Среда обитания

Смоленск: в поисках новых смыслов

13 ноября 2017 года в 19:15

В Смоленске побывал урбанист и социальный инженер Cвятослав МУРУНОВ. Эксперт Сколково и преподаватель МГУ, он уже около 17 лет ездит по России и занимается анализом российских городов, помогает формировать сообщества неравнодушных жителей, которые своими силами меняют города к лучшему.

Познакомившись со Смоленском, Святослав провёл открытые лекции и воркшопы (обучающие мероприятия) для архитекторов, бизнесменов, городских активистов и просто неравнодушных горожан. Цель таких встреч – растормошить мышление людей, показать им, как и с кем нужно взаимодействовать, чтобы влиять на городскую среду. В интервью «Смоленской газете» Святослав Мурунов рассказал о том, с какими типичными проблемами постсоветских городов столкнулся Смоленск, где искать новые смыслы и как наладить диалог между чиновниками и горожанами.

Новый взгляд

– Святослав, расскажите, с чего началось для вас изучение городов?

– К анализу городов я обратился, основываясь на собственном опыте. Когда ходишь по кругу и понимаешь, что город разрушается, а ты ничего не можешь сделать, задаёшься вопросом: «Что я могу изменить, находясь в сегодняшней конкретной позиции?» Будучи по первой специальности системным аналитиком, я понял, что могу проанализировать, как всё устроено, чтобы, опираясь на полученную модель, выстроить коммуникации с теми, кого волнует эта же проблема. Используя метод системного анализа, в течение пяти лет вместе с командой единомышленников я изучал ситуацию, сложившуюся в российских городах. Итогом этой работы стало создание Центра прикладной урбанистики. Сегодня этот проект охватывает 230 городов по всей стране, в каждом из которых существует своё сообщество единомышленников, заинтересованных в деятельности на благо города.

– Вы много ездите по стране, проводите лекции и мастерские. В чём цель этих встреч?

– Мои встречи с людьми направлены на оживление мышления горожан, формирование новых подходов. На таких встречах всегда присутствуют люди, которым город небезразличен. Что я могу для них сделать? Задать вопросы, которые они, скорее всего, сами себе никогда не задавали. «Расшевелить» их картину мира. Кроме того, я могу передать наш опыт. Опираясь на него, можно ответить на вопросы: город – в данном случае Смоленск – это о чём? Как он таким стал? В каком направлении ему двигаться дальше?

«Город – это всегда сложно»

– С какими проблемами сталкиваются постсоветские города, и Смоленск в частности?

– Очень распространена проблема городских пространств. Никому не нужны смыслы, всем нужны лавочки, дорожки, клумбы – словом, благоустройство. К примеру, мы побывали сегодня у вас на набережной. Там стоит памятник, а возле него всякие деревянные поделки. Я вижу потрясающую крепостную стену, живописную реку, старинный город и… какие-то деревянные поделки. Когда говорят, что это сделала местная администрация, с управлением в городе становится сразу всё понятно. Это ремесленники, которые пытаются «спасти» город за счёт каких-то маленьких проектов. Такое решение не соответствует масштабу истории города, богатству его культуры. Это происходит потому, что нет диалога между жителями. Сложные проекты – это всегда кооперация, а её нет.

Для Смоленска характерны все основные проблемы постсоветского города. Обратимся к городской среде: шины на клумбах, теплички, высокие заборы, пеньки, мягкие игрушки, прибитые во дворах… Туи, которые загораживают городские виды. Почему туя? Разве она является типичным для Смоленска деревом? Все эти мелочи показывают, что в городе многое делается на авось.

При этом многие любят во всём винить чиновников. А вы пробовали выстроить диалог с этими чиновниками? Записаться на приём? Приведу пример Екатеринбурга. Там горожане – архитекторы, социологи – говорили: чиновники нас не слышат и не хотят с нами разговаривать. Но когда жители города начали объединяться и делать что-то своими силами, администрация сама к ним пришла и предложила помощь. Вот и ответ: если вам не идут навстречу, попробуйте сделать что-то сами, не ждите. Смена чиновников не принесёт городу новые смыслы. Попробуйте найти их сами. Спросите себя: можем ли мы вместе реализовать какие-то творческие идеи и в каком масштабе? Наверняка можем.

– Как же понять, в каком направлении двигаться?

– Задавайте правильные вопросы. Не «что мы хотим?», а «как мы живём?», не «что мы хотим здесь построить?», а «как мы хотим этим пользоваться?», а ещё – «сколько мы готовы за это платить?» и «как мы будем за это отвечать?». Чиновники боятся задавать эти вопросы горожанам, потому что тогда им скажут – а почему тогда про всё остальное нас не спрашивают?

– Так ведь проще, когда кто-то всё решит за тебя…

– Проще – это не о городе. Город – это всегда сложно. Смоленск сейчас теряет свою сложность – иными словами, он упрощается или деградирует. Профессионалы, которые есть в городе, от этого страдают, но сделать ничего не могут, так как между ними нет коммуникации, нет объединяющего начала. У смолян две беды: первая – никто не умеет работать со смыслами, утеряны идеологические компетенции, вторая – люди не умеют выстраивать коммуникацию с не такими, как они. Поэтому на своих воркшопах я объясняю, как выстраивать диалог, как создавать сообщества, как модерировать городской диалог, чтобы никто не был выше других и все были вместе.

