Статьи

«Твой голос, мама, жив во мне»

25 ноября 2016 года в 10:16
27 ноября в нашей стране отмечается День матери. Несмотря на то что этот праздник достаточно молодой, традиция поздравлять мам не только 8 Марта, но и в третье воскресенье последнего осеннего месяца, прижилась и в России.

И хотя Евдокии Сергеевны Савиной, мамы известных смоленских врачей Анатолия и Николая Савиных, нет уже более 20 лет, память о ней живёт в сердцах её детей и теперь уже внуков и правнуков, которые хранят её как самую большую ценность. Сегодня братья делятся воспоминаниями о родном и любимом человеке…

Кстати, принято считать, что близкие родственники очень редко бывают одинаково успешны в одной сфере деятельности. Пример братьев Савиных напрочь опровергает это утверждение. Николай Савин – известный врач-стоматолог из Сафонова, где его знают и уважают не только как медика, но и как руководителя развивающегося сельхозхозяйства.
Сегодня в Сафонове открыты и успешно работают под его началом два стоматологических кабинета.

Имя стоматолога Анатолия Савина тоже хорошо известно смолянам. В Смоленске и Гагарине открыты клиники с одноимённым названием «Доктор Савин». Анатолий Егорович – не только стоматолог с большим опытом работы, но и поэт, автор нескольких поэтических сборников. Цикл стихов он посвятил матери.

Евдокия Сергеевна прошла нелёгкий жизненный путь – ей довелось испытать и горечь войны, и тяготы послевоенной разрухи, и все «прелести» деревенского быта. Но, как некрасовская героиня, она с честью выдержала все выпавшие на её долю испытания.

Главным богатством была её семья. И помимо своих пятерых детей она вырастила пятерых приёмных – детей мужа от первого брака, став для них любящей мамой…

«Наша мама – родом из Сафоновского района, её родителей раскулачили и всю семью отправили на выселки, – рассказывает Николай Егорович Савин. – Но когда они ехали на поезде по Московской области, мама сбежала от НКВД, выпрыгнув из вагона. Так и осталась жить в тех краях, на станции Дорохово. Там же и познакомилась с папой…»

Егор Григорьевич Савин на тот момент был уже вдовцом – жена умерла при родах, оставив ему пятерых детей. Жених предупредил избранницу о «наследстве», но настоящую русскую женщину не испугали эти трудности… Впрочем, трудности только начинались.

«Отец добровольцем ушёл на фронт, несмотря на то что имел возможность остаться – как многодетный отец и председатель колхоза. А у мамы к тому времени на руках было уже шестеро детей – у родителей родилась общая дочь. Но никогда она не делала различий между своими и приёмными детьми – ни в военные годы, ни в послевоенное время», – продолжает рассказ о матери Николай Савин.

Во время войны женщина дважды была на волоске от смерти, но словно бы ангел-хранитель спасал её от неминуемой гибели.

Эти истории стали семейной легендой, и, вспоминая о тех суровых испытаниях, Евдокия Сергеевна при жизни не могла сдержать слёз…

Первый раз её хотели повесить фашисты как жену командира партизанского отряда – так немецкому майору донесли полицаи. Виселица была уже готова – связь с партизанами не прощалась. Но русскую женщину спасла переводчица. По семейной легенде, она была нашей разведчицей, внедрённой в окружение врага. Фаина – так звали спасительницу – сказала палачу-фашисту, что муж женщины, приговорённой к казне, никакой не партизан, а обыкновенный солдат. Тот потребовал доказательств – и они были представлены. Один из приёмных сыновей принес хранившееся дома фото отца – солдата. Солдатку помиловали. Правда, чудом избежав гибели, та поседела раньше срока.

Кстати, история эта имела продолжение. Многие годы спустя Евдокия Сергеевна несколько лет ухаживала за тогда уже больной Фаиной, помня, чем ей обязана.

Второй раз мать и детей спасло буквально чудо. Когда в 1943 году немцы покидали оккупированную территорию, семейство Савиных ютилось в землянке. Евдокия Сергеевна с ужасом увидела, как отступающий фашист замахивается, чтобы бросить напоследок гранату в землянку. Замерев на несколько секунд, враг опускает руку и убегает, так и не решившись взять грех на душу – убить многодетную семью.

