повторном повышении температуры в этот эпизод заболевания больше не повторяются. Плохо, если приступы были сначала фибрильными, а потом они становятся афибрильными, то есть появляются без температуры. Это такой знак, когда нужно срочно бежать к неврологу и проводить обследование, потому что существуют такие формы наследственных заболеваний, которые могут начинаться именно с фибрильных приступов.
Фотостимуляция ухудшает течение эпилепсии
– Говорит ли наличие таких приступов о том, что нужно сбивать температуру детям и до вот этой планки не доводить, когда могут возникнуть приступы?
– Считается так, что до 38,5 градуса температуру сбивать не надо, потому что организм сам борется. Если же случились приступы судорог, то я бы обратила внимание не только на температуру, но и на общее состояние ребенка. Если вы видите, что изменилось его поведение: он стал менее активным, стал отказываться от еды, больше лежит или спит, – однозначно надо сбивать температуру, вызывать скорую помощь.
– Если говорить об эпилепсии, то в каком возрасте она может себя проявить?
– Абсолютно в любом возрасте: с рождения и до глубокой старости. Здесь нет такого, что, достигнув какого-то определенного возраста, мы застрахованы и можем об этом забыть. Однако хочется обратить внимание на то, с чем к нам обращаются родители. Существует такая проблема, что порой лечат не приступы, а электроэнцефалограмму. Например, у ребенка заболела голова – идут к доктору. Доктор назначает РЭГ и электроэнцефалограмму, хотя электроэнцефалограмма не имеет к головной боли никакого отношения. Сделали ее, увидели судорожную активность, и мама в стрессе: что делать, куда нам дальше бежать?! К сожалению или к счастью, эпилептиформная активность регистрируется у абсолютно здоровых людей, у которых никогда не было и не будет судорог. Поэтому на основании только бумажки мы не можем поставить диагноз. Надо проводить совокупность обследований и собирать анамнез. Хорошо собранный анамнез – это 80% быстро и правильно поставленного диагноза.
– А по какой причине это заболевание у людей возникает?
– У детей это врожденные пороки развития, следствие нейроинфекции, родовых травм или не только родовых, но и бытовых, автотравм. Либо это может быть первым проявлением опухоли мозга. Чаще всего это все-таки структурное изменение головного мозга. В подростковом периоде, конечно, есть провоцирующие факторы, которые могут ухудшать течение эпилепсии. Это нарушение режима сна, потому что судороги чаще всего встречаются на смене фаз сна и бодрствования: при засыпании либо при просыпании. Это мощная фотостимуляция у детей и подростков: компьютер, телевизор, дискотеки. А также употребление алкоголя, первая попытка приема наркотиков.
– Как оказывать первую помощь при приступах?
– Необходимо положить пациента на бок, повернуть голову набок, при рвоте удерживать пациента в положении на боку, изолировать от опасных предметов и обязательно зафиксировать время приступа. Нельзя паниковать, нельзя разжимать челюсти и что-то вставлять в рот или вливать жидкости. Ну и, конечно же, если человек заснул, а чаще всего они засыпают, то нельзя его тревожить после приступа. Я уже говорила, что приступы могут происходить на смене фаз сна и бодрствования, и, пробуждая пациента, мы можем спровоцировать еще один приступ.
Минус 10 IQ в неделю
– Если у человека есть это заболевание, какие коррективы в его жизнь это вносит? Есть ли какие-то ограничения?
– Не рекомендуется заниматься видами спорта, которые могут причинить травму, если случился судорожный приступ. Допустим, если человек плавает в бассейне и у него произошел приступ в воде, это может угрожать его жизни. Не рекомендуется летом в жару пребывание на юге. Кататься на велосипеде можно только под присмотром либо надевая шлем. В общем, тех ситуаций, в которых человек может получить травму в случае приступа, стоит избегать. Если ребенок ходит в детский сад, необходимо обязательно предупреждать воспитателей о том, что у него могут быть приступы. Но противопоказанием к посещению детского сада это не является.
– Есть масса заболеваний, при которых крайне важны ранняя диагностика и раннее начало лечения. Важно ли это в случае с эпилепсией?
– Важно, особенно у детей младшего возраста. Существует, например, синдром Веста – это эпилептическая энцефалопатия, которая начинается у детей в возрасте от четырех до шести месяцев. Дети, как правило, до этого возраста нормально развиваются, а потом у них возникают судороги и регресс развития. Лечение данного заболевания должно быть начато как можно быстрее, потому что ребенок теряет 10 IQ в неделю. Таким образом, коэффициент IQ за два месяца ниже на 80 – вы можете посчитать, что останется. Необходимо помнить, что бывают такие катастрофические, разрушительные заболевания. Это тот случай, когда нужно бегом бежать к доктору и получить своевременную и качественную терапию.
– Есть ли что-то еще, о чем важно сказать в этой теме, но я об этом не спросила?
– Я бы хотела сказать про прививки. Считается, что большинство прививок не опасны для детей с эпилепсией, как и для здоровых детей. Просто на первый год жизни приходится наибольшее количество прививок, и иногда родители пытаются установить взаимосвязь между ними и заболеванием. Нет, это абсолютно никак не связано. Это миф, что нельзя делать прививки. Если у ребенка есть эпилепсия, то нельзя прививаться живыми вакцинами, а все остальное можно.
– Когда мы сталкиваемся с чем-то, что мы не очень хорошо знаем и понимаем, чаще всего мы этого боимся. Что можно сказать родителям, которые вдруг столкнулись с тем, что у их ребенка приступы судорог?
– Это заболевание неинфекционное, неопасное. Надо не бояться, надо обратиться ко врачу, чтобы вовремя диагностировать и получить ответы на свои вопросы. Может быть, это все-таки не эпилепсия, а если эпилепсия, то нужно вовремя начать лечение. Однако надо помнить и о том, что противосудорожные препараты могут избавить от судорог или уменьшить их количество (тем самым повышая качество жизни пациента), но не могут устранить причину заболевания – допустим, если это врожденный порок мозга.
Фото: из личного архива Е.А. Кисляковой, pixabay.com
Татьяна Борисова