– И это действительно работает?

– Я занимаюсь этим четыре года и вижу динамику: не имея денег и ресурсов, люди начинают перезагрузку своих городов. Можно строить парки, ФОКи и торговые центры, давать людям «халяву», устраивать дни города с шариками и салютами, но, скорее всего, качественно это систему не изменит. Нужно воспитывать горожанина, дать ему возможность самому решать, что нужно городу. Нужно, чтобы таким ответственным горожанином стала и сама администрация. Чиновники – тоже жители города. Нужно узнать, что это за люди, как они относятся к городу.

Где искать новую идентичность

– Какие ещё наблюдения вам удалось сделать во время поездки по Смоленску?

– Есть ярко выраженный исторический центр города. Видно, что в советское время он как-то обустраивался, переосмыслялся. Постсоветский период явно связан с упрощением. Остальные районы – спальные, промышленные, торговые – абсолютно не соответствуют истории этого города. Такие же рынки, вокзалы, «хрущёвки» я видел во многих других городах, в них нет ничего самобытного. Получается такой разорванный потенциал. Ещё один момент – город не повёрнут к реке, он ею не пользуется: набережная смотрит на трубы, вся красота с другой стороны, а там нет набережной. Город не знает, что делать с крепостью. Всё время закрывает туда проходы, хотя это единственное действительно уникальное место, с которого город по-настоящему раскрывается.

– Считается, что на обустройство крепостной стены нужны большие средства…

– Если рассматривать крепостную стену, как инвестиционный проект, окажется, что не такие уж колоссальные деньги нужны для превращения её в туристический объект. Нужно собрать пул инвесторов, предпринимателей, градозащитников, которые скажут: «Мы понимаем, что здесь должно быть, и готовы в это вложиться». Да, реконструкция или реставрация – это затратно, но приспособить то, что есть сейчас, чтобы это начало работать на благо города и перестало разрушаться, это не такие большие затраты. Это ещё один пример отсутствия городских коммуникаций, некоего внутреннего профессионального диалога.

– И все же, исходя из вашего опыта, на что стоит сделать упор в развитии Смоленска?

– У города особые отношения со временем. На мой взгляд, одним из базовых смыслов идентичности Смоленска может быть время – в различных его проявлениях. Второй момент: Смоленск сохранил свою провинциальность – в хорошем смысле этого слова, а ему все время навязывают столичные черты, и он с этим борется, хочет быть самим собой. И это правильно. Третий момент – мультикультурность города, ведь исторически он располагался на границе разных государств и впитал в себя черты различных культур. Смоленск был кубком, переходившим из рук в руки, и каждая культура делала на нём свои засечки. Потенциал развития Смоленска – в синтезе этих культур. Польской, белорусской, русской… С этими культурами нужно что-то делать, вы не можете их игнорировать, а ведь именно это сейчас и происходит.

Смоленск – город со сложной судьбой, которая диктует непростое будущее. Он не пойдёт тривиальными путями. Город-сад, «умный город», город – ядро агломерации – это не про него. Смоленск построен как приграничный город, но в XXI веке функция приграничья меняется. Самое логичное – сделать приграничный город площадкой для культурного обмена. Современные культурные центры, представительства других государств, международные картинные галереи, совместные фестивали – где они? Ведь новая экономика идёт вслед за культурными связями. Если создать эти связи, увидеть в них свою сильную сторону, появятся и инвесторы, которые захотят вложить сюда свои деньги.

Мы можем дать только инструменты и показать, как ими пользоваться, но ответить за смолян, в каком городе они живут, мы не можем.

– Какие это инструменты?

– Знание, как и с кем вступать в коммуникации, чтобы что-то изменить. В каждом городе есть администрация, бизнес, городские активисты, жители, представляющие разные группы. И если вы хотите что-то создать или организовать, вам нужно пригласить к участию в проекте всех тех, кто этим будет пользоваться. Самый главный принцип – не предлагать готовую идею: «Я придумал!», а говорить о том, что вас волнует. Вопрос о том, кого и что волнует, является стартовым для городской коммуникации. Да, люди все разные, но есть темы, которые могут их объединить, и каждый может найти роль, которую способен выполнить в общем деле. Итогом наших занятий, как и большинства просветительских мероприятий, должно стать изменение мышления участников. В практическом плане результатом таких занятий могут стать и конкретные городские проекты. Мы их зафиксируем, и потом участники сами решат, что делать с ними дальше. Если кому-то понадобится наша помощь в дальнейшем, мы открыты к общению. К тому же все наши разработки и городские стратегии опубликованы в интернете.

Спасибо вам за беседу!

Юлия ШОРОХОВА

В Смоленске завершили благоустройство семи дворов
Смолян 14 ноября ждут ночные заморозки и мокрый снег и дождём