Так все остались живы и встретили в 1945-м отца семейства – участника Курской и Сталинградской битв, вернувшегося с войны инвалидом.

Дети старались помочь матери с отцом. Мальчишки с младых лет были приучены к труду и выполняли тяжёлую мужскую работу – дрова рубили, траву косили, плотничали… Эти навыки пригодились им в будущем, во взрослой жизни.

«Хотелось быстрее вырасти и научиться пахать, чтобы помочь родителям», – вспоминает Николай Савин.

На вопрос, какой ему запомнилась мать, Николай Егорович отвечает: «Она была очень добрым и участливым человеком. Когда к нам приходили наши друзья, всегда их с интересом расспрашивала – о делах, об успехах и о родителях. Всегда стремилась усадить за стол, накормить и напоить чаем. И друзья назвали её мамой. А я всё удивлялся этому.
Несмотря на пережитое, мама была оптимистом и не теряла веру в жизнь и в нас, её детей».

Наверное, эта вера и поддержка и помогли её детям состояться в жизни. Один из сыновей стал лётчиком, Анатолий и Николай – врачами.

«Возможно, то, что мы будем поступать в медицинский институт, было предопределено, – считает Анатолий Савин. – Из детства помню такой эпизод. Как-то раз мама тяжело заболела, и её положили в больницу. Мы с братом Николаем отправились её проведать.
Добрались до больницы, нашли нужное нам отделение и в холле увидели плакат: на листе ватмана был изображён мальчик, который дарит букет цветов доктору. Внизу стояла подпись: «Спасибо за маму». Это изображение врезалось мне в память. Может быть, то посещение и сыграло свою роль в выборе профессии».

«Твой голос, мама, жив во мне»

«Твой голос, мама, жив во мне»


Мама, узнав о решении поступать в медицинский институт сначала одного, потом и второго сына, обрадовалась. И была горда за ребят. Её материнское сердце было спокойно – она считала, что если сыновья выбрали этот жизненный путь для себя, значит, они вырастут достойными членами общества. Всегда говорила им: в любой ситуации будьте людьми и к окружающим относитесь по-человечески. «Мы старались следовать её напутствиям. Мы же на неё и отца равнялись – для нас родители были эталоном», – продолжает Анатолий Савин.

Даже перебравшись в город, братья не забывали о родителях и каждые выходные приезжали в родную деревню в Сафоновском районе – дров нарубить, по хозяйству помочь, праздники вместе отметить. И когда образовались свои семьи, они также были частыми гостями в родительском доме. Дом этот уже был построен их руками.

«Мама вмещает вселенную. Всё, что есть положительного, сформировалось во мне благодаря матери, отцу и первой учительнице, которая не имела своих детей, но вкладывала всю себя в воспитание деревенских детишек. А также добрым людям, встретившимся на моём жизненном пути. Но мама – это стержень и барометр, который не позволял упасть ниже ватерлинии. Всегда ориентировался на мать, задаваясь вопросом: а как бы она отнеслась к тому или иному шагу? Возможно, это удерживало меня от опрометчивых поступков. Мама для меня – основа доброты, любви, совести и нежности», – говорит Анатолий Егорович.

Свою любовь к матери сыновья пронесли через всю жизнь. И мама, чувствуя сыновнюю любовь и привязанность, как-то призналась им: «Мальчики, я прожила долгую и трудную жизнь, но счастье познала только с вами, мои сыночки».
Евдокия Сергеевна Савина ушла из жизни в 1995 году, пережив на пять лет своего мужа. Когда её не стало, Анатолий Егорович написал: «…Тебя к себе земля взяла, а мы полмира потеряли».

Маме

Твой голос, мама, жив во мне,
Он где-то рядом во вселенной.
То шелест листьев в тишине,
То шёпот трав проникновенный,
То звёзд пустынный глас…
В минуты горестных сомнений
Он миг надежды сокровенный,
А в непогоду свет в окне,
Который, к счастью, не погас.


Анатолий Савин

В Смоленской области идет реконструкция сражения под Красным 1812 года
В стиле Огненного петуха

Другие новости по теме